Прямой эфир

Пила, изменяла и стала монахиней: судьба легендарной актрисы Екатерины Васильевой

Михаил Садчиков-младший
15 августа, 13:00
Жизнь Екатерины Васильевой одним покажется сказкой, а другим — настоящим адом. У неё было всё: признание коллег, сумасшедшая любовь, награды и публика. Но звезда страдала от алкоголизма, изменяла мужьям и повела себя недостойно по отношению к внуку. Чтобы замолить грехи, актриса ушла в монастырь. 78.ru перелистал биографию Екатерины Васильевой в её 80-летие.
Коллаж 78.ru: Vladimir Myshkin/globallookpress.com, kino-teatr.ru, unsplash.com, flaticon.com/iconixar

Биография Екатерины Васильевой

Екатерина Васильева родилась 15 августа 1945 года в Москве. Её отец Сергей Васильев был известным советским поэтом-песенником и входил в число десяти самых издаваемых авторов в СССР. А мама Олимпиада Макаренко приходилась племянницей знаменитому педагогу и писателю Антону Семёновичу Макаренко — девочка по большей части росла в семье своего дяди. Знакомство родителей Екатерины произошло в последние дни Великой Отечественной войны. В семье, помимо маленькой Кати, также подрастал и младший брат Антон Васильев, который впоследствии стал публицистом.

Когда девочке исполнилось 12, родители решили расстаться. После развода отец практически не оказывал материальной помощи, поэтому Екатерина начала подрабатывать, чтобы помочь матери. Днём она работала почтальоном, а вечерами спешила на занятия в театральную студию. Это не могло не отразиться на учёбе, но в итоге Екатерина собралась и получила аттестат о среднем образовании, а в 1962 году поступила во ВГИК, где её мастером стал Владимир Белокуров.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Талант Васильевой оценили сразу. Её сокурсник Сергей Соловьёв позже описывал её как необычайно свободную и обаятельную девушку — высокую, с пылающими рыжими волосами и сигаретой в зубах, не стеснявшуюся крепкого слова и всегда находившуюся в центре внимания.

— Катя была очень юная, высокая, стройная, рыжая, с чёлкой и с гениальной, абсолютной, дотоле невиданной мною в женщинах внутренней свободой. Ей достаточно было войти в комнату или даже просто сидеть, как становилось ясно, что перед тобой совершенно раскрепощённый человек, — вспоминал её однокурсник, первый муж Сергей Соловьёв.
— Она сидела на подоконнике, свесив ноги во двор, рыжая, длинная, необыкновенно красивая… И сейчас бы, думаю, меня такое сразило, а тогда показалось: с моим домом, да и со всей моей жизнью стряслось нечто невероятное, — описывал свои впечатления от встречи с будущей женой Соловьёв.

Карьера Екатерины Васильевой

После окончания института начинающая актриса получила место в труппе театра имени Ермоловой. Хорошо зарекомендовав себя на сцене, в 1970-м Васильева получает приглашение перейти в «Современник», где за три сезона становится мегазвездой. А уже в 1973-м артистка приняла приглашение присоединиться к труппе МХАТа.

Позже Екатерина признавалась, что этот период стал вершиной её театральной карьеры: тогда труппа МХАТа была собрана из звёзд первой величины. Зрители старшего поколения помнят её роли в постановках «Обвал», «Вагончик» и других. Её любимая роль — Клитемнестра в спектакле Питера Штайна «Ореста».

Буквально на пике своей карьеры — в 1993 году — актриса неожиданно для многих отказывается от сцены и кино, желая стать послушницей в церкви. Сначала её взяли казначеем в храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках. Тогда многие удивились поступку актрисы.

Единственным режиссёром, который полностью разделял взгляды Екатерины Васильевой на творчество, оказался Кшиштоф Занусси. По её словам, он обладал редким качеством — между его поступками и внутренним миром существовал «простор для мысли». Их сотрудничество вылилось в постановку «Игры женщин», где партнёрами актрисы стали Евгения Добровольская и Михаил Ефремов.

