В середине сентября Минтранс представил на общественное обсуждение законопроект о регистрации, а также о правилах пользования средствами индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатами, электровелосипедами и мопедами. Согласно ему, с 1 сентября 2026 года все владельцы подобных СИМ должны были зарегистрировать их в отдельном реестре и получить аналог автомобильного госномера, а также фиксировать каждую поездку в специальном приложении. Кроме того, планировалось серьёзно ужесточить правила парковки и использование мобильных телефонов за рулём.
Законопроект моментально вызвал негативную реакцию. Как рассказал 78.ru автоэксперт, член регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Александр Холодов, инициатива Минтранса не нашла широкой поддержки, и даже Общественная палата её сильно раскритиковала. Главная причина — «цифровой концлагерь», в который планировалось отправить всех владельцев электросамокатов, даже частных.
— Каждый, даже частный владелец такого устройства должен был бы скачивать специальное приложение, регистрироваться и регистрировать свой электросамокат и, самое главное, каждую поездку, когда он едет на электросамокате, он должен будет включать слежку за собой, — пояснил эксперт.
Кроме того, по мнению Александра Холодова, законопроект нарушал положения как минимум одного федерального закона — «О защите прав потребителей», ведь он обязывал вместе с электросамокатом покупать смартфон, иначе выполнить новые требования было бы невозможно.
— Я не хочу покупать смартфон, значит, получается, не имею права пользоваться электросамокатом, — констатировал эксперт.
Высказывались претензии и к другим положениям законопроекта. Так, к примеру, вслед за автомобилистами пользователям СИМ предполагалось ограничить использование телефона — точнее, его запрещают держать в руках, то есть пользоваться им можно только с гарнитурой. Само по себе в ПДД это не новшество, однако для СИМ может нести проблемы, особенно для электросамокатов из кикшеринга. И сложности эти, с одной стороны, банальны, а с другой — неустранимы для самого пользователя.
— Я бы с огромным удовольствием пользовался самокатами, иногда это действительно бывает необходимо. Но у меня мобильный телефон популярной марки с большим экраном, и он просто не вставляется электросамокат «Яндекса». Почему бы не сделать «держалку», в которую влезали бы любые устройства? И будет гораздо меньше проблем с тем, что люди будут держать этот телефон в кармане и вытаскивать его, — рассказал предприниматель, AI-специалист, руководитель бизнес-сообщества FRAME Community и специалист по шерингу Тимофей Иконников.
Действительно, если при приобретении частного электросамоката теоретически можно подобрать СИМ под свой телефон или установить другой держатель, то с кикшерингом возникают проблемы. И если запрещать пользоваться им только на основании негабаритного смартфона, потери понесут все — и пользователи, и владельцы кикшеринга, и даже правоохранительная система, поскольку нарушения всё равно будут.
Возмущает также эксперта прописанная в законопроекте необходимость надевать шлем во время поездок на электросамокатах. По его мнению, это не нужно, гораздо важнее обеспечить соблюдение скоростного режима — это обезопасит и самих самокатчиков, и людей вокруг них. Кроме того, ужесточение правил парковки также никому не поможет, ведь смысл кикшеринга — как раз в том, чтобы можно было быстро взять самокат, приехать на место и так же быстро его оставить.
— Самокат для чего нужен? Просто чтобы быстро из точки А заехать в точку Б. Да, у нас есть огромные неудобства объективного характера, связанные с парковками машин. Но я не вижу никакого неудобства в том, что где-то возле столба стоит электросамокат. Если компании удобно, чтобы он там стоял, и пользователю удобно его там забрать, то почему нет? — задался вопросом эксперт.
В целом Тимофей Иконников сравнил электросамокат с кухонным ножом: с его помощью тоже можно нанести вред людям, но никто не обязывает человека при использовании кухонного ножа надевать доспехи и не накладывает штраф в 5 тыс. рублей, если его не положили на место. Однако в то же время для производства и продажи ножей нужна сертификация и прочие документы — и здесь эксперт тоже усматривает параллели.
По мнению Тимофея Иконникова, странностей и излишеств законопроекта Минтранса можно было бы избежать — необходимо только содействие компаний кикшеринга и IT-компаний. Это помогло бы и в вопросах снижения скорости рядом с пешеходами, и с неправильной парковкой, и с нарушением ПДД. Однако IT-компании не спешат это делать, и именно поэтому, по мнению эксперта, возникают подобные законопроекты.
— Закон возник не просто так, проблема какая-то была. Желательно, чтобы её IT-компании предсказывали. Но если они уже видят её — происходят аварии, наносится ущерб, люди погибают, — то они должны действовать на опережение и сами идти к государству и говорить: мы видим проблему, мы её предотвращаем уже прямо сейчас, мы заранее над ней работали и предотвратим её максимально быстро. И тогда никаких проблем и таких замечательных законов не будет, — считает Тимофей Иконников.
Справедливости ради нужно отметить, что сервисы кикшеринга всё же не стоят на месте и со скрипом, но внедряют технологии, призванные пресекать нарушения. Так, весной 2024 года они сильно повысили штрафы за езду вдвоём на одном электросамокате (в «Яндексе» — до 100–150 тыс. рублей), за нарушение ПДД и правил пользования самокатом. Затем ввели возможность жаловаться на нарушителей с приложением фотографий, однако пользователи отмечали, что работает этот механизм, мягко говоря, не идеально.
