Прямой эфир

Система антижир: пропадут ли с полок магазинов вредные продукты после маркировки

Лилия Батршина
12 сентября 2023, 12:44
В России хотят ввести обязательную маркировку вредных продуктов — поручение Минздраву совместно с Минпромторгом проработать этот вопрос дала вице-премьер Татьяна Голикова. Как это скажется на спросе и на производителях, разбирался 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com, flaticon.com

Какие продукты будут маркировать

Идея маркировать вредные продукты не нова: ещё в 2021 году предлагалось сделать обязательными такие обозначения по системе «светофор», когда ценники для наиболее полезных по содержанию соли, сахара, жира и трансжиров продуктов предполагалось обозначать зелёным цветом, а для наиболее вредных — красным. В добровольном же порядке маркировка действует с 2018 года, однако почти не используется.

Новое развитие идея о маркировке получила в 2023 году после заседания Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере — по его итогам вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минздраву вместе с Минпромторгом и Роспотребнадзором проработать вопрос об обязательной маркировке продуктов питания. Теперь предполагается опираться на рекомендации Всемирной организации здравоохранения, а маркировка должна стоять не на ценниках, а на лицевой стороне упаковки товара.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

«Под раздачу» попадут продукты, в которых содержание вредных веществ и калорий превышает установленную законодательством норму. Среди них — мясные изделия, приготовленные с помощью соления, вяления, ферментации, копчения (то есть ветчина, бекон, сосиски, копчёные колбасы и др.), а также сладкая газировка, энергетики и продукты, в которых много трансжиров (сладкое, выпечка, жареные и приготовленные во фритюре продукты).

Поскольку вопрос только прорабатывается, конкретики пока нет — например, непонятно, надо ли маркировать замороженный картофель фри, если он ещё не приготовлен, а также как быть с продуктами, у которых есть разные, как полезные, так и неполезные способы приготовления. Однако маркировка точно коснётся уже приготовленной еды, а значит, маркировать придётся не только магазинную еду, но и ресторанную, и фастфуд.

Зачем нужна маркировка

Маркировка различных товаров за последние годы стала для России привычной: она постепенно вводится с 2019 года. Сегодня обязательной маркировке подлежат табак, шубы, обувь, лекарства, духи, фотокамеры, шины, текстильные изделия, молочные продукты, упакованная вода, пиво и другие слабоалкогольные напитки в кегах, а планируется ввести в эту систему ещё большее количество товаров. Делается это для того, чтобы пресечь контрафакт и следить за качеством продукции.

Главная цель введения маркировки вредных продуктов другая — это влияние на сознательный выбор россиян, чтобы они привыкали отдавать предпочтение наиболее полезной еде. Объясняется это просто: в России, по данным Минздрава, больше 50% взрослых имеют избыточную массу тела или ожирение, с такими же проблемами сталкиваются 20–25% детей (Росстат даёт другую цифру — 36%, но это только те, кто обратился к врачу). По итогам того же заседания вице-премьер Голикова поручила Минздраву проработать вопрос о признании ожирения социально значимым заболеванием, а также доступности диетического консультирования для россиян, отметила в беседе с 78.ru терапевт Анастасия Тимощенко.

— Данная маркировка поможет потребителям ориентироваться в представленном в магазинах и ресторанах выборе продуктов и самостоятельно выстраивать правильный рацион питания. Она проводится по аналогии с указанием вреда для здоровья на упаковке с никотинсодержащей продукцией с целью информирования людей о вреде курения, — рассказала терапевт.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Маркировка вредных продуктов действительно сродни размещению страшных картинок заболеваний на пачках сигарет, которые были призваны вызвать отвращение у покупателей. Ввели эту инициативу в 2013 году, и она сработала: по данным ВЦИОМ, с 2013 по 2022 год количество курильщиков сократилось с 41% до 33%. Конечно, нельзя утверждать, что дело только в устрашающих картинках, тем более что уже в 2019 году на них обращали внимание только 11% покупателей, однако свою роль они сыграли.

— Введение маркировки продуктов в России крайне необходимо. Программу необходимо запустить в короткие сроки и предельно корректно. Информация должна быть понятной и читаемой, доступной пониманию покупателей. Население имеет право выбора в пользу качественных продуктов, повышая тем самым свою культуру питания, акцентируя внимание на собственном здоровье. Это крайне важный вопрос для государства, — считает доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук Линда Рыжих.

