Тему зарплат курьеров недавно поднял зампред Совбеза РФ Дмитрий Медведев на совещании «Единой России» по совершенствованию трудового законодательства. Он отметил, что ситуация, когда зарплата курьера больше, чем у инженера, показывает перекос на рынке труда и такого быть не должно.
— При всей важности цифровой сферы реальное производство из жизни никуда не ушло. И если у нас будет осуществляться масштабный переток людей из реального сектора в этот, для нас это может создать когда-нибудь настоящие проблемы. Которые, кстати, мы сейчас вынуждены решать в ходе специальной военной операции: когда нам не хватает работников, а курьеров с улицы или же тех, кто занимается частным извозом, мы на заводы отправить не можем, — констатировал Дмитрий Медведев.
Неправильность этого перекоса обсуждается не в первый раз: тему начали поднимать ещё в конце 2023 года, в канун новогодних праздников, когда заработная плата курьеров могла достигать запредельных значений. Например, есть истории, когда курьер заработал за месяц почти 300 тыс. рублей, правда, подробности, как ему это удалось, не приводились. В среднем же на тот момент в Петербурге курьеры получали 650 рублей в час, а стандартная верхняя граница заработка находилась на уровне в 185 тыс. рублей в месяц.
С тех пор ситуация изменилась несильно: согласно данным hh.ru, в Петербурге на сегодняшний день размещено почти 4000 вакансий курьеров, и средняя заработная плата, которую им обещают, варьируется примерно от 50 до 185 тыс. рублей. Правда, оплата сильно зависит от типа передвижения — пешие курьеры традиционно получают меньше, чем курьеры на автомобилях. Кроме того, из описаний вакансий, как правило, следует, что предполагается сдельная оплата за каждый заказ либо оплата за смену в зависимости от её длины. Такие условия, например, предлагает «Достависта», где курьер на автомобиле может заработать от 2000 рублей за 6-часовую смену и от 4000 рублей за 12-часовую и более.
В то же время предлагаемые зарплаты инженерам, согласно данным сервиса SuperJob, показывают сопоставимые цифры: начинающий инженер-конструктор, например, в группе ЛСР может зарабатывать от 65 до 90 тыс. рублей в месяц, и зарплата повышается вместе с уровнем ответственности — к примеру, ведущему инженеру-конструктору на НПО «Компрессор» предлагают от 90 до 110 тыс. рублей.
Выше всего зарплату предлагают вахтовикам: так, на hh.ru размещена вакансия инженера ПТО от компании «Нефтегазпромстрой», которая обещает зарплату в 182 тыс. рублей в месяц при вахте длиной в три месяца. Похожие по уровню зарплат вакансии размещает и Росатом.
— Действительно, ситуация, когда курьеры зарабатывают больше, чем инженеры, может оказаться перекосом на рынке труда. Это может быть обусловлено разными факторами, такими как спрос на определённые профессии, специфика работы и условия труда. Однако не стоит забывать, что каждая профессия имеет свою важность и ценность для общества. Важно стремиться к балансу и справедливости в оплате труда, учитывая сложность работы, профессионализм и уровень ответственности, — отметила в беседе с 78.ru директор по развитию кадрового агентства Стафф-АП, эксперт по рынку труда МГО «Опоры России» Елена Лимонова.
Как раз с уровнем ответственности, а также квалификации и есть проблема: инженер и учится значительно дольше, и ответственность за правильность расчётов на его плечах лежит несравнимая с задачами курьера. Понятно, что, глядя на цифры в вакансиях, возникает справедливое возмущение: почему курьеры и инженеры получают одинаковые зарплаты, когда их уровень ответственности и важности работы для страны несопоставим?
Однако на самом деле не всё так просто.
Прежде всего надо понимать, что в принципе сравнивать зарплаты инженеров и курьеров некорректно, указала в разговоре с 78.ru декан факультета дополнительного профессионального образования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат политических наук Наталья Горбатова.
— HR-эксперты уже неоднократно указывали, что высокие суммы ежемесячных выплат, получаемых курьерами, не являются в общепринятом понимании ежемесячной заработной платой, скорее это выплата по итогам объёма выполненной работы за месяц. И выполняться такой объём может зачастую за 10-часовой, а то и 12-часовой рабочий день. При этом без гарантии оплаты нетрудоспособности или, попросту говоря, больничного листа, отпуска и прочих привилегий, положенных работающим по трудовым договорам по закону, ведь курьеры чаще всего оформляются «на работу» по договору гражданско-правового характера или как самозанятые. И это легко проверить, стоит только выйти на соответствующие сайты с вакансиями и посмотреть условия работы. Курьер фактически является не работником, а самостоятельным субъектом исполнения услуги, — указала эксперт.
