Прямой эфир

Доставляй или проиграешь: придётся ли попрощаться с сервисами доставки из-за убытков

Лилия Батршина
19 декабря 2024, 15:56
Минпромторг пожаловался, что сервисы доставки отнимают рабочие руки, при этом сами остаются убыточными. Это высказывание вызвало ряд вопросов как к будущему сервисов доставки, так и к их способности привлекать рабочих и мешать производству. Что ждёт сервисы доставки, действительно ли они убыточны и кто виноват в том, что курьеров больше, чем инженеров, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com/pereslavtseva; freepik, pixabay.com, flaticon.com/Freepik

Непрозрачные убытки

Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов на круглом столе «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» заявил, что сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых ресурсов, в большинстве своём — здоровых, физически сильных людей. При этом сами такие сервисы, по его утверждению, убыточны.

— То есть убыточные сервисы оттягивают из других, в том числе производительных, секторов экономики столь дефицитный ресурс, как трудовые силы. Фактически эти силы оттягиваются из рентабельных пока ещё секторов экономики либо тех секторов, которые могут расти, — отметил он.

Убыточность — один из главных стоп-факторов, мешающих развитию любого бизнеса. Тем не менее для сервисов доставки он зачастую не работает: многие из них действительно не приносят прибыли сами по себе, затраты на них превышают доходы, которые они приносят. Однако сегодня сложно найти крупный магазин, который не имел бы собственный сервис доставки продуктов: «Лента», «Перекресток», «Магнит», «Дикси», «ВкусВилл» — все они занимаются доставкой продуктов на дом, более того, у некоторых она бесплатная. Крупные непродовольственные магазины также часто имеют свою доставку, хотя в основном работают через маркетплейсы и сторонние курьерские службы.

В том, насколько убыточны сервисы доставки сегодня, опрошенные 78.ru эксперты разошлись во мнениях. В целом все они признают, что некоторые сервисы доставки действительно могут быть убыточными, но не согласны в том, насколько велика эта часть. Так, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих отметила, что сфера курьерской доставки не испытывает на себе государственное вмешательство и развивается исключительно на рыночных принципах, а потому действительно некоторая доля сервисов может быть нерентабельной.

— В случае с сервисами доставки я не соглашусь с тем, что их деятельность убыточна. Во всяком случае, данное утверждение не совсем корректно: издержки, связанные с работой служб доставки, могут покрываться за счёт других источников торговой организации, но это совершенно не значит, что она работает себе в убыток, — отметила эксперт.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Её мнение поддержал предприниматель, AI-специалист, руководитель бизнес-сообщества FRAME Community Тимофей Иконников: он указал, что рассматривать сервисы доставки отдельно от самого магазина не имеет смысла, поскольку это часть экосистемы. В то же время «чистые» сервисы доставки существуют, но работают на принципах субсидирования.

— Если мы говорим про «чистые» сервисы доставки, то, как правило, они субсидируются от города к городу. То есть в каком-то городе они уже прибыльные, а в каком-то городе ещё пока убыточные и субсидируются за счёт более прибыльного города. Это нормально, просто это немного другая экономическая модель, — пояснил эксперт.

В свою очередь, независимый эксперт по ретейлу Михаил Лачугин констатировал, что многие сервисы доставки действительно убыточны, но отказаться от них ретейлеры не могут, поскольку оказались заложниками собственной гиперактивности в этой сфере.

— Они задали такую планку конкуренции между собой, что если кто-то её опустит, он сразу же проиграет. Поэтому складывается ситуация, когда игроки вынуждены даже в минус, в убыток работать, но при этом всё равно сохранять этот канал продаж, потому что он растёт. При этом они продолжают в него инвестировать деньги, поскольку не могут начать работать по модели, когда доставка либо платная, либо для того, чтобы она была бесплатной, люди заказывают большое количество продуктов на большую сумму, — отметил эксперт.

Сегодня в большинстве сервисов доставка всё-таки платная, и чем больше сумма покупки, тем ниже плата. Кроме того, есть минимальная сумма, ниже которой доставка недоступна, она зависит от адреса получателя — для жителя Петербурга и Ленобласти, даже ближайшей к городу, минимальная сумма будет разной. Это говорит о том, что компании всё же стараются оптимизировать свои расходы. Однако если сервисы доставки работают в минус даже при такой оптимизации, для чего же их всё же держат?

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Минус, переходящий в плюс

Тимофей Иконников отметил, что убыточными сервисы доставки зачастую могут быть только на бумаге, а Линда Рыжих и вовсе сомневается, что говорить об их убыточности имеет смысл — напротив, такие сервисы могут помогать генерировать новый доход.

— Сфера доставки развивается сейчас очень интенсивно, внедряются новые технологии, повышается качество услуг, делается акцент на потребителя и его запросы. Таким образом, компании укрепляют свои конкурентные преимущества. Благодаря внедрению новых технологий и осуществлению процессов оптимизации работы служб происходит снижение себестоимости услуги (это экономическая закономерность), при этом стоимость услуг доставки на высококонкурентном рынке не уменьшается (по крайней мере, она стабильна), а это значит, что компании могут генерировать больший доход, — отметила эксперт.