В современном мире главное — информация, и чем она доступнее для потребителя, тем лучше. Однако есть и обратная сторона медали.

Создаст ли маркировка проблемы

Любые обязательные нововведения в части упаковки продукции вызывают закономерное сопротивление со стороны производителей: стоит начать обсуждение подобной темы, как они выступают с заявлениями об угрозе повышения цен из-за новых требований. Понять их можно, поскольку реализация подобных инициатив требует проработки и подготовки в течение переходного периода, и чем он дольше, тем лучше.

Маркировка таит в себе и ещё одну опасность: видя обозначение продукта как «вредного», покупатели перестанут его приобретать, что в теории должно нанести производителям убытки. Но так ли это на самом деле?

Опрошенные 78.ru эксперты считают, что нет. Так, Линда Рыжих убеждена, что у каждого вида продукции найдётся свой покупатель, и более того — маркировка вредных продуктов принесёт производителям пользу.

— Предприниматели перестроятся, и выяснится, что производство пищевых продуктов без добавок им выгоднее. И прибыли не упадут, и даже наоборот — не нужно будет вкладываться во всевозможные трансдобавки и прочие чудеса синтетических комбинаций, благодаря которым пища теряет свой вкус в принципе и является опасной для здоровья. Тому есть хорошие примеры: фермеры и рестораны, а также магазины, торгующие настоящими продуктами, пользуются повышенным спросом у покупателей. Чем прозрачней и чище продукция, тем более она востребована и не боится конкуренции. В этом залог экономического благополучия и развития, — считает она.
Фото: freepik.com/bearfotos
Фото: freepik.com/bearfotos

Директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Константин Ордов в беседе с 78.ru отметил, что маркировка даст возможность покупателю получить дополнительную информацию о продукте и, соответственно, осознанно принять решение о его приобретении — то есть она расширит его права и возможности.

— Если мы говорим о вредных продуктах, то, конечно, маркировка может негативно повлиять на спрос, но, с другой стороны, утаивать эту информацию в надежде на то, что потребитель, не разобравшись и не имея полной необходимой информации, поддержит отечественного производителя — это неправильный путь. Мы сегодня говорим об импортозамещении, и мы, конечно же, заинтересованы в том, чтобы качество российских товаров оставалось высоким — это единственный залог развития бизнеса в средней долгосрочной перспективе, — указал он.

Замаркируем всё?

Последние два года выдались для российского рынка сложными, санкции потребовали серьёзной перестройки различных секторов экономики, и до сих пор не все проблемы решены. Даже в продовольственной безопасности, которая впервые за многие годы в России полностью обеспечена, то тут, то там возникают «дыры» — то взлетают до небес цены на мясо, то запредельно дорожает курица. В такой ситуации любые регуляторные движения на рынке вызывают нервозность.

— Текущая ситуация, мне кажется, формирует необходимость в различного рода дополнительных маркировках, которые бы изначально позволяли и производителям, и потребителям, и государству действовать в одной системе координат. Мы понимаем, что маркировка также может быть использована для отслеживания не только качества продукции, но и контрафакта, который производится в условиях налоговой оптимизации и всех прочих вещей. То есть маркировка — это способ в конечном итоге сделать систему взаимоотношений «продавец — потребитель — государство» более прозрачной и более эффективной, — отметил Константин Ордов.

С начала введения санкций власти ввели много поблажек для отечественных производителей — в том числе мораторий на различные проверки и налоговые преференции. В момент первого шока они сработали, поддержав российский бизнес, однако с течением времени стали создавать проблемы, так как отсутствие проверок поспособствовало снижению контроля за качеством продукции со стороны некоторых производителей. Маркировка вредной продукции наряду с другими позволит эту неприятную особенность отрегулировать.

Фото: freepik.com/senivpetro
Фото: freepik.com/senivpetro

В будущем, по мнению Константина Ордова, такая маркировка может быть расширена и использована для дополнительного налогообложения — к примеру, его могут ввести для напитков с повышенным содержанием сахара, как это сделано в Европе. В России подобные проекты также обсуждались, однако введены не были — возможно, маркировка вредной продукции станет к ним первым шагом.