День шоколада по традиции отмечается во всём мире 29 ноября. Последние годы этот продукт только дорожал, а с полок в магазинах начали исчезать некоторые любимые россиянами западные бренды. Так, многие отказались везти швейцарский Lindt из-за дороговизны.
Петербургские участники рынка и эксперты предупреждают: по ценам на шоколад не за горами новые антирекорды, а уже сейчас у ретейлеров крайне мало скидок и акций. Выясняем, почему подсластить себе жизнь становится всё дороже.
Как рассказал генеральный директор ООО «Проф Фудс» Антон Вересов, шоколад стабильно дорожает на 6—8% каждые три месяца. Таким образом, выходит рост стоимости на 25—30% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
— Лично мы торгуем так называемым профессиональным бельгийским шоколадом для ресторанов, использующих его при приготовлении, в основном десертов. Товар поставляется в брикетах по 2,5 кг, а дальше его растапливают.
И 99% такой продукции у нас идёт именно из Бельгии. И мы не знаем, что будем делать, если эти поставки остановятся. Российский шоколад, к сожалению, требованиям по качеству не соответствует и не сможет стать заменой для рестораторов, — поделился он.
По словам Вересова, некоторые клиенты просят зафиксировать цены на хотя бы эти три месяца.
— А мы не можем пойти даже на такой шаг, так как не знаем, что будет по ценам даже через три месяца.
Как и в случае с куриными яйцами, скидок и акций почти нет. На небольшие уступки идут, только если покупается очень большая партия, в пять условных раз больше, чем обычно, и по предоплате. Но и тогда скидка не превышает 5%, — констатировал он.
По словам кондитеров грузинских ресторанов «Пхали-Хинкали» и «Хачо и пури», если речь идёт о шоколадных конфетах, то здесь ситуация пока складывается более стабильно, чем с сырьём для кондитерских изделий.
— Наши производители здорово подтянулись. Это, конечно, пока не тот уровень, на который хотелось бы рассчитывать. Но развитие есть по сравнению с десятилетием назад, когда работать было просто невозможно. И, конечно, если мы не говорим о премиум-сегменте.
Сейчас мы работаем в том числе, с турецкими поставщиками. Есть, например, такая компания ALTINMARKA, — поделились собеседники.
Как добавили они, работать с отечественными производителями тоже вполне можно. Но здесь встаёт вопрос об уровне поставленных задач и ценовом сегменте заведения общепита.
Создатель фуд-холла Balagan Андрей Перцев отмечает, что приготовить десерты, пирожные из отечественного шоколада можно, но это будет хуже по вкусу, чем из бельгийского сырья.
— Образно говоря, это как водить BMW, а затем пересесть на Lada. Сделать можно, но зачем? Готовить, ещё раз подчеркну, можно, всё выходит, всё получается, но вкус не тот, нежность и текстура совсем другие, — признался он.
По его словам, продукция отечественных производителей подходит для масс-маркета, но если речь идёт о заведениях уже даже среднего плюс класса, то идеальны только «бельгийцы».
— Я бы не стал говорить, что «турки» намного круче наших. При тестировании с закрытыми глазами вряд ли бы кто-то выявил кардинальные отличия, но чему учиться нашим по-прежнему есть, — заключил он.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков поясняет, что рынок производителей шоколада не то, чтобы монополизирован, но требует глубоких компетенций. Какао-бобы растут на ограниченных географических территориях — в основном в Африке и Южной Америке, и купить такой товар можно лишь за доллары.
— Есть компании, которые продают сырьё для своих клиентов. По этой линии шло раньше Nestle.
Есть изготовители, которые сконцентрированы на готовой конечной продукции.
Понятно, что настоящий качественный шоколад будет дорого стоить для покупателей. Поэтому, например, «Магнит» и «Пятёрочка» вместе с «Дикси» вряд ли будет с ним связываться, — рассуждает он.
По мнению эксперта, дискаунтеры продают, в основном, так называемый шоколадный продукт с условным шоколадным вкусом.
Иван Федяков вспоминает скандал, разразившийся пару лет назад с одной швейцарской фирмой.
— Наши депутаты Госдумы выяснили, что компания позиционирует продукцию как иностранную, сделанную заграницей. А на самом деле шоколад производили в России и по специальной рецептуре для россиян, сильно отличающейся от оригинальной.
Опять же, есть два варианта: закупать качественный шоколад, но, понятно, что он будет дорогим. Либо брать «дёшево и сердито». Вот второй вариант, как раз многие покупатели и выбирают сами не от хорошей жизни.
Увы, но качественного шоколада с каждым годом становится всё меньше. Его вкус мы скоро начнём забывать, — констатировал он.
Эксперт отмечает, что, по здравой логике, шоколад должен был подорожать ещё больше. Так, если за полгода товар увеличился в стоимости на 16%, то доллар скакнул на 30%. Это означает, что производители и продавцы всё-таки пока находят способы выживать и выкручиваться из ситуации.
Как рассказывают участники рынка, в производстве плиточного шоколада есть два безусловных лидера. Это Nestle (бренд — «Россия — щедрая душа») и американская Mondelēz (Alpen Gold, Milka и Picnic, сублимированный кофе Jacobs Monarch и Carte Noire, бисквиты «Медвежонок Барни»).
— Товары этих производителей практически не подорожали. Остаётся только догадываться, что там за качество, — констатировали собеседники.
Как напоминают они, есть ещё и Mars, там цены серьёзно выросли, но произошло это и за счёт увеличения стоимости орехов.
По словам совладельца сети «РеалЪ», Александра Мышинского, сейчас производители стараются всеми силами удержать цены, но происходит это за счёт уменьшения веса плиток (до 82 — 85 грамм) и добавления различных начинок (желе, джемов и т. д.).
Из западных компаний остался по сути только Rittersport. Но они уже объявили о повышении цен на 12—14% c 1 января 2024 года. Lindt практически никто не везёт из-за его дороговизны.
Так вышло, что именно россияне больше предпочитают молочный шоколад и продукт с добавками. А на Западе же выбирают более горький, который и дороже. Так что цены в РФ ещё не самые шоковые.