Ключевая ставка — это единственный инструмент Центробанка, благодаря которому он может влиять на экономическую активность в стране. Ставка определяет процент, который регулятор собирает с банков за право пользования выдаваемыми деньгами. Повышение ключевой ставки делает деньги дороже и, соответственно, замедляет активность, сказываясь на дальнейшей цепочке оборота средств, а понижение — напротив, дешевле, ускоряя экономический рост.
Однако экономический рост, как правило, означает ускорение инфляции, поскольку в экономику приходит много «дешёвых» денег, поэтому Центробанк не склонен долго держать низкие ставки: ведь его основная задача — как раз сдерживание инфляции. Таргет, к которому ЦБ стремится на протяжении многих лет, — 4%, и в 2024 году он намерен подойти к этому уровню.
Инфляция в России 2023 года постепенно разгонялась. По данным Минэкономразвития, на 11 декабря она составила 7,47%, впервые за год замедлившись в годовом выражении.
— Если мы посмотрим темпы за последние пару недель и спроецируем их на год, то есть сперва увеличим их до месяца — условно говоря, берём за две недели, умножаем на два, чтобы перевести это в месячную инфляцию, если она будет развиваться такими же темпами, как сейчас, — и спроецируем темпы на 12 месяцев, то у нас получается инфляция порядка 15%. И вот эту инфляцию как раз надо очень серьёзно «гасить», — объяснял ранее в беседе с 78.ru доцент кафедры экономики, руководитель магистерской программы «Финансовые инструменты в экономике» РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
Ключевая ставка на сегодня составляет 15%, и есть большая вероятность, что на следующем заседании, которое состоится в пятницу, 15 декабря, она ещё повысится.
Ключевая ставка в России менялась вслед за социальными, экономическими и политическими обстоятельствами, с которыми сталкивалась страна.
Так, на протяжении относительно спокойных двух лет — 2018—2019 годов — ключевая ставка колебалась в небольшом диапазоне 7–7,75%. Первые значимые снижения начались в конце 2019 года: тогда ЦБ понизил ставку до 6,5%, а затем и до 6,25%. Когда грянула эпидемия коронавируса, в период апрельского локдауна ЦБ понизил ставку ещё сильнее — сначала до 6%, потом до 5,5%. Сделано это было для того, чтобы не дать экономике остановиться на фоне обрушившегося на людей и бизнес шока.
Центробанк продолжал держать низкую ключевую ставку вплоть до марта 2021 года — тогда она дошла до уровня 4,25%. Затем он начал цикл её плавного повышения: до 4,5%, затем до 5% и 5,5%, далее — до 6,5%. К концу года она поднялась до 8,5%, а незадолго до начала спецоперации — до 9,5%.
В момент первых санкций и первой паники на бирже регулятор сработал жёстко: первой же его мерой стало резкое повышение ключевой ставки до 20%. Благодаря этому удалось сбить накал инфляции и укрепить стремительно обрушивающийся рубль. Снижение началось только в апреле: сначала до 17%, затем, в мае, до 14%. Постепенно ставка дошла до уровня начала года, то есть 9,5%, и даже вернулась на уровень 7,5%, чтобы вновь поддержать экономику.
На этом уровне ставка удерживалась до июля 2023 года, когда стало очевидно, что слишком разогнавшаяся экономика порождает такой же разгон инфляции. Центробанк поднял ключевую ставку до 8,5%, а в августе предпринял новый резкий шаг сразу до 12%. Ключевая ставка ЦБ 15 сентября 2023 года поднялась ещё выше — до 13%, а в октябре — до 15%. Экономисты предполагали, что такой серьёзный подъём — сразу на 2% — обусловлен стремлением не повышать параметр больше до конца года, однако сейчас есть серьёзные сомнения в том, что этого не случится.
Понижение ставки означает, что экономике нужно много дешёвых средств, чтобы продолжать рост. Однако в российской ситуации, когда последние годы проходят под знаками шоков, следующих один за другим, это также происходит, если ставка поднята слишком высоко и в удержании этой высоты нет особого смысла.