А с конца октября сервисы начали тестировать технологии на базе искусственного интеллекта, которые будут делать бессмысленными поездки на самокате вдвоём: при выявлении нарушения у СИМ резко снижается скорость. Пока такая технология внедрена во Whoosh, тестируют её «Яндекс» и «Юрент». По отзывам компаний, технология не идеальна, но она продолжает самообучение и будет действовать всё лучше.
В этом направлении их и призывает двигаться Тимофей Иконников: по его мнению, внедрение ИИ-технологий может решить множество проблем, в том числе с ростом ДТП при использовании самокатов и происшествий на тротуарах.
— Самое важное в этой теме — чтобы самокатчики не имели дурости проезжать мимо людей на большой скорости. Если они просто едут на нормальной скорости, притормаживают, пропускают людей, ничего не может случиться. Нужно сделать так, чтобы они не разгонялись перед другими людьми. У всех людей лежит в кармане телефон с включённой геолокацией, и все IT-гиганты прекрасно видят нас на карте. Можно просто смотреть, чтобы самокатчики не проезжали близко, принудительно занижать им скорость. И ребята из IT-компаний прекрасно знают, как это сделать, просто по каким-то причинам не делают — ленятся или думают, что и так прокатит, а не прокатывает. И государство сейчас будет из-за этого всё зажимать и регламентировать, — выразил мнение Тимофей Иконников.
ИИ-решения помогут и с неправильной парковкой, и с нарушениями ПДД — обычная интеграция с «Яндекс Картами» или «2ГИС» поможет выявлять таких пользователей, выставлять им штрафы или вовсе не допускать больше к электросамокатам. И не понадобится разрабатывать никаких отдельных приложений для регистрации и слежки за самокатчиками, достаточно будет плотного взаимодействия между сервисами кикшеринга и государством.
Есть ли такое взаимодействие сейчас, сказать сложно: на запросы 78.ru во Whoosh и «Яндекс Go» не ответили. Однако можно предположить, что оно налаживается — учитывая изменения, которые эти сервисы постепенно внедряют.
Сегодня законопроект Минтранса, по выражению Александра Холодова, «ушёл в корзину»: после общественного обсуждения на портале регистрации законопроектов у него указан статус «Отказ от разработки». Это даёт надежду, что в «цифровой концлагерь» любителей электросамокатов всё же загонять не будут.
— На мой взгляд, Минтранс переборщил с данным законопроектом. У нас есть определённое регулирование автомобилей, есть регулирование велосипедов, мопедов и так далее. И получается, если электросамокат встраивать в цепочку, он между велосипедом, наверное, и мопедом. И очень странно было, когда Минтранс предложил более жёсткие правила для электросамоката, чем для, например, электроскутера, мопеда, да и даже для велосипеда, — констатировал Александр Холодов.
Конечно, превышение скорости, езда вдвоём или, ещё хуже, с детьми, использование электросамокатов несовершеннолетними с попустительства родителей — всё это серьёзные факторы риска. Власти не могут на них не реагировать, особенно учитывая широкий общественный резонанс. По статистике МВД, количество ДТП с использованием СИМ за 6 месяцев 2024 года выросло больше чем на 80% относительно прошлого года. При этом количество поездок на арендных СИМ выросло на 30%.
Впрочем, Петербург немного поправил свою статистику: в 2024 году рост ДТП с электросамокатами остановился, а за 9 месяцев не было зарегистрировано ни одного смертельного случая. По мнению экспертов, это связано с запретом на использование СИМ в историческом центре города, а также с комплексной работой властей и самих сервисов по предотвращению нарушений.
Однако это не повод останавливаться на достигнутом и тем более не повод отказаться от законодательного регулирования отрасли. Так, власти Петербурга ведут работу над законопроектом, который должен комплексно решить вопросы использования СИМ и их размещения на улицах. Вероятно, продолжится работа и над федеральными инициативами.
— Предстоит ещё обсудить, каким образом лучше это регулировать. Но пока всё идёт скорее к тому, что будет регулирование по классической схеме, то есть фиксация нарушений на камеры и идентификация по номерам, которые уже добровольно вешают кикшеринговые компании на электросамокат. Но это ещё вопрос дискуссионный, — прокомментировал перспективы регулирования Александр Холодов.
Тимофей Иконников больше всего опасается, что излишние запреты, склонность к которым продемонстрировал Минтранс, остановит развитие новых технологий. Именно поэтому инициативу стоит брать на себя IT-компаниям, пусть даже разработка займёт несколько месяцев.
— Можно спокойно интегрироваться с существующими сервисами, передавать данные, и вся проблема уходит. Не нужно создавать неудобства, отдельные приложения, в которых никто не разберётся, это всё затянется очень надолго и только снизит эффект от внедрения новых технологий, — констатировал эксперт.
Популярность электросамокатов и сервисов кикшеринга развилась не на пустом месте: это удобный способ в крупном городе проехать относительно небольшое расстояние без использования общественного транспорта, такси и пробок. Однако регулировать их надо, чтобы предотвратить дальнейший рост ДТП. И кто знает — возможно, Минтранс своим чрезмерно жёстким законопроектом побудил владельцев кикшеринга принять меры, которых от них давно ждали.