Это действительно так: на том же совещании с Дмитрием Медведевым в ходе дискуссии обратили внимание, что причина высоких зарплат курьеров не только в высокой почасовой ставке, но и в разном налоговом бремени. За курьеров, особенно самозанятых, работодатель ничего не платит — ни налога, ни обязательных отчислений в Соцфонд, ни страхования и прочих выплат, поскольку самозанятый обо всём этом должен позаботиться сам. И даже если работодатель компенсирует самозанятому налог, то это всего 4–6% против 13% для обычного работника, что уж говорить о повышенном налоге по новой системе для высокооплачиваемых специальностей.
Кроме того, если сравнивать средние зарплаты, то статистика показывает неплохие данные — соотношение уже сегодня говорит в пользу высококвалифицированных специалистов, отметила Наталья Горбатова.
— Достаточно внимательно изучить отчёт Петростата за I квартал 2024 года, и вы увидите, что в Петербурге в средняя номинальная зарплата в научной и технической сферах деятельности была выше почти в 2,5 раза, чем в сфере почтовых и курьерских услуг. Прирост по сравнению с тем же периодом 2023 года вырос на 7%, а в сфере почтовых и курьерских услуг снизился на 5%. А по данным портала SuperJob, темп прироста средней рыночной заработной платы у инженеров за год составил 10%, — привела статистику эксперт.
Также надо принять во внимание и несравнимые условия труда: зачастую курьеры получают в качестве стабильной заработной платы базовую ставку в 30–40 тыс. рублей, а остальные суммы «набегают» за счёт различных коэффициентов — за дальность, за способ передвижения, за срочность, за высокий спрос, за трудные погодные условия и так далее. Уровень ответственности у инженера значительно выше, но условия труда, как правило, значительно комфортнее — ведь это 8-часовой рабочий день в офисе, часто с бесплатным питанием, ДМС, отпусками, больничными и развозкой за счёт работодателя.
Интересно, что и в других странах ситуация схожа. Хотя говорить в целом о зарубежье сложно, поскольку рынок труда, к примеру, в Европе сильно отличается от рынка труда в США, тем не менее тенденции у них сопоставимые, рассказала Наталья Горбатова.
— В целом, можно говорить, что квалифицированные специалисты везде оцениваются выше, чем неквалифицированные. Например, по данным ряда рекрутинговых сайтов, в том числе американского сайта по трудоустройству indeed.com, в США инженер в среднем зарабатывает в два раза больше курьера доставки еды, даже с учётом чаевых, которые принято давать в этой стране доставщикам, — констатировала она.
В Китае во время ковида профессия курьера приобрела столь же важное социальное значение, как и в России, если не более, ведь карантин там был гораздо более жёстким и долгим. Однако там пошли по пути роботизации, отметила Наталья Горбатова — например, в сельской местности посылки и заказы доставляются дронами. В России такой хай-тек регулярно обсуждается, но массово пока не внедряется.
В своём выступлении на совещании «Единой России» Дмитрий Медведев отметил, что рынок всё больше и больше требует людей, которые занимаются «служебными», обслуживающими функциями — отсюда и наблюдаемый визуально перекос зарплат. Действительно, цифровая среда в последние годы в России растёт столь бурными темпами, что рынок труда за ней не поспевает — спрос превышает предложение, как и во всех остальных отраслях.
При этом нельзя забывать, что электронная торговля занимается не только доставкой продуктов из соседнего супермаркета, но и более серьёзными задачами. На это обратил внимание в разговоре с 78.ru историк экономики, управляющий партнёр репутационного агентства Dragons.media Сыдып Бальдруев.
— Глобально данная отрасль занимается снабжением товарами отдалённых регионов страны и смягчением логистических перекосов, когда в крупных городах доступ к товарам любого качества и формата уже превалирует — в шаговой доступности есть и давно, где можно приобрести и ширпотреб, и запчасти для авто, и иные виды товаров, а в отдалённых регионах за теми же запчастями на авто человеку нужно ехать за 500–600 километров в областной центр в мороз. Или купить тот же ширпотреб — приходится довольствоваться скудными какими-то товарами не самого высшего качества, купленного втридорога у местных монополистов, — отметил эксперт.
Отрасль аккумулирует средства в крупных городах, однако инвестирует их в большие склады в регионах, благодаря чему может доставлять товары в короткие сроки, а люди могут приобрести качественную и оптимальную по цене продукцию, указал Сыдып Бальдруев.
Современный бум зарплат курьеров — не новое явление в истории российской экономики, также рассказал он.
— Подобного рода опыт в стране бывал — в 1990-е нужны были юристы, экономисты, тогда пошёл бум в институтах страны, зарплаты были высокими, спрос огромный. Но рынок насытился, и зарплаты стали примерно плюс-минус по рынку, сейчас в тренде уже другие отрасли, — констатировал эксперт.
