Фомина седмица 2025: когда будет, традиции, календарь по дням, что нельзя делать

Когда будет Фомина седмица 2025
Фомина седмица — ещё один период вроде Великого поста, который жёстко привязан к дате Пасхи. Таких периодов и праздников в церковном календаре много: это и Страстная седмица, и Светлая седмица, и Антипасха, и другие многочисленные праздники и памятные даты. Все они отсчитывают свои даты от даты Пасхи и поэтому каждый год отмечаются в разное время — ведь Пасху ежегодно высчитывают заново по лунному календарю.
Пасха, согласно методике расчёта её даты — александрийской пасхалии, приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия. В 2025 году она пришлась на 20 апреля и объединила в праздновании и православных христиан, и католиков, хотя чаще всего даты праздников у этих конфессий не совпадают из-за разницы в календарях.

Сразу за Пасхой следует Светлая седмица — дни, когда продолжается пасхальное гуляние, радость и веселье. Завершается она Антипасхой — восьмым днём после Пасхи, который также называется Фоминым воскресеньем. Именно Фомино воскресенье открывает Фомину неделю или, в церковнославянской традиции, седмицу.
В 2025 году Фомино воскресенье пришлось на 27 апреля. Значит, Фомина седмица продлится с 27 апреля до 3 мая. Воскресенье 4 мая открывает следующую седмицу по церковнославянскому календарю — неделю святых жён-мироносиц.
История и суть Фоминой седмицы
Говоря о Фоминой седмице или неделе, нужно различать понятия. Седмица в церковнославянском языке означает неделю в современном понимании этого слова. А слово «неделя» означает воскресенье, которое является не последним днём седмицы, как в мирском календаре, а первым. Поэтому Фомина седмица и Фомина неделя с точки зрения церковного календаря не одно и то же: Фомина неделя или Неделя о Фоме — это то, что в народе называют Фоминым воскресеньем, а Фомина седмица — то, что в народе называют неделей, от воскресенья до субботы.

В Фомино воскресенье, а также на протяжении всей Фоминой седмицы христиане вспоминают событие, связанное с апостолом Фомой, чьё имя и дало название всему этому периоду. В народном сознании он остался как Фома Неверующий, поскольку оказался единственным учеником Христа, который не поверил в Его воскрешение, пока не увидел его своими глазами.
Это описано в Евангелии от Иоанна: согласно ему, воскреснув, Христос явился Своим ученикам, которые прятались от старейшин Иудеи в запертом доме. Ученики обрадовались Его явлению, однако Фомы среди них не оказалось, и когда ему рассказали об этом, он не поверил.
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).
На восьмой день Христос опять явился ученикам, среди которых теперь был и Фома, при этом Он прошёл через запертые двери.
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:27–29).
История Фомы Неверующего важна по двум причинам. Прежде всего она говорит о важности безусловного принятия веры в Спасителя, для которой нет необходимости в доказательствах. Кроме того, своей дальнейшей судьбой Фома показал, как следует защищать свою веру и бороться за неё — ведь, уверовав во Христа, он стал одним из самых пламенных Его проповедников.

С Фоминой неделей связаны и другие важные традиции: именно в эти дни впервые после Страстной седмицы разрешается посетить кладбища и помянуть усопших, в том числе в церкви. Дело в том, что на Страстной седмице такие обряды не проводятся, ведь в это время христиане вспоминают жертву Христа и Его последние дни. Сама Пасха — время радости, которое нельзя омрачать печалью от воспоминаний об усопших. То же относится и к Светлой седмице, когда продолжаются пасхальные гуляния, которые завершатся только на Антипасху.
А вот на Фоминой седмице посещать кладбища и вспоминать усопших не только можно, но и нужно. Недаром она, помимо официального церковного названия, имеет и много других, народных — Радоницкая, Поминальная, Проводная. Также в некоторой церковной традиции её называют Неделей обновления.
Традиции Фоминой седмицы по дням
Подобно Страстной седмице и Масленичной неделе, у каждого дня Фоминой седмицы есть своё название и свои традиции.

