Прямой эфир

Эйфория с нюансами: эксперты объяснили рост популярности фастфуда в Петербурге

Лилия Батршина
28 августа 2023, 15:23
Доля россиян, которые хотя бы раз в полгода посещали заведения фастфуда, выросла до максимума за всё время исследований — 45%, сообщила недавно компания «Ромир». О чём говорит эта тенденция и как обстоят дела с рынком фастфуда Петербурга, разбирался 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Три кита фастфуда

Компания «Ромир» провела исследование, которое показало, что россияне стали чаще посещать заведения фастфуда — точнее, конкретно места, принадлежащие «Вкусно — и точка», KFC-«Ростикс» и Burger King. Рост произошёл за последние полгода, достигнув 45% — именно столько соотечественников заходят в заведения этих фастфудных гигантов хотя бы дважды в год. Наибольший интерес опрошенные проявили к преемнику McDonald’s — 33,5%, KFC оказался на втором месте с 25,5%, Burger King отстал от них почти на 10% — им интересуются 15,5%.

Однако в позитивных для владельцев фастфуда цифрах прячутся нюансы: так, сравнение проводилось всего за три года, 2021–2023 — то есть начиная со второго года «ковидных» ограничений, обратил внимание в беседе с 78.ru совладелец и генеральный директор сети «Теремок» Виталий Свидовский.

— Мне кажется, вот эта эйфория, она происходит всё-таки из-за сравнения 2022 и 2023 годов. Вы помните, что в январе-феврале 2022 года у нас были жёсткие меры пандемии, ограничения сняты были, в основном, только с 1 марта. <…> Все наши исследования говорят, что ситуация как стабилизировалась после снятия ограничений в 2022 году, так она и продолжает находиться на определённом уровне, — рассказал он.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

В первом полугодии 2021 года тремя гигантами фастфуда интересовались только 39,3% россиян, что объясняется сложностями пандемийной обстановки, в первом полугодии 2022 года — 35,9%, и именно на это время пришёлся уход McDonald’s из России, и, наконец, в первом полугодии 2023 года показатель достиг 45%. При этом уже во втором полугодии 2022 года он составлял 41,8% — таким образом, рост полугодия к полугодию сравнительно небольшой, всего 4%.

Доходы упали. Или нет

Директор по бренду, стратегии и исследованиям «Вкусно — и точка» Екатерина Гладникова предположила, что рост сегмента фастфуда связан с переориентацией на него клиентов ресторанов и кафе, поскольку он более доступен с точки зрения цен.

Опрошенные 78.ru эксперты разошлись в оценке этого предположения. Так, доцент кафедры сравнительных политических исследований РАНХиГС, доктор PhD философии в сфере экономики Наталья Добрягина обратила внимание, что в случае снижения доходов россияне меньше всего склонны экономить на качестве еды.

— Если мы говорим о специфике рынка фастфуда в России, то отличительной его чертой, согласно исследованиям Boston Consulting Group (BCG) и PriceWaterHouseCooper (PWC), является то, что 80% россиян в случае падения доходов не станут экономить на качестве еды (BCG), а процент людей, следящих за качеством своего питания, в России выше, чем среднемировые значения (66% против 63%, PWC). Таким образом, вывод о том, что падение доходов является основной причиной роста популярности фастфуда в России, выглядит сомнительной, — указала она.

Реальные доходы россиян действительно падают, отметил доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев, поэтому в переходе клиентов из кафе и ресторанов нет ничего удивительного.

— Обратный переток пойдёт только тогда, когда реальные располагаемые доходы граждан будут расти. На сегодняшний же день люди всё-таки вынуждены экономить. Но для многих питаться в фастфуде — это не такая уж и большая экономия, хуже, конечно, экономия, когда человек отказывается, например, от покупки мяса и покупает гречку или макароны вместо рыбы, — уточнил он.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Виталий Свидовский также не согласен с тем, что рост сегмента фастфуда напрямую связан с падением доходов — по его мнению, скорее дело в тренде на быстрое питание.

— С точки зрения того, что меньше стало денег и люди стали экономить, я тут тоже немножко не согласен, это всё-таки тот момент, когда люди не хотят экономить, а хотят есть качественные продукты. Скорее всего, просто рождается спрос на быстрый приём пищи, — считает он.

