Прямой эфир

Практически на всё: почему осенью 2023 года подорожает бытовая техника?

Светлана Коваленко
12 октября 2023, 15:10
Аналитики прогнозируют, что с середины октября цены на бытовую технику опять могут вырасти, причём, практически на все позиции. При этом появились покупатели, которые теперь могут позволить себе приобретать более дорогие товары. А в крупных городах, наоборот, наметился тренд на экономию. Разбираемся, что подталкивает цены вверх и ждать ли традиционных распродаж в конце года?
Коллаж 78.ru: Silas Stein/globallookpress.com, unsplash.com

Последний раз информация о подорожании бытовой техники появлялась в СМИ в начале августа. Тогда «катализатором» стали планы федеральных чиновников повысить таможенные пошлины на определённые категории товаров.

С тех пор рубль не усилил свои позиции, а как подчёркивают участники рынка, цены на бытовую технику очень зависимы от колебания курса валют и логистических издержек. С этой зависимостью связана и ещё одна предпосылка для подорожания.

Впрочем, и ретейлеры, и эксперты заверяют: от осенне-зимних распродаж никто в 2023 году не откажется.

Все дело в «хэджах» или людях?

Как подчеркнул Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, по осени цены на бытовую технику будут только расти, и практически на все позиции. Но здесь важно понимать о какой конкретной категории товаров идёт речь.

— Дело в том, что у крупных оптовиков есть такое понятие как «хэдж». В отрасли бытовой техники, грубо говоря, речь идёт о том, что компания договаривается с производителем какое-то время закупать его продукцию с фиксированным курсом доллара, не имеющим отношения к рынку.
Летом такие «хэджи» оформлялись по 80—85 рублей. Но теперь эти «хэджи» у многих в середине октября заканчиваются, потому и произойдёт коррекция рынка, которая наслоится на курс на это время.
В итоге цены могут вырасти, как минимум, на 10%, — пояснил эксперт.
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

По его данным, всего же с 2021 года цены в РФ выросли на 30%. В Европе этот показатель составил 10—12%, в США — 15%.

— А дальше начинаются наша отечественная специфика, — констатировал Эльдар Муртазин.

Так, в Европе рынок падает, в России растёт, в штуках и миллионах, и даже превзойдёт показатели 2021 года. Тогда, например, в РФ было продано 31,5 млн смартфонов, в 2022 — 26, а в этом году может быть взять «рубеж» в 32,5.

— Так происходит по следующей причине: в регионах, не отличавшихся особым экономическим достатком, появилось около 1 млн новых покупателей, готовых приобретать дорогую технику. Такие люди, например, перешли на работу в ОПК и стали получать принципиально другие деньги. То есть, если раньше они могли только купить условный Samsung Galaxy А10 за 10 тыс., то теперь это Samsung Ultra S 22 за 100 тыс. рублей, — отметил аналитик.

По словам Эльдара Муртазина, есть и обратный тренд: люди в регионах, где традиционно доходы считались высокими, когда видят новые цены на телевизоры за 200 тыс. рублей, больше не готовы покупать их. Хотя раньше брали за 100-150 тыс.

Такие покупатели реагируют на новые Б-бренды, где этот телевизор можно приобрести за 30—60 тыс. рублей.

— Люди рассуждают следующим образом: да, конечно, это не то, что раньше, звук похуже, качество изображения тоже, но это можно потерпеть.
Но в целом рынок живой, он растёт, деньги у людей есть, — подчеркнул Муртазин.

Что с чем сравнивать?

Представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов считает, что кардинально новых предпосылок, кроме пошлин и курса рубля, для роста цен нет.

— Но мы находимся в зоне турбулентности, когда что-то прогнозировать крайне сложно, — признался он.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Как рассказывает совладелец «Максидома» Мария Евневич, провести корректное сравнение изменения цен в бытовой технике достаточно сложно — слишком изменился ассортимент. На смену западным A-брендам пришли более доступные по ценам B-бренды, в том числе и продукция китайского производства.

— Это заметно при сравнении год к году: если посмотреть, во сколько в среднем покупателю обошлась единица товара категории бытовой техники, то мы увидим, что этот показатель снизился почти на 25%. Аналогичный показатель при сравнении третьего квартала 2023 со вторым, уже показывает прирост на 15%.
Бытовая техника очень зависима от колебаний курса валют и логистических издержек, — констатировала она.

По словам Марии Евневич, в компании регулярно проходят акции на весь ассортимент или отдельные группы товаров.

— Под конец года у нас тоже запланированы снижения цен: до конца октября покупателей ждут скидки на светильники, а уже в ноябре — скидки на модульные кухни и мебель для столовой. С прошлого года «Максидом» расширил сотрудничество с отечественными производителями мебели, и у нас появились новые коллекции модульных кухонь, мягкой и корпусной мебели. После закрытия «Икеи» мы оперативно наладили работу с их поставщиками и закупили все доступные «икеевские» товары, которые производились в России и Азии, хоть они и продаются под другими названиями, — отметила она.

Антон Гуськов также уверен: чтобы не происходило с ценами, от осенне-зимних распродаж вряд ли кто-то откажется.

— Пик спроса приходится перед новогодними праздниками и во время них. Тогда и выставляются максимальные скидки. При этом на рынке постоянно появляются всё новые модели, а от старых ретейлерам надо избавляться, — добавил он.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Снять стресс и купить новые игрушки?

Член Гильдии маркетологов, основатель и генеральный директор «Лаборатории трендов» Елена Пономарёва отмечает, что в разных регионах действительно наблюдаются всплески или устойчивый рост продаж в некоторых категориях потребительских товаров. Прежде всего, это гаджеты, подержанные автомобили, бытовая техники, одежда, товары для дома и ремонта.

— Нельзя говорить о глобальном вкладе в рост объёмов рынка, но тенденция явная. Она прослеживается как через показатели продаж ретейлеров, так и через информацию, периодически «всплывающую» в соцсетях и Интернете, — считает эксперт.

Так, мобилизованные мужчины пишут о том, как они пытаются снять стресс, поддержать своё психологическое состояние за счёт покупки дорогих телефон, элитных сигар и алкоголя, автомобилей, о которых мечтали раньше.

— Их жены пишут о том, что наконец-то могут себе позволить сделать ремонт, купить бытовую технику и т. п. И это не только психологическая компенсация, но и использование возможности купить то, что давно хотелось, — поясняет Елена Пономарёва.

Как особо подчёркивает эксперт, конечно, далеко не все тратят на почти сиюминутные удовольствия. Кто-то использует возможности для расширения жилой площади или для вложения в будущее детей. Кто-то делает страховой запас для семьи.

Тенденция на экономию в крупных городах объясняется следующим: жители мегаполисов в основном обновили технику на фоне февральских событий 2022 года. Она ещё в хорошем рабочем состоянии, но приобрести новую «игрушку» и заняться её изучением всё-таки хочется.