Алмазная карта мировых катастроф: как Петербург стал городом мозаики и какие тайны хранит

Как только не называют Петербург — музей под открытым небом, Северная Венеция, в истории даже встречаются такие эпитеты как Петрополь и Парадиз, увековеченные Ломоносовым и самим Петром Первым. Своё ещё одно неофициальное и малоизвестное, но звучное название — город мозаики — Петербург получил благодаря мастерам, освоившим премудрую науку собирать монументальное искусство по крупицам, дарящим бессмертие. Путешествие по мозаичным петербургским локациям вместе с экспертами в архитектуре и истории совершил ведущий программы «Другой Петербург» телеканала 78 Илья Михайлов-Соболевский.
Мозаика — искусство, устремленное в вечность
Первые мозаичные картины и даже целые панно стали появляться в России с момента принятия христианства в X веке. Калейдоскопами смальты обильно украшали храмы, однако позже мозаичное искусство едва не кануло в Лету, утратив поклонников, а затем и мастеров. Свое перерождение замысловатый вид каменной и стеклянной живописи получил благодаря Ломоносову в середине XVIII века.
А почти через столетие в Петербурге открылась первая и единственная Императорская Академия художеств, где полузабытому мастерству стали обучать художников. Мастера стажировались в Италии, а десятки оттенков смальты для воплощения самых смелых замыслов создавали химики из Ватикана — братья Бонафеде. Своими умельцами и их работами Академия славилась по всему миру. Выходцы из легендарного учебного заведения и сыновья русского художника-мозаичиста, академика Александра Фролова открыли на берегах Невы первую частную мозаичную мастерскую и стали создателями своего особенного стиля модерн в искусстве.
Мастерская художников работала на Большом проспекте Васильевского острова и располагалась практически под крышей многоэтажного дома. Стены здания и по сей день хранят следы смальтового искусства.
— Здесь на одной из стен есть такой маркер — надпись: «Основано в 1890 году». Имеется ввиду основание мастерской Фроловых. Однако сначала она находилась не здесь, а в самой Академии художеств. Самого смальтового завода здесь, конечно, не было, но осуществлялся набор картин, использовались специальные подъёмные механизмы, чтобы было удобно доставлять материал мастерам. Когда приходили клиенты, они могли разу видеть, как работает смальта на фасаде. Были использованы разные техники мозаики, включая самые сложные, — рассказал правнук художника-мозаичиста, архитектурный критик Владимир Фролов.

Забытый артефакт — алмазная карта, предсказывающая катастрофы
В 1937 году в Париже на Всемирной выставке Советский Союз представил самый дорогой в мире мозаичный экспонат — географическую карту СССР, собранную из драгоценных и полудрагоценных камней. По задумке советских руководителей, карта должна была продемонстрировать всему зарубежному миру индустриальную мощь нашей страны. Концепцию и макет разработала мастерская Фроловых.
— Тогда планировалась большая художественная выставка, называлась она «Индустрия социализма», прологом к ней должна была стать гигантская карта индустриализации СССР. Где были бы показаны все предприятия промышленности, построенные за годы советской власти. Это каменная мозаика — крупнейшая в мире, её площадь почти 27 квадратных метров, для её изготовления использовались поделочные камни, такие как лазурит, яшма, амазонит, родонит. Камень сюда везли со всей страны. Над карой работали три фабрики по обработке камней, в том числе Екатеринбургская и Петергофская», — поделился директор Центрального научно-исследовательского геологоразведочного музея Алексей Соколов.
Именно этот музей стал пристанищем для некогда восхитившего мир бесценного экспоната. К слову, карта из самоцветов и драгоценностей была удостоена золотой медали на мировых выставках во Франции и США. Однако в своей стране раритет не получил и толику такой известности, уступив по славе скульптуре «Рабочий и Колхозница», взявшей на аналогичных выставках лишь гран-при.

Стоимость масштабного мозаичного полотна даже не берутся посчитать. Перед отправкой во Францию страховщики на глаз назвали сумму в 140 млн долларов. Только одних алмазов на ней четыре десятка, половина из которых составляют фигуру «Серп и молот» на звезде, обозначающей Москву. А еще в инкрустации использовано почти 800 изумрудов. Один карат камня на современном рынке оценивается в 350 тыс. рублей. Мозаичную карту создали за 11 месяцев, за год до парижской выставки. А позже на реставрацию потратили около 70 млн долларов и шесть лет кропотливой работы.
С роскошной мозаикой связана и таинственная история неожиданных и пугающих пророчеств. Хранители экспоната рассказывают, что в карте закодированы предсказания будущих катастроф.
— Отслаивание мозаики началось где-то в 80-е годы, текстолитовая основа, на которую был изначально наклеен камень, стала выгибаться и мозаика стала отслаиваться. Если бы она посыпалась, то восстановить её практически было бы невозможно. В то время произошло разрушение СССР. А затем в Тихом океане начала отслаиваться мозаика — случилось землетрясение в Японии, — рассказал Алексей Соколов.