В одном эксперты сходятся: как бы там ни было, в Петербурге рост популярности фастфуда связан не только и не столько с падением доходов — а с туристами.

Кассу делают туристы

Петербург с точки зрения фастфудного бизнеса — город со своими нюансами, и в первую очередь это связано с потоком туристов. Северная столица привлекает огромное количество приезжих, а с введением санкцией и перекрытием основных потоков выезда за границу, которые произошли одновременно со снятием «ковидных» ограничений, начался настоящий бум внутреннего туризма. Фастфуд в этом смысле — более удобная форма питания, чем полноценный ужин в ресторане.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com
— Большой поток туристов в Санкт-Петербурге, конечно, делает картину более оптимистичную. В прошлом году тоже сезон был очень высокий, хороший, пока не объявили частичную мобилизацию, после этого там резкий спад произошёл. <…> Спрос, безусловно, есть, но он всё-таки связан с дополнительным приездом в наш город большого количества туристов, — отмечает Виталий Свидовский.

Рост спроса на гигантов фастфуда в этом смысле объясним: их продукция стандартизирована и мало меняется от региона к региону, они тратят большие средства на рекламную поддержку, есть серьёзный контроль качества, из-за чего к ним меньше вопросов по инфекционной безопасности, а кроме того, есть возможность сдерживать рост цен за счёт оборота. Небольшие заведения зачастую не выдерживают с ними ценовую конкуренцию, обратил внимание Артём Голубев.

— Вместе с тем это не означает, что скоро весь рынок фастфуда или общепита перейдёт под крыло крупных компаний, конечно, мелкие будут пользоваться спросом. Так, например, приезжая в Петербург, многие пробуют петербургскую шаверму, пытаясь понять, есть ли разница между шавермой и шаурмой, учитывая, что шавермой она называется только в Петербурге. В данных условиях это тоже в некотором смысле привлекательный момент. Поэтому заведения по продаже шавермы в Петербурге будут всегда пользоваться определённым спросом, — считает эксперт.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Это подтверждается цифрами: по данным компании KNRU, больше всего за последний год в Петербурге открылось именно заведений по продаже шавермы — их в городе 1423, и рост составил 13,56%.

Отрасли нужны руки

В Петербурге, по подсчётам KNRU, всего работает 6571 предприятие быстрого питания — сюда входят и шавермы, и пышечные, и столовые. При этом за год их количество увеличилось почти на 9% — на 592 точки, только за июль 2023 года в городе открылись 52 предприятия фастфуда. Интерес очевиден, как и во всей России: так, спрос на франшизы точек фастфуда вырос за полгода на 12%, и это, по мнению некоторых экспертов, грозит рынку перенасыщением.

Однако у отрасли есть серьёзный сдерживающий фактор, напомнил Виталий Свидовский.

— Есть серьёзный ограничитель по развитию многих компаний — это трудовые ресурсы. Сейчас сотрудников не найти, это даже не вопрос денег — их просто физически нет. Поэтому любые программы развития будут сталкиваться с нехваткой персонала, — рассказал он.

Безработица в Петербурге в первом квартале 2023 года была на самом низком в стране уровне — 1,7%, и это притом что в целом по России она фиксируется на историческом минимуме в 3,1%. Это хороший показатель, который в том числе вывел город на Неве в топ лидеров рынка труда, однако его компании испытывают сильнейший кадровый голод. Решение проблемы ещё только предстоит найти.

Поэтому Виталий Свидовский предлагает не радоваться раньше времени: подводить итоги и говорить об увеличении интереса к фастфуду, а также расширении самой сферы быстрого питания лучше в середине осени.

Рост внимания к заведениям фастфуда — общемировая тенденция, и дело здесь не в дешевизне: как рассказала Наталья Добрягина, результаты опроса молодёжи Миннеаполиса в США в качестве главной причины популярности фастфуда выделили быстроту обслуживания (92,3% опрошенных), доступность (80,1%) и даже более привлекательные вкусовые характеристики продуктов (69,2%), а ценовая привлекательность фастфуда была только на четвёртом месте (63,6%).

Фото: freepik.com/freepic.diller
Фото: freepik.com/freepic.diller

В Петербурге, который уже стал точкой притяжения не только иностранных, но и внутренних туристов, тренд на быстрое питание тем более актуален, и это скорее говорит об ускорении темпа жизни, характерном для мегаполиса, нежели о чём-то другом.