Инфляция — это устойчивое повышение цен на товары и услуги. Ключевое слово «устойчивое»: сезонное подорожание продуктов или повышение цен из-за ажиотажа не считается инфляцией в понимании Центробанка РФ.
В понедельник, 27 ноября, Минэкономразвития сообщило, какой сейчас процент инфляции в России: по его данным, она ускорилась до 7,54%.
Что является причинами инфляции:
Центробанк неоднократно объяснял, почему в России растёт уровень инфляции. Сегодня на неё особенно сильно влияют несколько факторов: это доступные кредиты, в том числе ипотечные, которые приводят к чрезмерной закредитованности населения; дешёвый рубль, из-за которого импортные товары серьёзно подорожали; повышенные инфляционные ожидания россиян. В результате инфляция растёт больше, чем предполагалось, и Центробанк принимает меры, чтобы её остановить.
С начала 2000-х годов в России много говорят о реальной инфляции, которая якобы расходится с данными официальной статистики. Однако в экономической теории понятия «реальная инфляция» не существует.
— Все данные, публикуемые официально, являются реальными, подсчитанными согласно утверждённым методикам. В это сложно поверить рядовому гражданину, и тем не менее это так, — отметил в разговоре с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика», доцент РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
На самом деле то, что мы называем «реальной инфляцией», — это видимая или наблюдаемая инфляция, то есть насколько выросли цены с точки зрения обычного человека. В основном она кажется выше, чем официальные цифры, и тому есть как объективные, так и субъективные причины, пояснил экономист.
— К субъективным следует отнести то, что, строго говоря, мы оцениваем не инфляцию, а динамику совокупной стоимости усреднённого показателя своих регулярных расходов. Например, говорим, что раньше средний чек в магазине продуктов составляя 2000 рублей, а теперь 2500 рублей, из чего сразу делаем вывод, что инфляция составила для нас 25%. Но при этом мы не учитываем, что и продукты в наборе могли измениться, и сами по себе такие наборы у всех разные, — констатировал Дмитрий Десятниченко.
Однако есть и объективные причины, гораздо более сложные, которые заключаются в методике подсчётов инфляции Росстатом и Центробанком.
Росстат, то есть Федеральная служба государственной статистики, считает инфляцию в стране ежемесячно и опирается на индексы потребительских цен. Он приводит статистику по продуктам питания, услугам, коммунальной плате и другим параметрам, ведёт учёт по регионам.
— Росстат считает динамику цен на основе сбора данных о ценах на товары и услуги наибольшего потребительского спроса за период. Это десятки тысяч организаций, сотни тысяч товарных позиций, которые объединяются в однородные группы. В каждой выделяются товары-представители, по динамике цен на которые и ведётся подсчёт. Методика сложная. Данных собирается очень много. Их структура непостоянна. Данные анализируются на постоянной основе, подводятся еженедельные итоги. На сайте Росстата всё подробно описано. Каждый из нас в реальности весь набор не потребляет, — объяснил Дмитрий Десятниченко.
Центробанк основывает свои расчёты на данных Росстата, однако сравнивает информацию год к году, отталкиваясь от предыдущих показателей. Кроме того, для своих расчётов он использует не весь объём данных, которые предоставляет Росстат: он отсекает динамику цен и тарифов, которые изменяются не из-за рыночных факторов, а в связи с административными, событийными или сезонными причинами, также не учитываются цены на крепкий алкоголь, сигареты, бензин, коммунальные и транспортные тарифы, волатильные цены на продукты питания и плодоовощную продукцию.
— К примеру, когда гречка дорожает внезапно в два раза ввиду ажиотажа, ЦБ абсолютно законно не включает этот скачок цен в расчёт показателя базовой инфляции. Внезапное резкое снижение цен тоже приводит к исключению показателя из базы подсчёта. Также используют медианные показатели цены, дисперсию и прочие специальные статистические показатели. Разумеется, обыватель всего этого знать не обязан и уж тем более не ведёт подсчёты на регулярной основе, — констатировал экономист.
Если Росстат считает фактическую инфляцию на потребительском рынке по наиболее популярным товарам и услугам, то Центробанк таргетирует базовую инфляцию.
По данным Центробанка, самая высокая инфляция наблюдалась в первые два месяца 2023 года: в январе она составила 11,77% год к году, в феврале — 10,99%. Однако уже в марте она упала до 3,51%, в апреле — до 2,31%: сказался эффект высокой базы прошлого года, когда инфляция именно в эти месяцы зашкаливала из-за начала СВО и введения санкций. Но уже с мая начался обратный рост: сначала до 2,51%, затем, в июне, до 3,25%, июль — до 4,3%, август — до 5,15%. В сентябре, по данным ЦБ, инфляция достигла 6%, а в октябре — 6,69%.
При этом целевым показателем инфляции Центробанк по-прежнему считает 4% годовых и, чтобы его достичь, принимает разнообразные меры — например, повышает ключевую ставку, которая сегодня составляет уже 15% и причин для её понижения не просматривается.
— И здесь же есть тонкость. Представьте, в группу входят 10 товаров, допустим, это разные виды картофеля. Наиболее популярным по стране оказался, вероятно, тот, который подорожал за период меньше всего, допустим, с 30 до 31 рубля, хотя были и те, которые подорожали с 30 до 40 рублей и выше. Именно динамику цены на него и учтут в подсчётах Росстата. Все прочие товары и цены в учёт не попадут, хотя они фактически были кем-то уплачены. Поэтому наша субъектная инфляция и не совпадёт с инфляцией Росстата, — резюмировал Дмитрий Десятниченко.
