Экономика
15:006 октября 2023

Градусы онлайн: когда в России разрешат торговать алкоголем через Интернет

Алкоголь запрещён к продаже в России через Интернет наряду с табаком и некоторыми другими товарами. Однако недавно Минфин заявил, что поддерживает отмену этого ограничения. Почему министерство выступило с такой позицией и можно ли ждать, что скоро россияне смогут покупать спиртное через Интернет, разбирался 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com, unsplash.com, flaticon.com/srip

Спорный вопрос

С инициативами о разрешении торговли алкоголем через Интернет профильные организации выступали достаточно давно: ещё в 2020 году, в разгар пандемии, когда сфера доставки товаров переживала бурный рост, проводились исследования, доказывающие плюсы подобной инициативы. В 2021 году президент страны Владимир Путин поручил провести эксперимент по дистанционной продаже алкоголя, однако с ограничениями: мера касалась только отечественного вина и только через сервисы «Почты России».

Однако идея забуксовала и получила своё воплощение в виде законопроекта только в 2023 году. Согласно ему, дистанционная торговля отечественным вином должна была начаться на сайте «Почты России» с 1 ноября, а доставка могла осуществляться только в Москве и Подмосковье. Но законопроект не получил поддержки в Госдуме, кроме того, против него выступили Минэкономразвития, Минздрав, Роспотребнадзор, Минцифры и Федеральная антимонопольная служба, также о нём отрицательно высказалось МВД.

В результате вместо этого законопроекта в июне появился новый за авторством главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса. Он предлагал создать реестр сайтов компаний, которые смогут продавать алкоголь дистанционно, при этом с покупателем требовалось заключить договор с подтверждением его возраста через Единую систему идентификации и аутентификации (риск продажи алкоголя несовершеннолетним был главным нареканием от МВД). Тем не менее и этот проект пока развития не получил — сенатор Клишас отозвал его в связи с замечаниями министерств для доработки.

Андрей Клишас/ Фото: Павел Кашаев/globallookpress.com
Андрей Клишас/ Фото: Павел Кашаев/globallookpress.com

Наконец, 3 октября, выступая на правительственном часе в Совете Федерации, министр финансов Антон Силуанов заявил, что его ведомство поддерживает легализацию онлайн-продажи алкоголя, однако в правительстве это по-прежнему дискуссионная тема.

— У нас есть ведомства, которые поддерживают — в данном случае Минфин поддерживает, а есть ведомства, которые категорически против. Есть плюсы и минусы этого предложения. Я считаю, что плюсов больше, если установить порядок и контроль за продажей (алкогольных напитков в Интернете. — Ред.), — пояснил он.

Не можешь победить — возглавь

Какие же плюсы и минусы, о которых говорил министр, есть у идеи онлайн-торговли алкоголем?

Один из плюсов — то, за что непосредственно отвечает Минфин: наполнение бюджета. Об этом 78.ru рассказала доктор экономических наук, профессор кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Елена Жиряева.

— Минфин и другие ведомства предпринимают шаги, направленные на пополнение доходной части бюджета. Среди них, например, повышение акциза на сигареты, повышение визовых сборов для въезда из отдельных стран (МИД). Минфин — это первое по значимости ведомство, которое готовит проект федерального бюджета, рост продаж алкоголя увеличит налоговые поступления, вот почему Минфин озаботился этим вопросом, — считает она.

Интересно, что именно отсутствие каких-либо экономических эффектов ставилось в вину законопроекту об эксперименте с помощью «Почты России»: тогда эксперты говорили, что никакого значимого подъёма продаж отечественного алкоголя новый формат не обеспечит, поскольку никак не ускорит покупку — доставка, согласно документу, должна была происходить не раньше, чем через 24 часа после оформления. Кроме того, монополией «Почты России» были недовольны маркетплейсы.