Фото: Andrei Ladygin/globallookpress.com
Фото: Andrei Ladygin/globallookpress.com

Но в 90-е Васильева не ушла в монастырь окончательно и спустя время вернулась на сцену. В 1998 году она приняла участие в спектакле «Горе от ума» в театральном товариществе «814», а в 2001-м исполнила роль Ванессы в постановке «Не отрекаются любя» на сцене «Дуэта» Сергея Сенина.

Сыграла она и в проекте «Я была счастлива», который создал режиссёр Владимир Салюк специально под Васильеву. Постановка основана на дневниках Анны Сниткиной — супруги Фёдора Достоевского — и фрагментах его произведений. В ней актриса сыграла как саму Сниткину, так и героинь романов писателя — Настасью Филипповну и мать Раскольникова.

Блистала она и в «Олимпии» мастерской Петра Фоменко. Спектакль, охватывающий три десятилетия истории — от 1975 года до начала 2010-х, — был поставлен по пьесе Ольги Мухиной. Режиссёр Евгений Цыганов объединил в нём элементы семейной драмы и социальной хроники, передавая дух эпохи через судьбы персонажей.

В середине 2010-х годов Екатерина Васильева сыграла роль матери главной героини в спектакле «Старая дева», поставленном по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». История разворачивается вокруг встречи одинокой женщины, образ которой воплотила Инна Чурикова, и случайного визитёра. Это знакомство неожиданно меняет жизнь обеих сторон.

Что касается кинокарьеры Екатерины Васильевой, то ей могут позавидовать многие актёры. В 1965 году она дебютировала в драматической ленте «На завтрашней улице» режиссёра Фёдора Филиппова, который взял за основу пьесу Ивана Куприянова «Сын века».

Позже актриса появилась в двухсерийной музыкальной картине «Бумбараш», поставленной по произведениям Аркадия Гайдара, включая очерк «В дни поражений и побед» и незаконченную повесть «Талисман». На съёмочной площадке Васильева работала вместе с Валерием Золотухиным и Юрием Смирновым.

В 1975 году зрители Центрального телевидения увидели премьеру музыкальной комедии «Соломенная шляпка», снятой Леонидом Квинихидзе по одноимённому водевилю Эжена Лабиша и Марк-Мишеля. В этом фильме Васильева предстала в роли мадам Анаис Бопертюи, а её партнёром по кадру стал Андрей Миронов, сыгравший Леонидаса Фадинара.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Советский фильм «Экипаж», в котором Екатерина Васильева сыграла Анну — супругу героя Георгия Жжёнова, создавался под влиянием популярных в Голливуде лент-катастроф. Васильева позже признавалась, что хоть у неё и была не главная роль, работа над фильмом произвела на неё неизгладимое впечатление.

Двухсерийная телевизионная сказка «Чародеи» была снята на Одесской киностудии. Аркадий и Борис Стругацкие написали сценарий, но сюжет не стал прямым переносом их повести «Понедельник начинается в субботу», а превратился в самостоятельную историю с элементами фэнтези и комедии. Екатерина Васильева предстала в образе Киры Шемаханской, а её партнёрами по фильму стали Александр Абдулов и Александра Яковлева.

Одной из самых ярких работ актрисы критики называют роль в трагикомической картине Михаила Козакова «Визит дамы». Замысел этого проекта режиссёр вынашивал много лет, а затем вместе с Игорем Шевцовым создал сценарий.

После перерыва в 90-е актриса вернулась в кино в 2000-е, например, снялась в комедии «Приходи на меня посмотреть», где её партнёрами по съёмочной площадке стали Олег Янковский и Ирина Купченко. За роль женщины с инвалидностью, решившей неожиданным образом освободить дочь от тяжёлой обязанности по уходу за собой, актрису номинировали на премию «Ника».

В 2009 году Сергей Соловьёв представил зрителям собственную интерпретацию романа Льва Толстого «Анна Каренина», доверив Васильевой образ матери Алексея Вронского.