Инфляция — неотъемлемая часть современной экономики во всех странах, более того, если она отрицательная — так называемая дефляция — это становится опасно для экономического благополучия страны. Однако у неё есть выраженные негативные последствия:
1. Снижение реальных доходов людей.
При инфляции деньги постепенно обесцениваются, в результате к концу года на одну и ту же сумму можно купить значительно меньше товаров, чем в начале. Чем выше инфляция, тем ощутимее разница.
Это касается не только личных средств населения, но и государственных выплат.
2. Обесценивание сбережений.
При высокой инфляции людям невыгодно хранить деньги в банках или под подушкой, поскольку они быстро обесцениваются, в результате средства возвращаются обратно в оборот и ещё больше разгоняют инфляцию.
То же касается государственных сбережений: чем выше инфляция, тем больше они обесцениваются.
3. Падение производства.
Поскольку из-за высокой инфляции невозможно предсказать доход и спрогнозировать продажи, предприятия вынуждены сворачивать или уменьшать производство, чтобы выходить хоть на какую-то окупаемость. Результатом становится также и рост безработицы.
4. Повышение ключевой ставки.
Чем выше инфляция, тем выше ключевая ставка, чтобы её сбить — таковы законы экономики. Высокая ключевая ставка означает дорогие деньги, в том числе для промышленности и другого бизнеса, в итоге экономическая активность в стране снижается и начинается стагнация.
Несмотря на ярко выраженные негативные последствия инфляции, можно привести и аргументы, почему инфляция — это хорошо. Первый из них — влияние на безработицу: если инфляции не будет вовсе, безработица достигнет устрашающих размеров, поскольку у людей не будет стимула повышать свой доход, а многим будет хватать и социальных выплат на минимальные потребности — в результате государство получит большое количество «нахлебников».
— Положительных последствий любой инфляции выше 3—4% нет. Но, тем не менее, нередко инфляция — это меньшее из зол по сравнению с невозможностью без инфляции обеспечивать экономический рост посредством монетарного стимулирования экономики. И как только есть успехи в области экономического роста и они оцениваются как сколь-нибудь устойчивые, ЦБ переходит к купированию инфляционных процессов, так как если этого не делать, то вслед за ползучей инфляцией может очень скоро последовать галопирующая или даже гиперинфляция, что, в свою очередь, приводит к полному разрушению стандартного экономического механизма. Именно поэтому, видя экономический рост и ускоряющуюся инфляцию, ЦБ перешёл осенью 2023 года к жёсткой денежно-кредитной политике, — объяснил Дмитрий Десятниченко.
— Быстрее дорожает всё то, что подпадает под ажиотажный спрос, или то, что резко ограничивается в объёме предложения, или то, что вдруг стало сильно дороже обходиться в производстве, или то, что по ожиданиям людей будет дорожать в ближайшее время, — рассказал Дмитрий Десятниченко.
Однако, по информации Центробанка и Росстата, к концу октября наибольший вклад в инфляцию внесли продукты питания. Так, с января больше всего выросли цены на бананы — на 42,08% и апельсины — на 71%. Следом за ними идут мороженые и охлаждённые куры — они подорожали на 29,02%. Также в инфляционном антирейтинге находятся овощи: капуста (22,29%), помидоры (21,17%), морковь (11,86%). Увеличилась и стоимость яблок — на 15%. При этом, как отметил Центробанк, не было даже традиционного сезонного удешевления этой продукции в пик сбора урожая.
Помимо этого, ощутимо подорожала бытовая техника, куриные яйца, свинина, шоколад. Кроме того, впереди — традиционный бум спроса на продукты и товары к Новому году, из-за чего цены вырастут ещё сильнее.
За год подорожали практически все продукты и услуги, однако есть и те, по которым Росстат отмечает снижение цен, пусть и небольшое.
Это маргарин (на 3% относительно декабря 2022 года), подсолнечное масло (на 2%), молоко стерилизованное (на 3%), сметана и творог (меньше 1%), фруктовые консервы для детей (1%), пшеничная мука (2%), пшено (меньше 1%), гречка и картофель (18%), вермишель (6%), макароны высшего сорта (4%), огурцы (15%).
Также подешевела некоторая бытовая техника: пылесосы (на 3%), телевизоры (на 8%), смартфоны (меньше 1%).
Среди коммунальных услуг немного подешевело холодное водоснабжение (меньше 1%), а остальные показатели остались на том же уровне.
Согласно данным Центробанка, в 2024 году инфляция должна снизиться — именно на это направлена жёсткая денежно-кредитная политика регулятора. Такого же мнения придерживается и Дмитрий Десятниченко.
— Вероятно, инфляция уже в первом квартале будет замедляться. ЦБ предпринимает для этого целый ряд шагов, из которых наиболее заметным и понятным для большинства является сильное повышение ключевой ставки, цикл повышения которой может продолжиться и в декабре. Вероятно, она должна быть ниже, чем в 2023 году. Вряд ли удастся опустить инфляцию ниже 5—5,5%, — предположил экономист.
Тем не менее ЦБ по-прежнему ставит своей целью достижение инфляции в 4% к концу 2024 года. Насколько ему это удастся, покажет время.