Штрафы, пошлины, алкотесты: сентябрь 2025 оберёт водителей до нитки

Пьяных проверят жёстче
Минздрав с 1 сентября вводит новые правила освидетельствования на состояние опьянения — как алкогольное, так и наркотическое. Они становятся жёстче тех, которые действовали ранее.
Прежде всего для проведения освидетельствования теперь потребуется подписать добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство. Раньше этот документ для медицинского освидетельствования нужен не был, однако законодатели посчитали, что это нарушает конституционное право человека на охрану здоровья.
Кроме того, проверка на алкотестере станет длиннее — интервал между двумя стандартными продувками увеличится с 15–20 до 25 минут. Также сокращается период, выделенный на сдачу мочи для анализа после направления на химико-токсикологическое исследование — теперь на это будет максимум полчаса. Если тест сдать не удастся, врачи возьмут на анализ кровь. А у тех водителей, которые пострадали в ДТП и у которых выявлены признаки отравления наркотическими веществами или алкоголем, на анализ возьмут и мочу, и кровь.

Помимо этого, в направлении на анализ теперь в обязательном порядке нужно указывать, какие лекарства принимает водитель.
Ещё одно изменение касается списка запрещённых наркотических средств — в сентябре в нём появится синтетический наркотик мефедрон, воздействие которого на первый взгляд, без проверки, определить возможно не всегда.
Аутистов не пустят за руль
С 1 сентября расширился список болезней, с которыми нельзя получить водительские права и садиться за руль. Об этом стало известно ещё в апреле, когда соответствующий документ подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Он привёл ранее существовавший перечень противопоказаний для управления транспортным средством в соответствие с Международной классификацией болезней МКБ-10.
Теперь есть 11 диагнозов, с которыми за руль садиться запрещено. Новых среди них два — это общие расстройства психологического развития и аномалии цветового зрения. К общим расстройствам психологического развития, в частности, добавили детский аутизм, синдром Аспергера и синдром Ретта, а аномалии цветового зрения заменили более узкий диагноз ахроматопсия, то есть неспособность различать некоторые или все цвета. Теперь определять, какие заболевания, связанные с нарушением восприятия цвета, мешают водить автомобиль, будут на медицинской комиссии.
Если у водителя обнаружат заболевание из списка на диспансеризации, которую он обязан проходить раз в десять лет, его права не продлят или аннулируют. А с 1 марта 2027 года при установлении такого диагноза их и вовсе будут отзывать — соответствующий закон уже подписан президентом. Однако права можно будет вернуть, если в течение месяца на повторном обследовании диагноз будет снят.
Не уступил «мигалкам» — штраф
С 1 сентября, возможно, водителям придётся быть крайне внимательными на дорогах, чтобы не остаться без прав или не «попасть» на новый штраф из-за непропуска спецтранспорта с включёнными световыми и звуковыми сигналами. Сегодня, согласно ПДД, водители обязаны пропускать такой транспорт только в том случае, если на нём, помимо включённых световых и звуковых сигналов, есть особая цветографическая раскраска. К ним относятся машины полиции, скорой помощи, пожарной службы и другие. С 1 сентября, вероятно, это требование отменят, и теперь придётся также пропускать кортежи, на которых подобной раскраски нет.

