Будем ходить пешком: как ГИБДД аннулирует водительские права с помощью нового закона

Болен — не води
Во вторник, 24 июня, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, представленный правительством, согласно которому ГИБДД получила возможность аннулировать выданные ранее водительские права. Этот законопроект был подготовлен ещё в 2022 году, однако до мая 2025 года его не трогали, и только сейчас он наконец обрёл полноценную форму.
Теперь благодаря принятому законопроекту ГИБДД сможет аннулировать водительские права в случаях, когда после их получения здоровье водителя ухудшилось и он больше не может, согласно правилам, водить автомобиль. Процедура предполагается следующей:
1. у водителя при медосмотре, диспансеризации или любом другом визите к врачу выявляют заболевание, которое является противопоказанием к вождению,
2. водителя отправляют на внеочередное обследование, которое он должен пройти в течение трёх месяцев,
3. при подтверждении болезни данные об этом заносятся в базу Минздрава, а оттуда автоматически передаются в ГИБДД,
4. права аннулируются.
Если водитель не явится на внеочередное обследование, это также приведёт к аннулированию прав. А если после этого он вновь сядет за руль, то его привлекут за управление автомобилем без водительских прав по ст. 12.7 КоАП, наказание по которой — штраф от 5 до 15 тыс. рублей и отправка машины на штрафстоянку.

Также к единой базе Минздрава подключат все водительские медкомиссии, и после этого справку о том, что водитель годен к управлению транспортным средством, предъявлять при получении прав будет не нужно. Закон вступит в силу 1 марта 2026 года.
Автоэксперт, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Александр Холодов в беседе с 78.ru пояснил, что сейчас водительские удостоверения выдаются на 10 лет и у ГИБДД нет права их аннулировать, даже если у человека выявлены противопоказания к вождению — к примеру, если он встал на учёт в наркологический диспансер как наркоман. Собирать информацию по таким лицам приходилось прокуратуре, а затем выходить в суд, чтобы аннулировать для них водительское удостоверение.
— Получается очень странная ситуация: пока суд идёт, человек имеет право спокойно ездить за рулём автомобиля, когда при этом он официально наркоман и проходит лечение. Логически правильно, что всё-таки дадут возможность более оперативно аннулировать водительское удостоверение в случае, когда понятно, что человек наркоман или у него есть другие противопоказания, которые точно мешают управлять транспортным средством, например, психические заболевания, — пояснил Александр Холодов.
При этом нельзя сказать, что принятый законопроект полностью решит проблему, отметил эксперт. Прежде всего причина в том, что человек может иметь заболевания, но при этом не иметь противопоказаний для управления транспортным средством, а может быть и наоборот — заболевания и противопоказания есть, но он прошёл медкомиссию, поскольку находился в более или менее приемлемом состоянии.
— Сложно будет, на мой взгляд, с медицинской точки зрения соединить два этих факта, потому что если человек наркоман, это не равно тому, что он не прошёл медкомиссию. Поэтому мне кажется, что с определёнными сложностями в будущем могут столкнуться, даже если у ГИБДД будет право аннулирования, — резюмировал Александр Холодов.
Кортежи с преимуществами
Ещё один повод для беспокойства автолюбителей — законопроект, который пока ещё не принят Госдумой, однако уже получил одобрение правительства, в частности МВД, ФСО, Минтранса, Минфина и Минюста. Согласно ему, лишиться прав можно будет, если не уступить дорогу спецтранспорту с включёнными мигалками, но без цветографической раскраски на борту — например, машинам ФСО.

