Прямой эфир

Антипасха и Фомино воскресенье 2025: в чём отличия, традиции, что можно и нельзя делать

Лилия Батршина
27 апреля, 15:29
На восьмой день после Пасхи христиане провожают Светлую седмицу — время пасхальной радости и счастья от Воскресения Христа. Однако в этот же день вспоминают и апостола Фому Неверующего, уделяя ему много внимания. Почему Антипасха и Фомино воскресенье слились в один праздник и причём здесь Красная горка? Рассказываем в материале 78.ru.
Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Когда будет Антипасха в 2025 году

Антипасха, как понятно из названия, — это один из церковных праздников, которые жёстко привязаны к дате Пасхи. Именно поэтому они, как и сама Пасха, являются переходящими, то есть из года в год отмечаются в разные дни. Причина этого в том, что дату Пасхи каждый год вычисляют заново по лунному календарю — это всегда первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за днём весеннего равноденствия. При этом оно ещё и не должно приходиться на дату еврейского праздника Песах или предварять его.

В 2025 году Пасха выпала на 20 апреля — тогда её вместе отметили и православные христиане, и католики, что бывает нечасто из-за разницы календарей, примерно раз в три года. Антипасха или Фомино воскресенье всегда отмечается на восьмой день после Пасхи, и это значит, что в 2025 году она приходится на 27 апреля.

История праздника Антипасхи

В русском языке приставка «анти» трактуется как противопоставление чему-либо, однако в случае с Антипасхой это не так. С греческого это слово переводится как «взамен, вместо Пасхи» и означает не противопоставление, а напротив, как бы повторение праздника Пасхи. Издревле Антипасха отмечалась как день отдания Пасхи, то есть в этот день завершается празднование Светлой седмицы, которая следует после Пасхи, и таким образом заканчивается пасхальное гуляние.

Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org

Начали отмечать Антипасху ещё в IV веке, а название праздника появилось только в VI веке. Поначалу её называли «октавой Пасхи», указывая, что приходится она именно на восьмой день. В древнем Иерусалиме на Антипасху проводили богослужения, очень похожие на пасхальные, а также завершали крещение, которое принимали христиане в Великую субботу. До Антипасхи им запрещалось мыть волосы, чтобы не смыть помазание миром, а в Антипасху они меняли свои белые одежды и омывали голову. Таким образом, Антипасха с древности завершала пасхальный цикл и становилась Пасхой «с другой стороны».

Однако со временем акцент в богослужениях этого дня изменился. Дело в том, что начиная с IX века в этот же день стали праздновать Неделю о Фоме или Фомино воскресенье (неделей в церковнославянском называется воскресенье). В этот день вспоминают историю апостола Фомы, который известен в народе как Фома Неверующий. Описана она в Евангелии от Иоанна.

Апостола Фомы не было в Иерусалиме во время Воскресения Христа, и когда ему рассказали об этом, он не поверил.

«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20: 25).

Прошло семь дней, и на восьмой день, который сегодня отмечается как Антипасха, Христос явился Своим ученикам: они скрывались в это время в одном из домов от преследования старейшин Иудеи, и Спаситель для встречи с ними легко прошёл сквозь запертые двери.

Фото: pravoslavie.ru
Фото: pravoslavie.ru
«Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 27–29).

Этот эпизод очень важен в контексте библейской истории: он говорит о приоритете безусловной веры в Христа, отсутствия колебаний, когда речь идёт об истине. Именно поэтому ему посвящён целый богослужебный день во время завершения пасхального цикла.

Есть у праздника на восьмой день после Пасхи и ещё одно название — народное, пришедшее из языческих времён: Красная горка. Красная горка — это праздник встречи весны, посвящённый чествованию бога Ярилы, однако с приходом христианства он влился в церковные традиции и создал с ними своеобразный симбиоз. Подробнее о том, что такое Красная горка и почему этим праздником руководили женщины, читайте в материале 78.ru.

Суть праздника Антипасха

Праздник Антипасхи, хоть и не противопоставляется, но всё же отличается от Пасхи, даже несмотря на схожесть традиций его празднования. В Пасху воцерковлённые христиане радуются и отмечают Светлое Воскресение Христово, однако также они помнят и о том, что к этому привело — ещё ярки воспоминания и впечатления о Страстной седмице и о смерти Спасителя на кресте. Поэтому в Пасху радость содержит немного горечи, ведь она разделяет события Его смерти и Его Воскресения.

Однако в Антипасху акценты немного смещены: христиане по-прежнему вспоминают Воскресение Спасителя, но уже без горечи утраты. Антипасха — время нового рождения и обновления мира, время чистой радости, и в этом она перекликается с Красной горкой — видимо, потому у этих праздников и получилось слиться воедино. Красная горка связана с обновлением мира и земли с приходом весны, Антипасха — с обновлением души и новым началом после Воскресения Христа, это праздник жизни во всех её проявлениях.

Кроме того, свой особый смысл есть и у Фомина воскресенья. Оно напоминает о силе и важности веры, о том, что за неё нужно бороться — так же, как это делал апостол Фома, который, уверовав в Воскресение Христа, стал самым ярым Его проповедником.