Она указала, что собственная служба доставки, конечно, требует значительных затрат на содержание штата, оборудование системы приёма и обработки заказов, горячую линию поддержки курьеров и покупателей — не каждый магазин может себе это позволить, поэтому часто они пользуются услугами внешних сервисов. Тем не менее, при всех затратах, такие сервисы имеют существенные плюсы.

— Доставка — это страховка от потери клиента. Если клиенту сегодня лень идти к тебе пешком, ты застраховался от его потери и от того, что он впоследствии не будет ходить к тебе пешком. Поверьте мне, иногда удержать и не потерять клиента себе в минус — это кратно лучше, чем потерять его, зато у тебя не будет убыточной доставки, — указал Тимофей Иконников.

Кроме того, доставка работает как вложение в маркетинг и привлечение новых клиентов: эффект от неё может быть значительно больше, чем от вложений в условную рекламу «Яндекс Директа», констатировал эксперт — потому что это не «пустые» клики, а готовый клиент, который уже сделал заказ, и дальше только от магазина зависит, сможет ли он клиента удержать. Помимо этого, доставка повышает такой важный в маркетинге параметр, как индекс лояльности клиента, ведь фактически она выполняет также функции отдела контроля качества. На это обратила внимание и Линда Рыжих.

— Магазинам, которые создают собственную службу доставки, это выгодно. К плюсам можно отнести возможность постоянного контроля качества обслуживания покупателей и эффективного управления процессом и стоимостью доставки (например, повышение или снижение цен в зависимости от сезонности), использование доставки в качестве бонуса и т. д., — резюмировала она.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Таким образом, говорить о том, что сервисы доставки убыточны, эксперты считают некорректным — их преимущества перекрывают затраты, притягивая новых клиентов. Правда, существует другой неприятный момент, на который указал Михаил Лачугин: когда сервисы доставки демонстрируют такую лояльность клиенту, что это выходит за все границы разумного.

— Если мы посмотрим на пример европейских стран, нигде такого аттракциона невиданной щедрости, как в России, когда можно, условно, в «Самокате» заказать шоколадку и напиток и тебе их привезут в течение получаса абсолютно бесплатно, нет. Это всё-таки услуга, она по определению не может быть бесплатной и дешёвой, она стоит денег, — считает эксперт.

Правда, Тимофей Иконников парирует: он уверен, что если не плодить себе врагов в бизнесе, процент заказов условного одного лимона через доставку будет крайне мал, зато это позволит сохранить лояльность клиента.

А что курьеры?

Вину сервисов доставок в оттягивании рабочих рук из промышленности эксперты тоже считают сомнительной, более того — по их мнению, дефицит рабочей силы на заводах никак с сервисами доставки, да и с другими сферами, не связан.

— Если в каких-то производственных и других сферах имеются кадровые проблемы, то они должны решаться с помощью других механизмов и методов, а не за счёт поиска причин в других отраслях. Это вообще не связано между собой, на мой взгляд. Очевидно, нужно активнее популяризировать рабочие и инженерные специальности и предлагать людям конкурентоспособные зарплаты, чтобы они выбирали ту или иную профессию, — считает Линда Рыжих.

По словам представителя Минпромторга Никиты Кузнецова, в сфере доставки сегодня работают не менее полутора миллиона одних только курьеров и ещё около миллиона упаковщиков, сборщиков заказов и других сотрудников. Однако, по образному выражению Тимофея Иконникова, обвинять курьеров в том, что они оттягивают трудоспособное население с заводов, всё равно что жаловаться на поезд, который забрал всех пассажиров с остановки, когда рядом стоит ржавый трактор, в который поместятся два человека.

— Проблема здесь не в курьерах, а в том, что у нас есть отрасли, которые работают настолько неэффективно, что даже доставка роллов выглядит как инновация года. Вместо того чтобы демотивировать успешные бизнесы, может быть, стоит подстегнуть, наоборот, отстающих? — предложил он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

Кроме того, отдельное внимание эксперт обратил на тезис Никиты Кузнецова, что сервисы доставки активно используют самозанятых с полагающимися им налоговыми льготами. Тимофей Иконников напомнил, что раньше курьеры работали вообще без какого-либо оформления, нелегально. И на этом фоне то, что сервисы привлекают самозанятых, напротив, хороший показатель.

— Вся эта ситуация с самозанятыми — это прекрасный переходный манёвр. В сфере работает масса людей, по моим данным, больше 2 млн человек, к которым ты не можешь прийти и сказать: ребята, вы зарабатывали 100 рублей, а теперь трудоустройтесь в компанию, и ваш работодатель будет платить дополнительные налоги в 50 рублей, поэтому вы будете зарабатывать на 50 рублей меньше. Я считаю, в этом плане политика государства, налоговой, достаточно правильная, — указал Тимофей Иконников.

