В Петербурге и расположенных рядом с нашим городом населённых пунктах все давно и прекрасно знают о хроническом недостатке витамина D как у взрослых, так и у детей. Согласно исследованиям, только 16,8% жителей Северо-Запада в достаточной мере им обеспечены — в то время как от его недостатка страдают 37,5%, а существенный дефицит был обнаружен почти у половины населения (45,7%).
Однако недавние исследования, проведённые Роспотребнадзором совместно с другими ведомствами, выявили тотальный дефицит многих других витаминов и микроэлементов у детей и подростков по всей стране. Среди детей от 2 до 18 лет дефицит витамина С, витаминов В1, В2, В6, фолиевой кислоты достигает 60%. Железа и кальция — до 30%. Об этом на ПМЭФ рассказал Сергей Кузьмин, директор ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Эрисмана».
Дефициты необходимых растущим организмам веществ провоцируют различные заболевания. Так, по данным Кузьмина, до 30% детей болеют сейчас в России анемией, до 40% имеют предпосылки к появлению эндемического зоба — заболевания щитовидной железы, вызванного недостатком йода, до 70% страдают кариесом.
При этом почти 20% несовершеннолетних от 2 лет имеют лишний вес, а 15% детей дошкольного и школьного возраста испытывают проблемы с ЖКТ, связанные исключительно с организацией школьного питания. Неужели в школьных столовых и детсадах всё так плохо?..
На самом деле, не всё так катастрофично. Глава Роспотребнадзора и главный санитарный врач России Анна Попова рассказала, что именно в нашей стране, по результатам исследования пятилетней давности, организация школьного питания — практически лучшая в мире. Сравняться с Россией в этом плане смогла лишь Финляндия. Все остальные страны мира далеко не так трепетно относятся к тому, что едят дети в школах.
Более того, российские технологии организации школьного питания уже не первый год экспортируются и копируются другими странами. Так в чём же проблема? Вероятно, загвоздка в двух вещах: собственно качестве продуктов и многообразии регионов в России.
Из-за огромного разнообразия климатических условий в нашей стране дети разных регионов (как и взрослые) испытывают разные дефициты и потребности в витаминах и микроэлементах. Соответственно, и связанные с этими дефицитами заболевания по-разному распространены в РФ географически.
Последние исследования волн коронавируса, гриппа и ОРВИ показали, что в северных регионах уровень заболеваемости выше, а эпидемии начинаются раньше, рассказала Анна Попова. Причина — в первую очередь, в длинной полярной ночи и недостатке солнца, а также в структуре и особенностях питания, провоцирующих недостаток витаминов и микроэлементов.
И если в Петербурге семьи даже невысокого достатка могут позволить себе купить детям фрукты, то где-нибудь на Чукотке их стоимость просто космическая. Поэтому менять школьное питание необходимо на региональном уровне, в зависимости от потребностей и дефицитов детей каждого региона.
Другая проблема — качество продуктов, которые попадают к нам на стол. С 2019 по 2022 год Роспотребнадзор проводил широкомасштабное исследование по оценке питания населения России, рассказала Анна Попова. Было проведено более 1 млн исследований различных продуктов в 85 регионах страны.
Помимо безопасности продуктов проверяли и их качество — соответствие референсным значениям по содержанию витаминов и других важных веществ. И тут результаты оказались крайне плачевными: почти каждая четвёртая проба содержит отклонения от референсного значения, рассказала Анна Попова.
По словам главы Роспотребнадзора, если продукт соответствует требованиям безопасности, принудить изготовителя повысить его качество в алиментарном плане ведомство не может. К примеру, на прилавке вы можете найти очень сладкие и красивые яблоки, но у них может быть пониженное содержание витамина C. В то время как какие-нибудь непривлекательные кисло-сладкие садовые яблоки могут содержать достаточное количество этого витамина.
Чтобы все яблоки (а также молоко, мясо и прочие продукты) были одинаково полезны, нужно сделать очень многое. В первую очередь, поменять структуру кормов для животных, чтобы животноводческая продукция была более качественной, отметила Анна Попова.
Проблема исключительно глобальная, считает Сергей Кузьмин. По его мнению, беда в экологии в целом: от качества воды до тех же кормов, а также новых пищевых добавок, технологий, гормонов, которые повсеместно присутствуют в животноводческой продукции…
— У нас очень часто встречается рекламный слоган: «экологически чистый продукт», «чистейшее» молоко, мясо. Это просто мошенничество! Никакое оно не чистое, обычное, — рассказал Сергей Кузьмин. — Но покупатели ведутся на это. Чтобы продукция была экологически чистая, во многих странах существуют серьёзные проверки: к фермерам по четыре раза в год приезжают и проверяют траву, которую ест корова, воду, которую она пьёт, и т. п.