В том же году Тимур Бекмамбетов пригласил актрису в фантастический боевик «Чёрная молния», рассказывающий о студенте, случайно ставшем владельцем уникального летающего автомобиля. Вместе с Валерием Золотухиным Екатерина Сергеевна получила небольшую роль, отметив, что в России не хватает подобных добрых историй для молодёжи.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Позднее актриса согласилась принять участие в мистической драме «Рубеж» с Павлом Прилучным. В ленте она сыграла жительницу блокадного Ленинграда, чьи воспоминания становятся ключом для главного героя в поисках доказательств родственной связи с бойцами Красной армии, погибшими в годы войны. Съёмочный процесс проходил зимой в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

— Кто это мог предвидеть, предугадать? То, что мне было мило-любо в молодости, потом я возненавидела. Мне мой духовник сказал — выбирайте либо храм, либо театр. <…> В миру я не могу себя организовать, чтобы не пропускать воскресную службу. Это меня угнетает. Я плачу. Я пропускаю воскресную службу — лежу и рыдаю, но встать не могу. А когда в монастыре, мне проще, легче. Там дисциплина просыпается, — сказала Васильева.

Личная жизнь Екатерины Васильевой

Первым супругом актрисы стал её сокурсник режиссёр Сергей Соловьёв. Пара длительное время жила на съёмных квартирах и, по воспоминаниям самого Соловьёва, нередко сталкивалась с финансовыми трудностями. Союз просуществовал семь лет, в какой-то момент они просто поняли, что не смогут ужиться вместе, в том числе и из-за регулярных измен Васильевой. Поэтому пара решила расстаться без конфликтов, сохранив тёплые отношения. Режиссёр всегда отзывался об актрисе с уважением и теплотой и регулярно звал её в свои проекты.

— Запили мы как-то с Катькой и переспали по пьяни. Я же не знал, что произойдёт дальше. А она взяла меня за жабры и повезла к Серёже каяться. «Мы, — говорит мужу, — согрешили!». Соловьёв стал кататься по полу и кричать: «Катя, что ты наделала?» — привёл писатель Александр Александров слова поэта Геннадия Шпаликова.

Вторым официальным мужем артистки стал драматург и прозаик Михаил Рощин. Их встреча состоялась в ресторане, куда обоих пригласили Олег Ефремов и Алла Покровская. Знакомство переросло в роман, Васильева фактически увела писателя из семьи. В этом браке на свет появился единственный ребёнок актрисы — сын Дмитрий Рощин.

Фото:  Lev Sherstennikov/globallookpress.com
Фото: Lev Sherstennikov/globallookpress.com

Васильева и Рощин в итоге разошлись из-за работы — говорят, что муж ревновал актрису к её успеху, а она хотела быть звездой и обеспечивать семью. После расставания Михаил Михайлович рассказал, что у Васильевой сложный характер и выдающийся артистический дар.

— Мы продержались лет 5. Катя оказалась сумасшедшая, да ещё и сильно пьющая. Жить было невыносимо, — сказал муж.

Он отметил, что у актрисы серьёзные проблемы с алкоголем.

— Поэт Васильев, отец Кати, был известный пьяница. Она знает, что это наследственная болезнь. В каких только клиниках Катя не лечилась, ничего не помогало, — говорил драматург.

Сама Васильева в 90-х, рассказывая о том периоде жизни, признавалась, что сожалеет о допущенных в молодости ошибках — в том числе о нескольких абортах — и считает, что пришла в церковь с искренним чувством покаяния.

— Сколько бы детей нарожала вместо абортов, от мужа не ушла, не предавала, не изменяла, водку не пила, матом не крыла. В молодости трудно избежать соблазнов, а мудрого человека, который остановил бы, предостерёг, рядом не оказалось. За то, что до сих пор жива, молю Всевышнего, — сказала Васильева.

Что касается сына актрисы, то Дмитрий Рощин изначально пытался продолжить семейную творческую традицию. В 1995 году он окончил ВГИК, получив диплом режиссёра. Однако жизнь рядом с глубоко верующей матерью изменила его мировоззрение. В 2001 году Рощин завершил обучение в Московской духовной семинарии, после чего служил клириком и настоятелем нескольких московских храмов, включая церковь священномученика Антипы. В этом приходе Екатерина Сергеевна помогала сыну, выполняя обязанности казначея.

