Здесь был Ленин: тайны петербургской дачи Бертлинга, где готовили революцию

Иногда, гуляя по Петербургу, можно неожиданно наткнуться на места, будто пришедшие из другой эпохи. Сегодня таких уголков, где сохранились деревянные дома среди городской застройки, почти не осталось. Один из них — это уютная дача на Болотной улице, притаившаяся за высоким забором и вековыми лиственницами. Здесь работает детский музейный центр исторического воспитания, филиал Музея политической истории России.
Как появился этот особняк? Кому он принадлежал? Почему дошёл до наших дней? Какие легенды хранит? Об этом в программе «Другой Петербург» рассказал Илья Михайлов-Соболевский.
Дом-теремок среди советских кирпичных домов
Сегодня крайне редко можно встретить деревянные дома где-то в городской застройке. Но на Болотной, 13, в Выборгском районе, среди массивных кирпичных домов советской эпохи сохранился настоящий деревянный красавец с резным декором.
— И более ста лет назад этот дом на улице Болотной считался самым нарядным, так о нём принято говорить. Разгадка того, что здесь сейчас за высоким забором находится такой оазис, в том, что до революции эта территория была предместьем Петербурга и вошла в черту города позднее, — объяснила заведующая детским музейным центром исторического воспитания Юлия Прокофьева.
Дом построен в начале XX века. По сохранившимся документам участок был выкуплен в 1902 году, но историки подозревают, что сам дом появился немного раньше — ещё в конце XIX века, когда здесь, на окраине Петербурга, располагались дачи купеческих семей.
Стиль здания — «а-ля рус» с резными украшениями, но некоторые черты напоминают швейцарское шале. Неудивительно, что местные жители прозвали его «домиком-теремком».
Легенда лиственниц на даче Бертлинга
Люди сюда приходят не только посетить музей, но и посидеть в тишине под лиственницами. Сад вокруг дома — отдельная история. По легенде, шесть вековых лиственниц были посажены купцами Михайловыми.
— Лиственницы — это деревья долгожители, поэтому их посадили, чтобы пожелать долголетия своему роду, своим детям, — объяснила собеседница. — Сейчас лиственницам уже больше 150 лет.
Прогулка по саду — настоящий отдых от городской суеты. Здесь можно посидеть в тишине, послушать птиц или загадочно поборматывающих «феечек» — арт-объект под названием «Метаморфозы» с озвучкой. Маленькие фигурки изображают разные этапы человеческой жизни.
История дома на Болотной, 13, и его хозяев
Этот район раньше назывался Лесной или Лесной корпус. Территория принадлежала Лесотехнической академии, которая сдавала земли в аренду, а в начале XX века их можно было выкупить в собственность.
— Уже с 1885 года чета Михайловых взяла землю в аренду и, вероятно, проводила здесь лето, отдыхала своей большой семьёй. Впоследствии территорию выкупили и построили дом.
В 1908 году дом перешёл во владение Генриха Бертлинга — управляющего петербургского филиала фирмы «Зингер». Новые хозяева многое перестраивают и достраивают, например, башню с витражными окнами.

Советская эпоха: детский дом и «тёточка Лидочка»
С 1920-х годов дом был передан под детский дом. Его руководительница Лидия Ивановна Трофимова оставила в сердцах воспитанников особый след.
— Они звали её не Лидия Ивановна, а тёточка Лидочка, — рассказала Юлия Прокофьева. — Она хотела сделать идеальный детский дом, где дети, лишённые родителей, могли получить всю заботу и любовь.

Во времена, когда здесь был детский дом, участок был больше. На нём был даже свой «колхоз» — детские огородики, где ребята играли в земледельцев, сажая морковку и капусту маленькими грабельками.
Ленин на Болотной и судьбоносная ночь
Дом сыграл большую роль и в истории страны. Здесь в ночь с 16 на 17 октября 1917 года Владимир Ленин и его соратники приняли окончательное решение о вооружённом восстании, после которого и случилась Октябрьская революция.
Этот эпизод помог зданию уцелеть в будущем — директор детдома писала в органы власти: «Владимир Ильич Ленин очень любит детей, мы здесь чтим его память и детей тоже хорошо воспитываем. Оставьте». Дом не тронули.
Дача Бертлинга сегодня: музей и дачная атмосфера прошлого
Сегодня старинный дом на Болотной продолжает свою главную миссию — быть местом, где хорошо детям. Здесь работает детский музейный центр исторического воспитания, филиал Музея политической истории России.

Попав внутрь, посетители сразу оказываются у парадной лестницы. Её деревянные перила и узорные элементы сохранились со времён детского дома.
— Это лестница историческая. Конечно, она отреставрированная, сейчас полностью безопасная. Это родная лестница дома, и даже есть воспоминания воспитанников детского дома о том, как они по ней бегали, когда были совсем ещё маленькими.
Наверху, в зале, сохранилась старинная печь. Она давно не топится по правилам пожарной безопасности, но по фотографиям видно, что здесь когда-то их было две. Именно в этой гостиной, под углом к печам, в 1917 году проходило историческое совещание Ленина и его соратников, определившее судьбу революции.

На стене висит уменьшенная копия картины, запечатлевшей тот момент. Правда, в реальности Ленин выглядел совсем не так, как на этом полотне, ведь он пробирался сюда под покровом ночи, замаскированный, совсем не в привычном облике.
— Когда нас спрашивают, а где это было, мы говорим, это было вот здесь, именно в этой комнате.
Но музей — не только о революции. Экскурсоводы любят задавать детям загадку: какой предмет не похож на то, что обычно стоит в мужском кабинете? Ответ — старинная швейная машинка «Зингер». Она напоминает о владельце дома Генрихе Бертлинге, управляющем петербургским филиалом знаменитой фирмы. Эта машинка до сих пор работает: стоит только смазать маслом и натянуть ремень, и она будет шить, как сто лет назад.

Башня, на которую, к сожалению, нельзя подняться с экскурсией из-за норм безопасности, очень уютная. Витражные окна, из которых открывается вид на сад и крышу.
— Мы не знаем точно, что здесь было. Может быть, комната была какой-то мастерской, место уединения. Например, для чтения книг.
В доме уютная веранда. Дело в том, что в музей можно попасть только по предварительной записи, а сад доступен в любое время работы музея. Здесь можно просто посидеть в тишине, послушать птиц, поиграть в шахматы или найти на полках книжного шкафа с надписью «Почитай меня» интересную книгу и устроиться с ней на лавочке.
— Это у нас книгообмен. Люди могут прийти, почитать книгу, принести свою, здесь оставить, забрать, тут чего только не встречается. Есть и классика, и детские книги.
По словам Юлии, когда они задумали развлечения для гостей, то многие к этому скептически отнеслись: мол, всё растащат. Но прошло два года, и не только ничего не украли, а наоборот — люди приносят свои книги, советские конструкторы, лото, шахматы и другие дачные игры.
Дому больше 120 лет, и большую часть своей истории он был детским. Здесь росли и жили дети, и, наверное, в этом его судьба — оставаться местом, где тепло и уютно, где каждому есть уголок для радости.
















