Прямой эфир

История ленинградского такси: от извозчиков до легендарных «Волг»

Анастасия Шиляева
19 сентября, 20:39
История такси в Петербурге — это путь от конных извозчиков XIX века до современных сервисов с приложениями. Первые таксомоторы появились в начале XX века, а символом советского Ленинграда стали «Волги». В материале 78.ru вы узнаете, какие машины возили пассажиров, где находились первые таксомоторные парки и почему такси стало неотъемлемой частью городской культуры.
Фото: 78.ru

Сегодня, чтобы вызвать такси, нужно сделать несколько кликов на смартфоне или попросить личного ассистента. А вот в советское время нужно было выйти на улицу, протянуть руку и «проголосовать» — и сразу же останавливалось несколько автомобилей такси. Как в нашем городе и когда появились первые таксопарки? Об этом в программе «Другой Петербург» рассказал ведущий Илья Михайлов-Соболевский.

Конные извозчики и первые моторные кареты

А ещё раньше, в XIX веке, вместо автомобилей по Петербургу разъезжали конные извозчики. Родоначальниками такси были именно они — люди на повозках, которые возили пассажиров.

— На повозках возили людей, естественно, не бедных. Удовольствие это было довольно-таки дорогое, — объяснил экскурсовод Центра истории автотранспорта Ленинграда Артём Елфимов.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В конце XIX века автомобили в России только начинали появляться. Первая российская машина, созданная Яковлевым и Фрезе, выглядела как карета без лошади: вместо коня — мотор, вместо фонарей — свечки или керосиновые лампы. По словам собеседника, кататься на таком автомобиле в плохую погоду было сомнительным удовольствием, особенно в Петербурге.

— Машина была в те годы роскошью, демонстрацией статуса владельца — что есть деньги на автомобиль.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В 1904 году в городе на Неве появились первые организации, занимавшиеся извозом на автомобилях. А уже 4 июня 1907 года в официальных документах впервые появилось слово «таксомотор».

Советская эпоха: от «Фордов» к «Эмке»

После революции автомобильный извоз стал государственным делом. В конце 1920-х годов на линии выходили сначала «форды», позже — отечественные ГАЗ-А. Настоящим символом стал ГАЗ-М1, или, как его называли в народе, «Эмка».

— Это машина 1936 года разработки ГАЗ-М1. Официально — «Молотовец первый», поэтому у нас буква «М». Но в народе закрепилось другое прозвище — «Эмка». Иногда машину называли и «Чёрный воронок», поскольку на ней ездили не только пассажиры такси, но и сотрудники НКВД.
#

#

#

Всего выпустили более 62 тысяч экземпляров. Эти автомобили использовались в такси, милиции, госучреждениях. Были и уникальные случаи: шахтёру Алексею Стаханову и лётчику Валерию Чкалову вручали М-1 в награду за достижения.

— Купить такую машину было почти невозможно. Требовалось личное разрешение Сталина и перечень особых заслуг.

В салоне не было даже печки. Чтобы стекло не запотевало, приходилось открывать переднее окно, а водителям одеваться теплее. Но в Ленинграде «Эмки» задержались ненадолго: во время войны все автомобили ушли на фронт.

Немецкий гость: DKW F8

На смену «Эмке» в Ленинграде пришли машины поскромнее — немецкий автомобиль DKW F8. Его разработали ещё в конце 1930-х годов как транспорт эконом-класса.

— Дешёвый, максимально простой, — объяснил специалист.
#

#

Маленькие, тесные, полудеревянные, они стали настоящим испытанием для шофёров. Аббревиатуру DKW водители расшифровывали по-разному: «дерево, клей, вода», «дым, копоть, вонь», «дурак, кто выдумал» и так далее. Несмотря на недостатки, эти машины стали частью ленинградского автопарка и эпохи послевоенных лет.

«Волга» — мечта пассажира и символ кинематографа

Настоящей легендой советского такси стала ГАЗ-21 «Волга». Она появилась в 1950-х и быстро завоевала популярность.

— А 1 сентября 1947 года случилось эпохальное событие в истории советского автопрома: открылся первый автомагазин. Больше не требовались никакие разрешения Сталина — приходи и покупай.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В экспозиции сегодня можно увидеть модель второго поколения. На капоте красуется фигурка оленя — символ Горьковского завода и Нижнего Новгорода. У «Волги» был просторный салон, откидная спинка, а внешний вид выгодно отличался от предшественников.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Не случайно именно «Волга» стала «кинозвездой» — её можно увидеть в фильмах «Бриллиантовая рука», «Верные друзья» и многих других.

— Использовались эти «Волги», 21 модель, до начала 70-х годов. Ближе к концу десятилетия они полностью вышли из эксплуатации и были заменены более современными машинами.
#

#

Коллекционер Игорь показал редкий вариант 21Т — специально для такси. Сегодня такие машины можно встретить лишь у коллекционеров.

— Основное отличие 21Т от 21-й именно третьей серии в том, что здесь не было уже дивана.

Первые таксомоторные парки и будни шофёров

В 1960-е годы на Конюшенной площади открылся первый механизированный таксомоторный парк. Здесь внедрили линию техосмотра и систему хранения автомобилей по этажам.

#

#

#

— Чтобы выйти в первый рейс, надо было сдать экзамен по знанию города. Инструктор называл улицу, и ты должен был объяснить, в каком районе она находится и как доехать самым коротким путём, — вспомнил профессиональный водитель Михаил Михайлов.

Работа шофёра таила и неожиданные трудности. Иногда машину выдавали без деталей — например, без кулисы переключения передач. Тогда приходилось ездить с обычной палкой.

— А однажды я вёз пассажиров в Купчино. Они уснули, а я был первый день за рулём. Кружил по городу, пытаясь вспомнить дорогу. Вышла целая обзорная экскурсия — и 3 рубля 50 копеек на счётчике, — рассказал Михаил.

Такси как часть петербургской культуры

Такси в Ленинграде — это не только транспорт. Оно стало частью культурного кода города. Шофёры пользовались специальными справочниками, где были карты улиц и исторические сведения о домах. У гостиниц и у вокзалов стояли длинные ряды «Волг». Пассажиры выходили из дверей «Европейской» или «Астории» и садились в машину, чтобы прокатиться по городу с ветерком.

#

#

— Такси становилось визитной карточкой Ленинграда. Люди видели не только город, но и чувствовали атмосферу времени.

Сегодня ретро-такси можно встретить только у коллекционеров и на фестивалях. Но когда по Невскому проспекту проезжает старая «Волга», люди неизменно оборачиваются и улыбаются — будто город на мгновение возвращается в прошлое.