Сейчас, согласно правилам дорожного движения, водители обязаны пропускать и предоставлять преимущество спецтранспорту, у которого одновременно включены синие проблесковые маячки и работает звуковой сигнал. Если такую машину не пропустить, штраф составит 500 рублей. Если же у этой машины не только включены мигалки и сирена, но и есть цветографические схемы и надписи на борту — например, это машины скорой помощи, — то нарушителю грозит штраф от 4,5 до 7,5 тыс. рублей или лишение прав на срок от трёх месяцев до года.
Теперь же, согласно законопроекту, предоставлять преимущество водители должны будут машинам без специальных цветографических схем и надписей, но с включёнными красными и синими мигалками. Такими машинами являются автомобили Федеральной службы охраны, которые сопровождают кортежи лиц, находящихся под государственной охраной, также к ним могут относиться и машины ГИБДД. Как отметили авторы инициативы, сейчас растёт число случаев, когда такие машины не пропускают на дорогах. Если же законопроект примут, водитель может «напороться» на штраф от 5,5 до 7,5 тыс. рублей или лишиться прав на срок от полугода до года.
Александр Холодов отметил, что прежде всего такие поправки должны быть внесены в правила дорожного движения, а не в КоАП — и действительно, в мае 2025 года Минтранс опубликовал проект аналогичных поправок в ПДД. Согласно им, водители должны будут не просто уступить дорогу спецтранспорту, а перестроиться в соседний ряд или съехать на обочину, кроме того, двигаться рядом со спецтранспортом будет нельзя, как и опережать его по соседней полосе.
Сейчас же водители при включении проблесковых маячков на машине, которая не имеет спецраскраски, могут отступать от требований правил дорожного движения, но дорогу им никто уступать не должен — то есть проехать на красный сигнал светофора они могут, но соблюдая меры предосторожности, пояснил Александр Холодов. Другое дело, что кортежи, о которых беспокоятся депутаты — авторы инициативы, обычно сопровождаются не только ФСО, но и минимум одним экипажем ГИБДД и машиной скорой помощи, которые имеют спецраскраску, звуковой и световой сигнал, особенно если речь идёт о кортежах глав государств.
— Поэтому в данном случае, мне кажется, это не актуально и не нужно. Но я подозреваю, что здесь вопрос в другом. Представьте, что вы едете в самом кортеже. Одно дело, когда он мимо вас проезжает, сирена поорала и проехала. Другое дело, когда вы с утра до вечера каждый день под эти завывания сирены сами передвигаетесь. Я думаю, здесь скорее может быть в этом вопрос, — предположил Александр Холодов.

Меньше бюрократии — больше взяток?
Внутри автосообщества изменения, как уже принятые, так и предполагаемые, воспринимаются неоднозначно, рассказала 78.ru генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Она отметила, что усиление контроля за медицинскими противопоказаниями многие водители одобряют, как и автоматизацию обмена данными между медкомиссиями и ГИБДД — это уменьшит бюрократию, с одной стороны, и поможет бороться с поддельными справками, с другой. Однако сама процедура внеочередных медосмотров вызывает тревогу.
— Срок в три месяца для прохождения обследования считается недостаточным для сложных случаев, а автоматическое аннулирование прав без возможности предварительного обжалования или учёта индивидуальных обстоятельств вызывает опасения по поводу несправедливости. Особую озабоченность выражают водители старшего возраста, опасаясь потери мобильности из-за возможных ошибок в системе или задержек в получении информации, — пояснила эксперт.
Всё это может привести, по мнению автосообщества, к рискам коррупции: например, несмотря на цифровизацию и интеграцию с базой Минздрава, останется возможность скрыть диагноз или получить ложное заключение за взятку. Автоматизация, конечно, эти риски снизит, но исключить их полностью не сможет, особенно в том, что касается внеочередного обследования.
То же можно сказать и о пропуске спецтранспорта на дороге. В целом эта проблема не нова, с ней сталкиваются не только кортежи, которые не обеспечены спецраскраской и сиреной, но и машины скорой помощи, пожарных, полиции. Нарушения действительно есть и приводят даже к трагическим последствиям, а связаны они часто с низкой культурой вождения, незнанием правил, плотным трафиком и главное — сознательным игнорированием приоритета спецмашин. Поэтому часть водителей воспринимает новую меру как справедливую.
Другое дело, что коррупционные риски при этом ещё выше, чем в случае внеочередных медицинских обследований.
— Здесь коррупционные риски вызывают наибольшую тревогу. Отсутствие чётких, объективных критериев фиксации «непропуска» или «создания помехи» (особенно в сложной дорожной обстановке) может привести к субъективным решениям инспекторов на месте. Возникает опасение, что угроза лишения прав может использоваться как инструмент давления для вымогательства взяток, — констатировала Ирина Франк.

Поэтому критически важно при реализации инициатив, особенно второй, обеспечить прозрачность фиксации нарушений с помощью видеорегистраторов и камер, выработать чёткие регламенты действий инспекторов и эффективные механизмы обжалования решений ГИБДД, указала Ирина Франк. Только в этом случае, при высоком качестве контроля, новые законодательные инициативы не приведут к росту коррупции на дорогах.