Первый день — Фомино воскресенье, 27 апреля
Его ещё называют Неделей о Фоме, Антипасхой. В этот день верующие посещают церковь, чтобы в последний раз принять участие в пасхальном богослужении, причаститься и помолиться о ближних. В народе его также называют Красная горка — древний, ещё дохристианский праздник, посвящённый богу солнца Яриле и приходу весны.
Этот день принято отмечать так же, как Пасху — весельем и гуляниями, богато накрытыми столами, где присутствуют обязательные пасхальные блюда: творожная пасха, кулич, крашеные яйца. Кроме того, Фомино воскресенье — первый день после Великого поста, когда разрешается справлять свадьбу, и в народе считается, что заключённый в этот день брак обязательно будет счастливым.
Однако посещать кладбища в Фомино воскресенье ещё нельзя, ведь пасхальная радость пока доминирует. Для этого будут следующие дни.
Второй день — Фомин понедельник или Проводы, 28 апреля
Это первый день, когда начинают поминать усопших. В народе считалось, что в Фомин понедельник покойные родственники приходят в дома родных, чтобы отметить с ними Пасху. Поэтому важно было их встретить, то есть угостить куличами и крашеными яйцами, а затем проводить обратно.
Третий день — Фомин вторник или Радоница, 29 апреля
Вторник Фоминой седмицы — это всегда праздник Радоницы. Он непосредственно посвящён поминовению усопших. Радоница уходит своими корнями ещё в дохристианские времена: древние славяне считали, что в этот день истончается грань между земной и загробной жизнью, и покойники приходят, чтобы проведать родных. Сегодня это церковная памятная дата, посвящённая поминовению усопших.
Важно, чтобы поминовение проходило без грусти, тоски и печали, ведь Пасху и радость от Воскрешения Христа празднуют не один день и не семь, а целых 40 — вплоть до праздника Вознесения Христова. Поэтому Радоница — это светлое время, когда можно принести радость Пасхи отошедшим в мир иной родственникам и разделить её с ними, ведь именно от слова «радость» происходит её название.
Кроме того, на Радоницу начинают вновь регулярно служить поминальные службы, которые во время Великого поста проводились только в родительские субботы, а на Светлой седмице не служились вовсе.
Четвертый день — Фомина среда или Сухая среда, 30 апреля
У этого дня несколько названий — Сухая среда, Лысая среда, Громничная среда и другие. В этот день в храмах служат панихиды, проходят поминальные богослужения. Народная же традиция указывает, что в Фомину среду нужно отказаться от любых работ на земле, иначе не будет урожая. Считается, что если на Фомину среду что-то посеять, оно точно не взойдёт.
Пятый день — Фомин четверг, 1 мая
Согласно поверьям, в Фомин четверг души умерших вновь посещают свои дома, поэтому домочадцы старались оказать им особое почтение. Так, для них выделяли специальную комнату, где открывали окна, а дверь, напротив, запирали. Внутрь ставили различные угощения для покойников. Заходить в эту комнату категорически запрещалось до рассвета Фоминой пятницы.
Шестой день — Фомина пятница или Проводная пятница, 2 мая
Фомину пятницу посвящали не покойным родственникам, а будущему урожаю. Обряд чем-то напоминает Масленицу: после завершения работ на поле сельские жители собирали сухие ветви, делали из них чучело и поджигали. Считалось, что это спасёт урожай от дурного влияния, в том числе от нечистой силы.
Седьмой день — Фомина суббота или Дедова суббота, 3 мая
Последний день Фоминой седмицы также носит название Вьюнишник. У этого дня есть много забавных традиций. Так, на Дедову субботу проводили обряд, который должен был отогнать смерть и болезни — понятное завершение недели, посвящённой поминанию усопших и прямому соприкосновению с загробным миром. Чтобы отогнать смерть, деревенские жители собирались все вместе и громко проклинали смерть и различные болезни. Чем страшнее проклятие, тем на более долгий срок они отступятся.
Кроме того, в честь Вьюнишника проводился обряд, похожий на рождественские колядки: жители деревни ходили под окнами у новобрачных, которые поженились в период с осени по весну, пели для них «вьюницкие» песни, водили хороводы. В ответ молодожёны должны были одарить поющих различными угощениями.
Что можно и нельзя делать на Фомину седмицу
На Фомину седмицу есть как то, что нужно сделать обязательно, так и то, от чего лучше отказаться. Например, считается, что на Фоминой седмице нужно:
- сходить в храм и помянуть усопших, поставить за них свечи, написать поминальные записки,
- помогать нуждающимся,
- вспоминать усопших добрым словом,
- посетить кладбище, поделиться с умершими пасхальной радостью и привести в порядок могилы.

На Фоминой седмице нельзя:
- грустить, печалиться, плакать — усопших нужно вспоминать со светлой радостью, характерной для Пасхи,
- ругаться, ссориться, желать ближним зла,
- тяжело физически работать — обычные бытовые дела церковь не запрещает, а вот тяжёлый физический труд лучше отложить, чтобы посвятить время религиозным обрядам,
- поминать усопших алкоголем — церковь этого не приемлет,
- выбрасывать пищу — её лучше отдать птицам или животным,
- оставаться надолго в одиночестве.
Кроме того, следует помнить о том, что традиция приносить еду на кладбище тоже не одобряется церковью, поскольку она считает это отголоском язычества.




