Прямой эфир

Градус налицо: когда разрешат покупать алкоголь в Интернете по биометрии

Лилия Батршина
26 мая, 11:04
Минпромторг предлагает разрешить продажу алкоголя по биометрическим данным, в том числе и для маркетплейсов. Тема не новая: онлайн-торговля алкоголем обсуждается уже несколько лет, но пока эти обсуждения ни к чему не привели. Станет ли биометрия толчком к отмене ограничений? И не разрушит ли она хрупкий баланс между маркетплейсами и офлайн-торговлей? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/diana.grytsku; freepik, flaticon.com/feen

Новый виток

Онлайн-торговлю алкоголем обсуждают уже на протяжении минимум пяти лет. Её запретили с 2007 года, сейчас она запрещена наравне с онлайн-продажей табака, лекарств и некоторых других продуктов. Однако начиная с 2020 года, со времён пандемии, тема эта начала активно обсуждаться, в том числе и на уровне законодателей.

Пилотным проектом должен был выступить эксперимент по дистанционной продаже алкоголя через «Почту России». Предполагалось, что он коснётся только отечественного вина и давать возможность его забрать будут только через 24 часа. Однако законопроект не одобрили ни депутаты Госдумы, ни правительство, и в итоге он не пошёл в реализацию. На его место пришёл другой — о создании реестра сайтов компаний, которые смогут продавать алкоголь дистанционно с подтверждением возраста через Единую систему идентификации и аутентификации. Но и его после критики отозвали для доработки.

Тем не менее различные министерства регулярно высказываются о том, что поддерживают разрешение онлайн-торговли алкоголем, если она будет реализована с учётом всех требований закона. Так, например, совсем не против такого разрешения Минфин. Эксперты называют несколько причин — это и наполнение бюджета, и выведение онлайн-торговли алкоголем из «чёрной» и «серой» зоны.

Недавно в поддержку онлайн-торговли алкоголем выступил и Минпромторг: статс-секретарь — замглавы ведомства Роман Чекушов в беседе со СМИ отметил, что для такой торговли можно было бы использовать биометрию — это позволило бы отсечь продажи товаров тем лицам, которые не имеют права на их покупки из-за возрастного ограничения. Причём нововведение можно было бы применять не только в офлайн-ретейле, но и при покупках на маркетплейсах.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Тема биометрии в России не нова: никого не удивишь «оплатой улыбкой», которую внедрил в свои платёжные сервисы Сбербанк, да и проход в московское метро «по лицу» тоже уже не диковинка. В правительстве предлагают её расширить — например, как сообщают СМИ, готовится законопроект о разрешении продажи энергетиков на маркетплейсах и в вендинговых автоматах по биометрии. Есть вероятность, что это станет подготовкой и к более серьёзному её применению, в том числе и для продажи алкоголя.

— Пока онлайн-торговля алкоголем в России запрещена, но тема входит в рабочую повестку. С конца 2024 года Минпромторг и Минцифры провели серию встреч с ретейлом и маркетплейсами — обсуждались пилотные схемы «дистанционный заказ + самовывоз». В Госдуме лежат два проекта поправок, которые могут узаконить продажу через интернет-платформы с обязательной проверкой возраста. Если раньше эта идея воспринималась как отдалённая перспектива, то сегодня ряд ответственных министерств считают её вполне реализуемой в рамках пилотных проектов, — пояснил в беседе с 78.ru руководитель Клуба профессионалов алкогольного рынка, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Максим Черниговский.

Сегодня биометрические данные уже могут применяться при продаже алкогольной продукции — такая возможность введена в постановление Правительства РФ от 15 июня 2022 года №1067, отметил в разговоре с 78.ru управляющий партнер юридической фирмы «Алкогольное право», эксперт московского отделения «Опоры России» Дмитрий Терентьев. Казалось бы, достаточно внедрить её на платформу и торговать. Однако на деле не всё так просто.