Традиции праздника Антипасха

Антипасха и Фомино воскресенье — церковные праздники, поэтому главными в их традициях являются, конечно, обычаи, связанные с церковью.

Фото:  Светлана Шевченко / РИА Новости
Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

Прежде всего в этот день принято посещать службу в храме. На Антипасху богослужение в последний раз в году идёт по пасхальному чину, дальше порядок богослужений меняется. По сути её можно назвать «тринадцатым двунадесятым праздником», поскольку совершают богослужение в этот день по чину двунадесятых господских праздников — то есть важнейших памятных дат, связанных с земной жизнью Христа.

Антипасха — время пасхальной радости, и поскольку она как бы «повторяет» Пасху, в этот день принято делать всё то же, что и на Пасху. Отмечают её широко и весело, гуляниями и песнопениями, обязательно собираются за семейным столом, на который ставят те же угощения, что и на Пасху: кулич, творожную пасху и крашеные яйца. Единственное отличие: яйца на Антипасху красят не в канонический красный цвет, а в весенние зелёные и жёлтые цвета — это влияние Красной горки, для которой славяне также красили яйца в эти цвета.

Во время гуляний обязательно устраивали народные игры — лапту, городки и другие, водили хороводы. От Красной горки к Антипасхе перешёл обычай катать яйца с горки или помоста. Когда-то, в языческие времена, это был обряд оплодотворения земли после зимы, однако с течением времени он превратился просто в игру, которая, по поверью, должна принести удачу катающему.

Кроме того, Антипасха — первый день после Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи и Светлой седмицы, когда снова разрешается венчаться. До этого в течение всех указанных дней таинство венчания не совершается, да и в народе считалось, что до Красной горки жениться не стоит. Зато, по поверью, лучше Красной горки дня для свадьбы нет, говорили даже, что те, кто женятся на Красную горку, никогда не расстанутся.

Есть и особые традиции, связанные с Фоминым воскресеньем. Дело в том, что оно открывает Фомину седмицу — время, когда разрешается поминать усопших. Этого не делали, согласно церковным канонам, начиная со Страстной седмицы, когда поминается только жертва Христа. На Пасху и в пасхальную неделю также умерших поминать не принято, поскольку это время радости, а не грусти.

Зато с Фомина воскресенья начинается время, которое иногда называют «Пасха для почивших», поскольку в эти дни можно и нужно приходить на кладбище и поминать умерших, делиться с ними пасхальной радостью. Однако в само Фомино воскресенье это ещё запрещено: пасхальный цикл не завершён, а значит, грусти пока места нет. Навещать могилы можно начиная с понедельника.

Что можно и нельзя делать на Антипасху

Поскольку Антипасха — прежде всего церковный праздник, и то, что нужно обязательно сделать, и то, чего делать ни в коем случае нельзя, в этот день связано с церковными традициями. Однако своё влияние оставили и народные обычаи.

Фото: pravoslavie.ru
Фото: pravoslavie.ru

Так, на Антипасху можно:

  • посетить храм, причаститься и помолиться за близких, отстоять пасхальную службу;
  • весело отпраздновать вместе с родными и друзьями за обильным столом;
  • красиво наряжаться — в народе считалось, что это привлечёт удачный брак.

В то же время на Антипасху нельзя:

  • ругаться, сквернословить и желать другим зла — как и в любой другой праздник;
  • ссориться — считается, что ссора на Антипасху затянется вплоть до Троицы;
  • грустить, печалиться и скорбеть — это всё ещё время пасхальной радости, грусти в ней места нет;
  • посещать кладбища — для этого нужно подождать несколько дней до Радоницы (29 апреля в 2025 году);
  • тяжело работать — церковь не запрещает в этот день трудиться и заниматься бытовыми делами, но тяжёлая работа не должна затмевать суть праздника;
  • выбрасывать недоеденную еду — её нужно отдать птицам или животным, чтобы все домочадцы были здоровы;
  • надевать старую одежду — по народному поверью, старая одежда отпугнёт богатство.

Кроме того, согласно поверью, связанному с Красной горкой, в этот день не стоит заниматься каким-либо трудом на земле — ей принято давать отдыхать и не тревожить её.

Приметы на Антипасху

С самой Антипасхой связаны прежде всего погодные приметы. Например, считается, что безветренная ночь и тёплый вечер накануне говорят о сухом и жарком лете. В то же время, если на Антипасху пасмурно, это сулит лето холодное и дождливое. Ясный же день предсказывает большой урожай.

Кроме того, есть множество примет, связанных с Красной горкой и в первую очередь — со свадьбами. К примеру, считалось, что если девушка споёт весёлую песню, выйдя на возвышенность, то через год сможет выйти замуж. Девушка, которая первой выйдет на улицу в этот день, первой найдёт суженого. А вот если весь день просидеть дома, не участвовать ни в гуляниях, ни в веселье, то упустишь не только удачный брак, но и счастье.