Непропуск спецтранспорта грозит водителю штрафом в размере от 7,5 до 10 тысяч рублей и даже лишением прав на срок от 6 месяцев до года. Поэтому, чтобы избежать подобного, Минтранс сообщил: при встрече с машиной с «мигалкой» водитель должен перестроиться в другой ряд или на обочину, если дорога однополосная, либо выполнить разрешённый правилами манёвр для освобождения полосы — правда, перечень манёвров он не приводит. Кроме того, водителю запрещается обгонять такой транспорт, находиться в непосредственной близости от него и двигаться с его скоростью.
Водительские права станут дороже
С 1 сентября увеличивается целый ряд госпошлин для автолюбителей — настоящих и будущих. Причём многие из них вырастают сразу двое и даже больше, а также появляются и новые пошлины.
Так, госпошлины вырастут на:
- выдачу паспорта транспортного средства (ПТС) — до 1200 руб. (с 800 руб.),
- внесение изменений в ПТС — до 525 руб. (с 350 руб.),
- выдачу бумажного свидетельства о регистрации транспортного средства — до 1500 руб. (с 500 руб.),
- выдачу пластикового свидетельства о регистрации ТС — до 4500 руб. (с 1500 руб.),
- получение водительских прав на пластике — до 4000 руб. (с 2000 руб.),
- получение водительские прав нового поколения — до 6000 руб. (с 3000 руб.),
- получение международных водительских прав — до 3200 руб. (с 1600 руб.),
- выдачу свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов — до 2250 руб. (с 1500 руб.),
- продление свидетельства о допуске ТС к перевозке опасных грузов — до 1500 руб. (с 1000 руб.),
- выдачу регистрационных знаков — до 3000 руб. (с 2000 руб.),
- выдачу металлического знака «Транзит» — до 2400 руб. (с 1600 руб.).
Появляются и абсолютно новые платежи для водителей. Так, за выписку из госреестра транспортных средств придётся заплатить 50 руб., а за внесение сведений в ЕАИСТО при оформлении диагностической карты — 500 руб. Новый сбор будут платить и автошколы: им выдача заключения о соответствии учебно-материальной базы требованиям обойдётся в 15 тыс. руб.

Техосмотр обновится
Технический осмотр сегодня не обязательная процедура для владельцев личного автотранспорта, однако и в ней с сентября 2025 года появляются новшества. В том числе они коснутся и услуг по ремонту автомобилей.
Так, согласно новым правилам, договор с автосервисом можно будет заключить через сайт или мобильное приложение, при этом указывать стоимость автомобиля, согласованную сторонами, теперь не обязательно. Автосервис больше не обязан иметь книгу жалоб и предложений, а если в результате оказанных услуг потребителю причинён ущерб, он подлежит возмещению в полном размере, сверх возможной неустойки, предусмотренной законом «О защите прав потребителей» или договором.
Обязательный технический осмотр для личных автомобилей в России отменили с 30 декабря 2021 года. Сегодня он требуется только для постановки автомобиля на учёт, при смене владельца, использовании в служебных целях или в качестве такси и при внесении конструктивных изменений.
Что ещё ждёт автомобилистов осенью
Нововведения ждут водителей не только в сентябре, но и в другие осенние месяцы — во всяком случае, инициативы об этом поступают в большом количестве.
Так, к примеру, существует предложение повысить ОСАГО для владельцев автомобилей старше 30 лет — его озвучил глава Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. По его мнению, это требуется для обновления автопарка в стране, который сейчас серьезно стареет. Парламентские обсуждения этого предложения стартуют 6 октября.
Минтранс предлагает повысить штрафы за неоплату проезда по платным дорогам — почти в 7 раз, с 1500 руб. до 10 тыс. руб. для легковых автомобилей и в 6 раз, с 5 тыс. до 30 тыс. руб. для грузовиков и автобусов.
Кроме того, до 1 ноября должны заработать камеры для фиксации водителей без полисов ОСАГО. Это предложение обсуждалось ещё в 2024 году, тогда же прошло тестирование системы, и вероятно, что в середине осени водители без ОСАГО получат первые штрафы. Сегодня этот штраф — 800 рублей, однако когда в действие введут камеры, штрафы будут приходить снова и снова, стоит под камерами даже незначительно нарушить ПДД.

А Минпромторг грозится повысить утильсбор для физлиц, которые ввозят автомобили с двигателем мощностью более 160 лошадиных сил для личного пользования. Насколько сильно он вырастет, данных нет, но возможно, что ставки для физлиц просто приравняют к ставкам для юрлиц. Рассмотрение этого предложения также намечено на осень 2025 года.