Вариант рабочий, но…

Дмитрий Терентьев напомнил, что продажа алкоголя несовершеннолетним запрещена федеральным законодательством. Но вот перечень документов, которые позволяют установить возраст покупателя, определён приказом Минпромторга от 31.05.2017 №1728. Согласно этому приказу, использование биометрических данных не является способом подтверждения возраста покупателя.

— Таким образом, использование биометрических данных при продаже алкогольной продукции является не более чем интересной технологической «забавой» и достаточно дорогой в обслуживании. На сегодняшний день использование биометрических данных может рассматриваться как дополнительная опция после проверки документов, указанных в приказе Минпромторга, что явно не ускоряет процесс продажи алкогольной продукции, а ещё и вводит дополнительные обязательства и расходы, — пояснил эксперт.
Фото: freepik.com/wirestock
Фото: freepik.com/wirestock

Неудивительно, что, несмотря на появление формальной возможности в 2022 году, онлайн-площадки не стали ею пользоваться. Дмитрий Терентьев предположил, что недавние высказывания представителей Минпромторга и их предложения могут быть одним из этапов для полного узаконивания биометрических данных при продаже алкогольной продукции.

— Но на сегодняшний день явно нужен кто-то из крупных игроков, кто сможет провести эксперимент по продаже алкогольной продукции по биометрии, но с документальным подтверждением возраста, иначе дальше инновация может не пойти и так и останется просто дорогой возможностью применения технологий, — резюмировал эксперт.

Маркетплейсы стали бы идеальной площадкой для подобного эксперимента: они «впереди планеты всей» по технологическому развитию, потому что от этого напрямую зависит их заработок, и обладают большими охватами пользователей — статистику применения можно будет собрать легко и быстро. Впрочем, и офлайн-ретейл также не останется в стороне, уверен Максим Черниговский, однако с применением технологии есть проблема.

— С точки зрения техники — вполне рабочий вариант. Камера в кассе сверяет лицо покупателя с профилем «Единой биометрии»; если возраст меньше 18, транзакция блокируется. «Биометрия ради биометрии» никому не нужна: бизнесу важен быстрый чек-аут, государству — защита несовершеннолетних. Проблема в другом: база биометрии добровольная. Чем меньше людей сдали данные, тем чаще кассиру придётся просить паспорт, а значит исчезает смысл автоматизации. Поэтому идея реалистична, но только если Минцифры сумеет нарастить охват БД хотя бы до 50–60% взрослого населения, — указал эксперт.

По данным на февраль 2024 года, биометрический профиль гражданина подключили на «Госуслугах» 18 млн россиян. Цифра впечатляющая на первый взгляд и наверняка выросла с того времени, однако, с другой стороны, при сравнении с общим количеством населения России она не столь масштабна — меньше десятой части. Поэтому, действительно, охваты пока недостаточны для повсеместного распространения биометрических проверок на возраст.

Но, может быть, внедрение технологии на маркетплейсах этому поспособствует?

Конкуренция на пользу

Маркетплейсы давно с интересом смотрят в сторону продажи алкоголя — ведь это один из самых прибыльных товаров.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

С декабря 2024 года они даже начали его продавать — правда, в обход запрета об онлайн-продаже, через систему click&collect: пользователь оформляет заказ на алкоголь, скажем, на Wildberries, но забрать и оплатить его может только в офлайн-магазине при предъявлении паспорта и не раньше, чем через час. Такая система сейчас действует на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Мегамаркете» и в сервисе доставки «Купер», их партнёрами выступают сети «Винлаб», «Магнит», «Лента», «Ашан» и другие. Фактически это не онлайн-продажа, а система предзаказа, реализованная через витрину маркетплейсов.

Кроме того, продаются на маркетплейсах и безалкогольные пиво и вино — средний чек у таких продаж высокий, есть и повторные заказы. Как отметил Максим Черниговский, продажа алкоголя даст онлайн-площадкам сразу две вещи: маржинальность и привлечение новых продавцов.

