Россиянам предрекли рост цен на продукты в начале 2024 года — об этом сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на письма производителей в адрес ретейлеров. Так, о повышении цен примерно на 5—15% в зависимости от категории товара сообщила «Вимм-Билль-Данн», на 13% — сменившая Coca Cola «Мултон Партнерс», на 15% — Nestle, на 6% — «Любятово», на 7–14% Ritter Sport и Ferrero Rocher. Лидером стал «Агроимпорт», который планирует поднять цены на 22%.
Среди продуктов, которые точно пойдут в рост после Нового года, выделяются:
Кроме того, по мнению некоторых экспертов, в новом году могут вырасти цены на гречку, а также на картофель, яблоки, груши и овощи закрытого грунта. Однако это связано скорее с сезонными факторами, актуальными каждый год, нежели с какой-либо экстраординарной ситуацией.
У грядущего подорожания выделяются несколько причин. Первая — это предновогодний рост спроса, отметила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург Линда Рыжих.
— Перед главными праздниками в стране, что логично, увеличивается спрос на очень многие категории продуктов, поэтому в тех отраслях, где предложение не успевает отреагировать адекватно возросшему спросу, товаропроизводители и магазины вынуждены повышать цены. Для торговых компаний это выгодно, и как раз в такие периоды (предновогодние дни) их выручка и прибыль существенно растут, — рассказала эксперт.
Примером может служить ситуация с яйцами, которые за последние месяцы взлетели в цене и пока лишь приостановили рост на фоне принимаемых правительством мер. Однако обычно следом за предновогодним повышением цен следует их падение, чего с некоторыми продуктами в 2024 году не произойдёт. И для этого есть вторая причина — инфляция.
— Рыночный процесс, описанный выше, характерен для периодов бескризисного развития экономики (умеренная инфляция, более-менее стабильный курс национальной валюты и т. д.). Сейчас на фоне непростой политической и экономической обстановки произошло снижение покупательной способности рубля и, как следствие, уменьшение реальных доходов населения, — констатировала Линда Рыжих.
Центробанк старается купировать инфляцию — на это направлены все его последние меры, включая повышение ключевой ставки, которое призвано замедлить слишком бурный рост в некоторых сферах, провоцирующий инфляционные процессы.
Ещё одной причиной повышения цен на некоторые категории товаров называют подорожание логистики, причём как внутренней, так и внешней. Внутренняя логистика стала дороже из-за необходимости обновления автопарка — на нём сказывается рост стоимости машин, — повышения затрат на аренду складов и персонал: безработица в 2,9% имеет и свои минусы, связанные с дефицитом рабочих рук и взрывным ростом зарплат. На внешнюю же логистику давят факторы мировой политики и экономики.
— На повышение цен косвенно повлияла политическая ситуация, происходящая в Йемене, в результате которой крупные международные перевозчики приостановили фрахт через Суэцкий канал, в результате чего были подняты тарифы на 30—40% на международную логистику. Атаки хуситов в Красном море привели к тому, что резко повысились страховые премии за военные риски, а это значит, что новые и дорогие большие корабли по этому маршруту не пойдут и направятся вокруг побережья Африки, что более протяжённо и затратно по времени. Россию это также коснётся, так как в цену многих товаров заложены транспортные расходы, в том числе и на товары, приходящие по параллельному импорту, — пояснила 78.ru генеральный директор фулфилмент-оператора Team Deem Дарья Татаринова.
Наконец, для части товаров актуальны такие простые причины, как дефицит и неурожай — они повлияли на рис, кофе и шоколад. Рис не уродился в Индии и Таиланде, из-за чего они отказались его экспортировать — а Россия, несмотря на собственные обширные площади этой культуры, привозит 30—50% риса из других стран.
Кофе пострадал от сильной засухи в Бразилии, из-за чего цены поднимаются по всему миру. Шоколад дорожает по той же причине — из-за роста мировых цен, которые только за ноябрь выросли на 11%. На них сказался погодный феномен Эль-Ниньо, который вызвал засухи в одних районах и сильные дожди в других, где климат раньше не отличался подобными явлениями.
О проблеме подорожания упаковки сообщили многие производители, эту же причину среди главных назвал в разговоре с 78.ru директор Приозерского молочного завода Сергей Клёшев. Он подтвердил повышение цен на молочную продукцию в новом году и пояснил:
— Сырьё подорожало за последние полгода на 10—15%, с января вводится утилизационный сбор на упаковку, она тоже дорожает процентов на 10, плюс подорожали транспортные расходы, ну и рубль слабеет. Так что это подорожание ещё и небольшое… — отметил он.