Поэтому в последний раз ЦБ опускал ключевую ставку в сентябре 2022 года, когда её слишком высокий уровень стал мешать экономике перестраиваться на новые рельсы. Тогда он опустил её с 8% до 7,5%. Тем не менее долгий период относительно низкой ключевой ставки негативно сказался на инфляции, и регулятор счёл необходимым выйти в цикл её повышения.
До конца 2023 года осталось одно заседание по ключевой ставке — оно состоится в пятницу, 15 декабря. Профессор, заведующий кафедрой экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, доктор экономических наук Олег Мисько в беседе с 78.ru выразил мнение, что регулятор всё же продолжит цикл её повышения. С каким шагом — пока вопрос открытый.
Связано это с тем, что предыдущее повышение ставки не сработала так, как должно, то есть не сдержала инфляцию в полной мере.
— Оно и не может сработать. У нас денежная масса не избыточная, а недостаточная, поэтому мы её всё равно вынуждены применять. Она просто будет дорожать, — отметил эксперт.
Олег Мисько указал, что, по его мнению, в стране денежная масса недостаточна, а это означает, что привычные финансовые механизмы, с помощью которых можно «охладить» экономику, работают неполноценно. В условиях избыточной денежной массы повышение ставки работает, поскольку даёт сигнал участникам экономики: вы можете продолжать расти, но для вас это будет стоить дороже. В России же денежной массы недостаточно для обеспечения её нужд, поэтому её так или иначе всё равно будут использовать — отсюда и сложности с купированием инфляции.
В текущих условиях трудно гадать о будущем, всё будет зависеть от макроэкономической ситуации, отметил эксперт.
— Принципиально всё равно всё связано с развитием событий в нашей стране, поскольку те задачи, которые мы там решаем, они, конечно, экономически обеспечиваются, но они обеспечиваются немножко на других законах и другими методами. Поэтому, например, разговор о сдерживании инфляции сейчас очень трудно вести. У нас появятся доходы другого свойства у довольно большого количества людей, которые будут предъявлять спрос на рынках, в том числе основанных на этих деньгах. Те же производители ВПК — у них тоже появляются возможности увеличить объёмы, увеличить зарплаты, значит, увеличить доходы тех людей, которые будут там находиться. Всё это изменит рынки в следующем году, — констатировал Олег Мисько.
Перестройка экономики продолжается, это заметно также по тому, как меняется руководство в различных корпорациях и меняется их промышленная политика, меняется структура продукта. Для поддержания этой тенденции могут потребоваться меры со стороны Центробанка.
— В закон записано, что он (ЦБ. — Прим. ред.) должен заниматься главным делом — сдерживанием инфляции. Но с другой стороны, ситуация может развиваться так, что цель сдерживания инфляции не будет главной, — предположил эксперт.
Из сегодняшнего дня разумными видятся два сценария по ключевой ставке. Первый — если всё останется так, как сегодня, то ставка будет продолжать плавно повышаться, чтобы сдержать рост денежной массы. Второй — если будет принято решение переходить к реальному экономическому росту.
— Если будем понимать, что мы готовы перейти к политике роста, тогда нам нужно увеличение денежной массы, как ни крути. Тогда нужны дешёвые кредиты, дешёвые инвестиции, возможности кредита, возможности по совершению инвестиций, — отметил Олег Мисько.
Шансы достичь напугавших россиян в 2022 году 20% по ключевой ставке эксперт считает ненулевыми, однако ничего страшного в этом не видит — главное, чтобы оставалась адекватной волатильность и эластичность ставки.
— Меня как профессионала беспокоит эластичность и волатильность этой ставки к нашей экономике, то есть сдвиг ставки какого размера существенно повлияет на нас. В западных экономиках небольшой шаг процента уже влияет, а у нас, видите, получается, что шаги-то надо делать от 1 до 2% или, как тогда, 10% сразу влупить надо, вот тогда что-то произойдет. То есть эта ставка эффективна, насколько её повышение эластично, насколько мы достигаем той цели, которую мы хотим, в условиях сдерживания инфляции, — считает эксперт.
Пока действия Центробанка на инфляцию влияют, но недостаточно, именно поэтому, вероятно, в пятницу нас ждёт очередное повышение ключевой ставки. Какой из сценариев сработает в 2024 году, будет зависеть от макроэкономической обстановки и тех задач, которые встанут перед экономикой страны.