— Маржинальность: на винодельческой продукции и крепком алкоголе ретейл зарабатывает больше, чем на FMCG (товары повседневного спроса. — Прим. ред.). Новые продавцы: тысячи региональных винзаводов и крафтовых пивоварен готовы платить комиссию за выход на всю страну. Поэтому онлайн-площадки лоббируют данную тему, — указал эксперт.

Когда-то именно поддержкой отечественного производителя объясняли самый первый законопроект о продаже российских вин через «Почту России». Возможно, выход на маркетплейсы с помощью разрешённой для проверки возраста биометрии действительно станет хорошей поддержкой производителям, особенно местным, которым хотелось бы торговать по всей России — как это делают другие продавцы маркетплейсов.

Однако есть и ещё одна сторона медали: перекос от офлайн-розницы в сторону онлайн-торговли. На маркетплейсы, их политику и то, что они перетягивают на себя покупателей, уже неоднократно жаловались представители самых разнообразных сегментов — от продавцов канцелярских товаров до владельцев торговых центров. Непременно столкнутся с конкуренцией и алкогольные офлайн-магазины, считает Максим Черниговский. Но — как ни странно, это будет им только на пользу.

— Федеральные розничные сети, контролирующие около 70% рынка, неизбежно почувствуют конкуренцию в премиальном сегменте — прежде всего от региональных виноделен и крафтовых дистиллерий, выход которых сегодня в онлайн затруднён. При этом основные продажи «эконом»-продукции остаются в руках офлайн-магазинов: доставка низкобюджетной алкогольной продукции нерентабельна из-за логистики. Более того, розничные сети выиграют от снижения нелегального товарооборота — часть спроса, ушедшего в «серый» онлайн, вернётся в легальные магазины и общепит. В результате офлайн-ретейл потеряет лишь небольшую долю премиального трафика, но укрепит контроль за качеством и возрастом покупателей, — резюмировал эксперт.
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

При этом, как отметил Максим Черниговский, введение онлайн-торговли алкоголем с использованием биометрии может повлиять на цены, поскольку прямые поставки от производителей приведут к росту конкуренции — в итоге розничные цены могут снизиться на 3–5% в среднем сегменте.

Плюсов много, минусов нет?

В целом у разрешения онлайн-торговли алкоголем достаточно плюсов, самый очевидный среди которых — повышение доходов бюджета за счёт легализации «серой» торговли.

— Онлайн-рынок алкогольной продукции сегодня вне закона: его легализация способна вернуть в бюджет РФ десятки миллиардов рублей акцизных сборов, — отметил Максим Черниговский.

Для потребителя, помимо снижения цен за счёт конкуренции, нововведение создаст легальный онлайн-канал продаж алкоголя, который сделает покупку удобнее и надёжнее — особенно в регионах, где нет федеральных розничных сетей. Применение же ЕГАИС вкупе с биометрической верификацией минимизируют риск покупки нелегальной алкогольной продукции и продажи несовершеннолетним — то, что так беспокоит в идее разрешить онлайн-торговлю спиртным МВД.

— Именно эти аргументы лежат в основе поддержки инициативы Минфином и Минпромторгом: контроль и рост бюджетных доходов важнее любых формальных запретов, — резюмировал эксперт.

Против разрешения онлайн-торговли алкоголем традиционно выступает Минздрав, поскольку опасается повышения доступности алкогольных напитков и роста объёмов продаж — это сведёт на нет его усилия по борьбе с пьянством. Однако мировая практика показывает, что онлайн-продажи алкоголя в разных странах не приводят к повышению его потребления: на неё приходится всего от 0,7% до 9% всего оборота спиртного в зависимости от страны.

Поэтому вполне вероятно, что рано или поздно онлайн-продажу алкоголя всё-таки разрешат, и возможность подтверждать возраст по биометрии сыграет в этом не последнюю роль. Дело за малым: Минпромторг должен внести биометрию в список документов, подтверждающих возраст, маркетплейсы и онлайн-площадки — оснастить свои точки выдачи соответствующей аппаратурой, а россияне — активнее сдавать биометрические данные в систему «Госуслуг». Только когда реализуются все три составляющие, идея будет иметь смысл.