Другой плюс инициативы — выведение различных «чёрных» и «серых» схем в легальное поле, с возможностью контроля сферы и наведения в ней порядка. Не секрет, что торговля алкоголем в Интернете «из-под полы» никуда не делась, несмотря на запрет, появляются и сайты, которые ею занимаются, и Telegram-каналы. Легализация сферы серьёзно потеснит этот «серый», а временами и «чёрный» бизнес, снизив количество «палёного» алкоголя в интернет-рознице.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Однако и минусов достаточно. Один из них постоянно озвучивает Минздрав — так, на последнее заявление Силуанова помощник министра здравоохранения Алексей Кузнецов ответил следующее:

— Минздрав не поддерживает предложения о разрешении онлайн-торговли алкоголем, поскольку это повысит доступность алкогольных напитков, приведёт к росту объёмов продаж и потребления, в том числе несовершеннолетними.

Действительно, расширение возможностей торговли алкоголем подрывает многолетние усилия правительства по борьбе с пагубной привычкой к пьянству и обесценивает достигнутые успехи (за последние годы доля непьющего или малопьющего населения России поднялась до 40%, а продолжительность жизни в целом по стране выросла и продолжает расти).

Кроме того, вызывает опасение невозможность достоверно проконтролировать, кем является покупатель и что именно находится по адресу, который он указал. Ведомства — и Минздрав, и МВД — беспокоятся, что с помощью онлайн-покупок будут обходить запрет на продажу алкоголя непосредственно около образовательных учреждений (сейчас между школой и магазином с алкоголем должно быть не меньше 100 метров).

— Подводный камень — лицензия на розничную продажу алкоголя стоит 65 тыс. рублей в год и получить её могут только юридические лица. Это означает, что такая торговля невозможна для любого продавца через торговую платформу, — также обратила внимание Елена Жиряева.

А как у них?

У интернет-торговли алкоголем накоплен обширный международный опыт: она разрешена и в США, и во многих европейских странах, и даже в Китае, Малайзии и Сингапуре — всего более чем в 60 странах. При этом они применяют стандартные правила торговли спиртными напитками: реализация лицам не младше разрешённого возраста, который обязательно должен быть подтверждён при получении, указание на этот возраст в описании товара на сайте, всплывающее окно с контрольным вопросом о возрасте перед покупкой.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

На 2020 год доля онлайн-продаж алкоголя в разных странах была не слишком высокая — так, больше всего в Интернете покупали спиртное во Франции (9%), Великобритании (6,3%) и Китае (6%), а меньше всего — в США (1,2%), Испании (1,1%) и Италии (0,7%). Примерно так же остаётся и по сей день: несмотря на доступность, онлайн-торговля смогла привлечь лишь незначительную часть оборота алкоголя, как сообщается в исследовании «Сколково».

Также не разделяет опасения российского Минздрава и Всемирная организация здравоохранения: она не считает интернет-торговлю спиртным фактором повышения доступности алкогольной продукции. Больше всего её, как и отечественные министерства, беспокоит возможный рост продаж алкоголя несовершеннолетним и сильно пьющим людям.

Когда ждать онлайн-торговлю градусами

В современных условиях на первом плане всегда экономика. С одной стороны, онлайн-торговля там, где она разрешена, не показывает каких-либо рекордов и не увеличивает (во всяком случае, по официальной статистике) спрос и потребление — значит, опасения Минздрава можно поставить под сомнение.

С другой стороны, если она не даёт существенной прибыли производителям и роста поступлений в бюджет, стоит ли менять устоявшийся, пусть даже консервативный, порядок? Есть известный принцип: работает — не трогай. Нововведения всегда привносят за собой временный хаос, пока налаживаются необходимые процессы; кроме того, потребуется создавать новые структуры, которые займутся контролем подобных продаж, вводить новые лицензии — а это средства, которые, вполне возможно, будут заложены в цену продукции.

— В России торговлю алкоголем в Сети запретили в 2007 году. Шанс, что она вновь будет разрешена, есть, если экономическое обоснование докажет выгоды этой идеи, — констатировала Елена Жиряева.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Мировой опыт подобных существенных выгод не предлагает, и в ситуации, когда отечественные марки из-за санкций занимают до половины полок в алкогольных магазинах, стимулирование российских производителей через онлайн-продажи также выглядит сомнительным. Поэтому, пока Минфин и другие экономические структуры не приведут убедительные аргументы в пользу дистанционной торговли алкоголем, подобные инициативы будет ждать судьба законопроекта о «Почте России»: долгое обсуждение и долгий ящик в результате.

АлкогольЦеныИнтернет
Новости партнеров