Кладезь мозаичного искусства — Спас на Крови
Внутреннее убранство храма, возведенного в Петербурге на месте смертельного ранения императора Александра II, по праву считается ещё одним торжеством мозаичной живописи, прошедшим через века. Оформление церковных стен стало одним из самых крупных заказов, который получила мастерская Фроловых. Петербургские художники прошли специальный конкурс, в котором обошли даже талантливых мастеров из Италии. Мастерскую по набору панно организовали здесь же — на строительной площадке у канала Грибоедова.
Мозаичные картины на стенах и сводах Спаса на Крови художники составили из специальных блоков, используя так называемый обратный византийский набор (используется в создании крупномасштабных мозаик для объектов, к которым сложно или неудобно получить постоянный доступ — прим. ред.). Эта техника дешёвая и быстрая, что и позволило за 12 лет набрать все 7 тыс. квадратных метров.
— Мозаичное оформление позволило максимально сохранить убранство до наших дней. Для примера мы всегда вспоминаем храм в русском стиле Петра и Павла в Петергофе, они почти одновременно построены, но там роспись, а здесь мозаика. В Спасе на Крови 90% сохранилось, а там — всего 7-8%, — подчеркнула хранитель фонда Музея памятника «Спас на крови» Светлана Климова.
К слову, мозаичное покрытие практически сделало храм бессмертным. Сооружение на 8,5 метра входит в русло канала, и постоянное воздействие повышенной влажности могло свести на нет всю красоту Спаса. Но облачение в камень и смальту оказалось неподвластно времени и разрушительным событиям истории. В 1930 году по следам борьбы большевиков с церковью храм закрыли почти на 40 лет. Величественное здание нещадно использовали под склады. Поговаривают, что здесь работало настоящее картофелехранилище. Так неподтвержденная история зародила легенду о Спасе на картошке.
После таких испытаний мозаичные картины в храме были покрыты плесенью, грязью и копотью. Со стен свисали «высолосы» — соляные образования в виде окаменевших подтёков. В наше время внутренне убранство Спаса на Крови сияет как новое, хотя большая часть оформления выполнена более века назад.

Другое прочтение: подземная жизнь мозаичного искусства
С приходом советской власти востребованность мозаичной живописи стала практически равняться нулю. Украшавшему стены храмов и церквей монументальному искусству грозило глубоко забвение. Всё изменилось после смерти советского вождя пролетариата. Мозаичиста Владимира Фролова пригласили на оформление мавзолея, где должен был покоиться Владимир Ильич. Увековечить убранство усыпальницы в смальте решил автор сооружения, архитектор Алексей Щусев. В итоге стены мавзолея по всему периметру украсили алые мозаичные знамена.
Но самое большое собрание масштабных мозаичных полотен в Петербурге представлено в городском метрополитене. Величественное панно «Победа» на станции «Автово», многонациональная картина «Изобилие» над эскалатором «Владимирской», панно в технике флорентийской мозаики «1917» на станции Балтийская и многие другие.
Одним из авторов многих мозаичных картин в петербургской подземке является народный художник России Александр Быстров. Панно «Александр Невский» на одноименной станции, к примеру, было его дипломной работой.
— Я окончил институт в 1985 году, когда как раз был юбилей — 40 лет со дня Победы. В СССР было принято прздники такого масштаба отмечать какими-то значимыми произведениями, обращаться к героям истории. С детства этот образ Александра Невского всегда меня привлекал. И я узнал, что есть новая станция и её архитектор Ромашкин, это тоже была его первая станция. Мы собирали эту мозаику целый год, над ней работали мастера, которые с 1949 года трудились и собирали мозаики — первоклассные природные мозаичисты. Я с таким удовольствием рисовал железное оружие, лошадей. Для художника — это счастье, особенно в молодости. Я всё время желаю своим ученикам испытать такое счастье, — признался художник.
Метрополитен и его огромные площади как нельзя кстати подходят для монументального мозаичного искусства, раскрывая его новые грани и позволяя воплотить самые значительные сюжеты, уверен Александр Быстров.
Современное мозаичное искусство — квадратные атланты и пиксель-арт
Есть в Петербурге уютный двор на улице Чайковского недалеко от набережной реки Фонтанки, где в смальте и фрагментах каменной мозаики утопает всё вокруг: от клумб и беседок, до настоящих скульптур.
— Мы находимся в мозаичной мастерской нашего мозаичного дворика. Здесь мы занимаемся реставрацией, подготавливаем материал, изготавливаем сувениры и рамы для картин. Художник Владимир Лубенко открыл свой стиль в мозаичном искусстве и дал ему название — направление атракционизма, сочетание противоположностей в единстве. Но посыл художника такой — мозаика собирается из разного, но в одну прекрасную картину. Как и люди, которые все разные, но могут находить пути для единения, — рассказала гид мозаичного дворика Екатерина Умэн.
В царстве мозаики, в которое превратился обычный двор, все утопает в красоте камней: из-под стен «бьются» настоящие морские волны с белыми барашками, с балконов свисают золотые лозы винограда, а обыкновенную шахту лифта поддерживают мощные атланты, собранные из квадратных мозаичных фрагментов.

А на Васильевском острове полной грудью «дышит» ещё одно направление современного искусства, тесно связанное с мозаикой, — пиксель-арт (изображения, созданные в цифровой технике пикселей — прим. ред.). К примеру одну из стен пространства Севкабель-порт украшает компания хипстеров.

Таким образом, Петербург по праву носит звание города мозаики, сделавшей воплощения искусства неподвластными времени и пронесшее красоту сквозь века. А современные художники, вдохновившись классикой, продолжают создавать новое, собирая по крупице свой собственный стиль.