Однако, как рассказала Линда Рыжих, на самом деле никакого увеличения экосбора не произошло — изменился только порядок его учёта. Более того, этот сбор взимается ещё с 2015 года.
— Для компаний, выпускающих продукцию, с точки зрения протекания производственных процессов и формирования себестоимости ничего значительно не изменится. По прогнозам Российского экологического оператора, с которым я согласна, цены, например, на молочную продукцию при новых условиях экосбора вырастут не более чем на 1—2% после начала 2024 года, — считает она.
Скорее всего, продукция из-за нового сбора действительно подорожает, но он станет не главным, а одним из факторов, из которых складывается повышение цен.
Прогнозы Линды Рыжих не радужные: по её мнению, рост цен будет продолжаться в течение следующих четырёх-шести месяцев. Тем не менее она отмечает, что это естественный процесс.
— Я считаю, что рост цен в рамках существующей инфляции продолжится до тех пор, пока не удастся сбалансировать систему денежно-кредитного обращения в стране. Это естественный процесс. Однако, конечно же, он временный. Рыночная экономика циклична, за каждым спадом следует подъём. Ситуация с дисбалансом спроса и предложения стабилизируется, и на рынке установятся новые равновесные цены, — указала она.
Средние цены на некоторые категории продуктов будут медленно расти ещё полгода, однако на них должны повлиять принимаемые властями меры — в частности, индексация доходов и соцвыплат. Это должно оказать смягчающее воздействие на субъективные потребительские ощущения покупателей.
У правительства достаточно широкие возможности для сдерживания роста цен. И первая из них — как ни странно, так называемые «словесные интервенции»: обычно Минсельхоз выступает если не с опровержением информации, то как минимум с заявлением об особом контроле над ситуацией. Это посылает сигнал рынку, что власти не устраивает текущее положение дел, поэтому необходимо уменьшить «аппетиты» в наценках.
Есть и другие меры воздействия, рассказала Линда Рыжих.
— К таким мерам, конечно, необходимо отнести и деятельность контрольно-надзорных государственных органов и Антимонопольной службы РФ, которая направлена на выявление фактов недобросовестного конкурентного поведения производителей и субъектов торговли и борьбу с ними, — отметила она.
Как работает ФАС, она уже не раз демонстрировала и показала это снова в ситуации с яйцами: так, 26 декабря её территориальные органы завели ещё четыре дела в отношении российских производителей куриных яиц по факту единовременного повышения стоимости продукции на 30—40%, что говорит о сговоре.
Кроме того, у правительства есть и экономические рычаги — это ограничение экспорта из страны (подобная мера наверняка ждёт рис) и обнуление ввозных пошлин (мера предназначена для импортируемых товаров). В своё время именно такими шагами удалось «сбить» истерический рост цен на гречку, помогут они и на этот раз.
— Быстрее дорожает всё то, что подпадает под ажиотажный спрос, или то, что резко ограничивается в объёме предложения, или то, что вдруг стало сильно дороже обходиться в производстве, или то, что по ожиданиям людей будет дорожать в ближайшее время, — констатировал ранее в беседе с 78.ru руководитель образовательной программы «Экономика», доцент РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Дмитрий Десятниченко.
По данным Росстата на 18 декабря 2023 года, больше всего за год (то есть по отношению к декабрю 2022 года) подорожали яйца — общий рост составил около 53%. При этом за неделю 11—18 декабря они выросли на 4,6% по отношению к предыдущей неделе.
На втором месте оказались помидоры — за год они выросли в цене на 46%. Третье место заняли бананы — их цена увеличилась на 45,9% за год.
На четвёртом месте в инфляционном антирейтинге охлаждённые и мороженые куры, которые подорожали на 29% за год. Пятое место — у капусты, подорожавшей на 27%.
Нет сомнений, что в 2024 году инфляция продолжит своё действие — как ранее прогнозировал в беседе с 78.ru профессор, заведующий кафедрой экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Олег Мисько, вряд ли она будет сильно отличаться от той, которую мы наблюдаем сегодня. Однако только от работы правительства и профильных министерств зависит, столкнутся ли снова россияне со взрывным ростом цен на продукты или он всё же произойдёт медленнее и поэтому — не так болезненно.