В разные годы в прессе появлялись сведения о возможном романе Дмитрия с актрисой Еленой Кориковой, от которого якобы родился сын Арсений. Неофициально сообщалось, что Васильева могла сыграть роль в их расставании и не признала внука.

Фото: kino-teatr.ru
Фото: kino-teatr.ru

Позднее Рощин женился на Любови, дочери скульптора Вячеслава Клыкова. Венчание провёл духовник Екатерины Сергеевны — священник Владимир Волгин. В семье родилось восемь детей, ставших внуками актрисы. С 2016 года Дмитрий Рощин возглавляет Управление по взаимодействию с общественными организациями Синодального отдела по связям Русской православной церкви с обществом и СМИ.

В интервью Юлии Меньшовой в программе «Наедине со всеми» Васильева призналась, что обращается к сыну словом «отче», как принято по церковным канонам. К вере актриса пришла в 33 года благодаря встрече с врачом Екатериной Трубецкой, представительницей старинного дворянского рода, лечившей маленького Дмитрия от простуды. Именно она впервые привела будущую народную артистку в храм, где та впоследствии приняла крещение.

Уход в монастырь

В августе 2021 года Екатерина Васильева окончательно отошла от светской жизни и приняла монашеский постриг. Информация о том, что актриса стала монахиней, впервые появилась после публикации в телеграм-канале Марии Шукшиной.

— Актриса Екатерина Васильева приняла постриг, её сын — священник в Храме Св Николая Чудотворца на Трёх Горах. Мои искренние поздравления! — сказала актриса.

Теперь её называют инокиней Василисой, и она живёт в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре. В монастыре Васильева некоторое время занималась выгулом коз, однако из-за проблем со здоровьем и необходимости замены сустава пришлось отказаться от этой работы.

—До этого я уже ездила в монастыри и даже жила там месяц-два. Даже был один, который я приглядела для себя. А потом знакомого батюшку в Зосимову пустынь перевели, я приехала с ним и осталась… Поначалу не было мысли, что останусь. Но в ковид закрыли последние спектакли. Я эту работу на сцене уже с трудом тянула. А что мне дальше делать? — говорила актриса.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Глеб Щелкунов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Глеб Щелкунов

Екатерина Васильева последние новости

На сегодняшний день Екатерина Сергеевна продолжает духовное служение. В середине апреля 2025 года она вновь появилась в эфире, став героиней программы Андрея Малахова.

— Живёт одна, полностью по уставу монастыря, есть своя келья. Она полностью в послушании игумении. Конечно, она не может ничего сделать без благословения. Ни принять гостей, ни выйти, — описали быт Васильевой.

Ведущий посетил её в монастыре, где актриса живёт и несёт свои обязанности. Васильева, которая долгое время не показывалась на публике, выглядела заметно постаревшей и передвигалась с помощью трости.

— Никогда к этому не вернусь. Нет-нет! Играть нельзя, вообще играть нельзя. Вы меня простите, господа артисты, лучше по домам разойтись. Это очень вредно для души. Если, конечно, мы думаем о душе, если веруемся. Верующие и неверующие — абсолютно разные люди. Как это соединить с актёрской профессией? Ну никак! — сказала актриса в шоу Андрея Малахова.

Она также подтвердила, что имеет серьёзные проблемы со здоровьем.

— Жизнь без Бога — это не труд. А актёрство что? Это же удовольствие. Быть актёром — высшее удовольствие. Никакие наркотики, хоть я их никогда не пробовала, не сравнятся с тем, что вы стоите на сцене. Вы хорошо играете, зал в восторге — и всё, люди пропали. Это сумасшедший наркотик, — заявила Малахову инокиня.

Последний раз Екатерина Васильева появилась на публике во время похорон Евгении Добровольской. Дело в том, что советская звезда была духовным наставником Евгении и помогала ей в борьбе с болезнью.

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

В статье использованы материалы программы «Малахов» канала «Россия 1», «Ты не поверишь» телеканала НТВ, «Комсомольской правды», News.ru, «Московского комсомольца», Chita.ru.