По мнению эксперта, прежде всего в стране нужно работать над эффективностью и инвестиционным климатом, чтобы владельцы предприятий не сталкивались с тем, что им «вставляют палки в колёса» при попытке продвижения инноваций. Экономика не должна быть «обиженной», указал Тимофей Иконников, она должна быть быстрой и эффективной, и сервисы доставки демонстрируют именно это.

Вместо того чтобы обвинять курьеров в оттоке кадров с заводов, нужно сделать так, чтобы быть инженером стало престижно — тогда и курьеры не будут получать больше инженеров даже в моменты пикового спроса.

Будущее безрадостно?

Тема курьеров, их несправедливой оплаты труда по сравнению с другими профессиями поднимается уже не в первый раз. Это вызывает беспокойство: известно, что когда такие темы постоянно муссируются в инфопространстве, рано или поздно государство на них реагирует — как правило, попытками отрегулировать беспокоящую сферу. Примером может послужить законопроект о ПДД для электросамокатов, который оказался настолько жёстким, что его сняли с обсуждения сами разработчики.

Не получится ли так, что очередные вопросы к зарплатам курьеров и дефициту рабочих рук в промышленности заставят государство вмешаться в сферу доставки?

— Доставку точно не запретят. Это приведёт в краткосрочной перспективе лишь к росту безработицы, а не к перетоку рабочей силы в промышленность. Чтобы произошёл такой переток, нужно время на обучение, подготовку специалистов, получение соответствующих компетенций, навыков, а также необходимо создать условия для того, чтобы такой переток был целесообразен и эффективен для промышленных предприятий, — успокоила Линда Рыжих.
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com

В то же время сфера доставки определённо претерпит изменения в ближайшем будущем — просто потому, что долго работать в убыток, даже при всех имиджевых плюсах, невозможно. Как указал Михаил Лачугин, современная ситуация с бесплатными доставками или доставками за символическую сумму во многом связана с тем, что этот рынок в России только формируется.

— Он начал активно формироваться в «ковид». Ещё, думаю, года два-три, и он придёт к своему окончательному оформлению, после чего начнётся удорожание всех опций, — считает эксперт.

К «закрытию аттракциона невиданной щедрости», по выражению Михаила Лачугина, могут привести два фактора. Первый — регулирование сферы курьерской доставки: сегодня курьеры часто ездят без соблюдения правил и никто их не штрафует, однако когда эта сфера станет более упорядоченной, это неизбежно приведёт к удорожанию. Второй — прекращение инвестиций в доставку со стороны ретейлеров или инвесторов, которое значительно поменяет правила игры.

— Многие игроки рынка продовольственного ретейла немного заигрались в мультиформатность, мультиканальность, когда пытаются быть с покупателем во всех каналах сбыта. С одной стороны, это правильно, с другой стороны, невозможно это делать в ущерб своему бизнесу, невозможно это субсидировать, это не благотворительность. Рано или поздно придётся покупателя воспитывать, что доставка — это не то чтобы роскошь, но определённая преференция, и за неё нужно платить, — констатировал Михаил Лачугин.

В целом с ним согласны и другие опрошенные 78.ru эксперты: все они сходятся на том, что рано или поздно более существенную плату за доставку, чтобы покрывать расходы на её содержание, сервисы определённо начнут брать. Правда, Линда Рыжих предположила, что для «первых ласточек» такое решение станет неудачным.

— Самое логичное, что могут предпринять компании — это повысить стоимость доставки, но в условиях растущего спроса и достаточно высокой конкуренции маловероятно, что это даст положительный экономический эффект субъекту хозяйствования, и он будет вытеснен с рынка более сильными конкурентами, — считает она.
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com
Фото: Shatokhina Natalia/news.ru/globallookpress.com

Тимофей Иконников, в свою очередь, согласился, что крупные монопольные сервисы доставки начнут брать больше денег за свои услуги — это естественно и нормально. Однако он отметил и ещё одну тенденцию: постепенная автоматизация. В качестве примера он привёл «луноходы» — роботы «Яндекса», которые сегодня доставляют товары в некоторых городах. Сейчас эта система очень несовершенна, роботы регулярно застревают и не могут найти маршрут, но с развитием технологий именно за ними будущее, считает эксперт.

— Эти «чудики», работающие на батарейках и на искусственном интеллекте, — это несоизмеримо, просто кратно, несопоставимо меньшие затраты, чем человек. Понятно, что сейчас не всегда удаётся этого добиться, так же как и использование искусственного интеллекта в других отраслях не везде может превзойти человека. Но в будущем это гораздо более точный и надёжный метод доставки, чем человек, — отметил Тимофей Иконников.

В России, по его мнению, сервисы доставки пойдут именно по пути автоматизации — для этого есть все предпосылки. И возможно, это наконец решит проблему дефицита рабочих рук в стране: если полтора миллиона курьеров заменят роботы, все эти люди отправятся искать другую работу, и тогда придётся оперативно организовывать для них новые рабочие места.

Но до полной автоматизации ещё далеко, а потому в ближайшей перспективе всё, чего можно ждать, — удорожания доставки. Просто потому, что бесконечно субсидировать её не будет никто, а как только субсидии иссякнут, все расходы лягут на плечи потребителя.