Проблемы возникают и с продукцией, которая на первый взгляд может казаться исключительно полезной. К примеру, красная морская рыба. Эксперт напомнил, что моря и океаны сейчас переполнены пластиком, и рыба ест его — а мы едим эту рыбу.
— Покупайте российскую рыбу, лучше речную, — подчеркнул директор Научного центра гигиены.
Без сомнения, огромная часть проблем с питанием именно в глобализации, уверен профессор Кузьмин:
— Реклама сладких газированных напитков, быстрого питания, трансжиры, добавленная соль, добавленный сахар — это всё формирует в сфере пищевых стереотипов проблемы, связанные с питанием.
Формированием пищевых привычек у детей необходимо заниматься, в первую очередь, в семье. Но и школьное питание имеет тут большое значение. Помимо наличия, а часто и избытка в рационе вредных продуктов, дети имеют и другие не самые полезные привычки в плане питания. Среди них Сергей Кузьмин отдельно упомянул привычку школьников не доедать свои обеды:
— Сегодня до 30% от количества блюда остаётся не съеденным, и это недопоступление (полезных веществ в организм). И сегодня вопросы формирования принципов здорового питания — это обучение, и работников пищеблоков, и родителей, которые формируют эти стереотипы в семье.
Для восполнения дефицита витамина D Анна Попова порекомендовала вернуть в детские сады старую советскую традицию — давать детям рыбий жир. Сейчас эта профилактическая мера будет значительно менее неприятна, чем в СССР, ведь рыбий жир в капсулах совсем не так противен, как жидкий.
Другая советская профилактическая мера, которую главный санитарный врач РФ порекомендовала вернуть, — витаминизация компотов. В целом президентский проект по организации горячего школьного питания позволил улучшить его в тысячах школ РФ — как отметила Анна Попова, с 2020 года удалось технически оснастить пищеблоки 3000 школ страны, дети на Чукотке стали получать фрукты, и т. п.
Сейчас проект позволяет заниматься организацией школьного питания на региональном уровне, выявляя потребности детей каждого региона в тех или иных нутриентах и составляя школьный рацион в соответствии с этим. Как отметил Сергей Кузьмин, каждый рубль, вложенный в улучшение школьного питания, даёт 8 рублей, сэкономленных позже на здравоохранении.
Одна из главных проблем детского (да и взрослого) питания в регионах — невероятный избыток углеводов, акценты на сахар, хлебные продукты и чрезмерное количество растительных масел. Конечно, растительное масло в определённом количестве полезно, но избыток любого продукта приносит вред, как и недостаток. В регионах же часто наблюдается превышение нормы в два и более раза — такими данными поделился Андрей Дальнов, руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка.
Сахара в России потребляется значительно больше, чем разрешено медицинскими нормами. Минздрав рекомендует употреблять в год не более 24 кг сахара на человека, в то время как россияне съедают почти 40 кг. Кроме того, в России употребляют значительно больше соли, что тоже вредит здоровью.
А вот чего россияне едят крайне недостаточно — так это белка. Сейчас дефицит белка в рационе российских детей составляет от 25 до 60% — такими данными поделился Сергей Майзель, президент ЗАО «Западно-Сибирский инвестиционный холдинг». Как пищевая промышленность может решить эту проблему?
— Казалось бы, всё просто: насуши молока, корми детей. Но есть две проблемы: лактазная недостаточность, по линии от севера к востоку от 11 до 60% детей не приемлют лактозу, и проблема с аллергией на казеин, — рассказал Майзель.
Но российские технологии не стоят на месте, отметил он:
— Мы, работая с институтами, научились на мембранах (клеток) отсекать всё ненужное и делать гипоаллергенный продукт, в котором есть все нужные белки. И теперь мы можем такой продукт, который на 90% состоит из нужных белков, использовать для детского питания.
На данный момент российские учёные и технологи сделали уже много для оптимизации детского питания — однако над многим ещё предстоит работать, отметила Анна Попова.
— Но всё-таки здоровье каждого в его собственных руках, надо заниматься своим здоровьем самому, — подчеркнула главный санитарный врач России.
А если говорить о детях, то привычки правильно питаться невозможно привить ребёнку, в семье которого в почёте сахар, в то время как белок и овощи игнорируются.