Перекосы на рынке труда — практически обычное дело, отметил в разговоре с 78.ru независимый экономист Дмитрий Адамидов. Например, уже много лет в дефиците сварщики, причём обучение этой профессии довольно долгое. Однако разница зарплат между курьерами и инженерами не является главным маркером такого дисбаланса, указал он.
— Главным маркером дисбаланса на рынке труда служит не зарплата курьера против зарплаты инженера, а разрывы зарплат внутри отраслей или предприятий. Когда главврач в больнице за смену получает в 20 раз больше медсестры, а популярный киноактёр или телеведущий — в 50 раз больше оператора или гримёра, то можно смело говорить, что рынок не вполне здоров. Но в нашем динамичном мире он, наверное, здоров быть и не может, — констатировал эксперт.
Чтобы инженеры «не разбегались» в курьеры, Дмитрий Адамидов призвал меньше средств тратить на менеджмент, поскольку их низкие зарплаты, как правило, проистекают из неоправданно высоких административно-управленческих расходов. А Елена Лимонова призвала улучшать качество образования, поддерживать профессиональное развитие и стимулировать спрос на специалистов в различных областях.
Наталья Горбатова отметила, что сегодня из-за нарастающего дефицита квалифицированных кадров произошёл переход от рынка работников к рынку работодателей — то есть последние конкурируют за квалифицированных специалистов. Одно из конкурентных преимуществ — высокая зарплата, однако вечно они расти не будут: уже в следующем году, как указывают опрошенные Центробанком аналитики, рост зарплат упадёт с 7,3% в 2024 году до 3%. Связано это с тем, что дальше повышать выплаты просто невозможно, этому мешает жёсткая денежно-кредитная политика ЦБ.
— Однако конкуренция работодателей будет проявляться не только в росте заработных плат, но и в формировании разнообразных пакетов социального обеспечения, которые могут включать дополнительное медицинское обслуживание, пенсионные программы и др., — указала Наталья Горбатова.
Учитывая отсутствие у курьеров таких «плюшек», как ДМС, пенсии, оплачиваемые отпуска и больничные, вполне возможно, что именно эти социальные блага в конце концов станут преимуществом более квалифицированных профессий. Даже несмотря на необходимость длительного обучения.
Наиболее же перспективными профессиями в будущем эксперты назвали те, что связаны с инновациями. Например, Елена Лимонова обратила внимание на программистов, специалистов в области искусственного интеллекта, медицинских работников, экологов. В свою очередь, Наталья Горбатова указала на перспективы рабочих профессий в реальном секторе.
— Не зря в 2024 году при реализации федерального проекта «Содействие занятости» в рамках нацпроекта «Демография» большое внимание уделяется профессиональному обучению, максимально приближённому к реальному производственному сектору экономики, — отметила она.
Кроме того, эксперт предположила, что в будущем более высокие зарплаты будут получать те специалисты, которые дополняют уже сформированные навыки другими, теми, что востребованы у работодателей.
— Перспективным направлениям развития и особой ценностью для организаций и предприятий будут в ближайшей перспективе обладать те работники, которые овладеют смежными профессиями и навыками. Такие специалисты позволят организации оптимизировать свои затраты на поиск кандидатов для заполнения вакансий и перемещения работников внутри производства для выполнения рабочих задач, — указала Наталья Горбатова.
Это понятно: рынок предложения сегодня конечен, при рекордно низкой безработице людей для заполнения всех ниш не хватает, и специалисты, более разносторонние, чем другие, действительно будут более ценны. Другое дело, что это не полноценное решение проблемы — нельзя одним человеком заткнуть «дыру» в пять вакансий. Решением должно стать повышение производительности труда, которое как одну из главных задач на ближайшие шесть лет отметил в своём Послании Федеральному собранию Владимир Путин. Правда, пока с реализацией этих планов есть определённые сложности.
Что же касается курьеров, рано или поздно их зарплата стабилизируется: рынок успокоится, задачи оптимизируются. Учитывая жёсткую денежно-кредитную политику ЦБ, именно сфера услуг, к которой относится и доставка продуктов, первой попадёт под удар и прекратит расширение, а значит, и рынок выйдет из состояния хронического перегрева. В такой ситуации наиболее перспективными являются госпредприятия и предприятия стратегически важных отраслей, которые государство поддерживает, поэтому можно с осторожной надеждой ожидать, что скоро зарплаты инженеров уже не в номинальном, а в реальном выражении победят зарплаты курьеров.
Другое дело, что дефицит никуда не денется, а обратная миграция из курьеров в инженеры почти невозможна, и на преодоление этой проблемы потребуется ещё немало времени и усилий.