Культура
09:3031 августа 2021

«У меня всегда есть сомнение»: успехи и скандалы в жизни Алексея Учителя

Воспеватель русского рока и автор нашумевшей «Матильды» Алексей Учитель отмечает 70-летний юбилей. Чем запомнился один из самых скандальных режиссёров в истории российского кино, читайте в материале 78.ru.
Фото: киностудия "Рок", kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, kino.mail.ru

Как всё начиналось?

Худрук петербургской студии «Рок», автор провокационных фильмов о Цое, Иване Бунине и Николае Втором, а также продюсер спортивной драмы «Стрельцов» Алексей Учитель родился в Ленинграде 31 августа 1951 года. Его отец — Ефим Учитель был знаменитым документалистом, прославившимся благодаря циклу блокадных фильмов. Учитель-старший с детства обучал маленького Лёшу азам работы в кино, брал его на съёмки и водил на курсы в Дворец пионеров. Правда, поначалу юношеские мечты о славе завели будущего режиссёра в спортивные дебри: Алексей даже планировал карьеру футбольного тренера. Но впоследствии он всё же пошёл по стопам отца и занялся режиссурой, а от юных футбольных грёз у Учителя осталась любовь и преданность к клубу «Зенит».

Закончив школу, Учитель-младший поступил в московский ВГИК на операторский факультет: на выборе этого направления настоял именно отец. Ефим Юльевич был убеждён, что мастерство кинорежиссёра начинается с операторской работы, которая позволяет лучше прочувствовать визуальную сторону профессии. Поначалу не понимавший оригинального требования Алексей с годами оценил помощь отца в выборе факультета и был ему очень благодарен. После учёбы 24-летний выпускник вернулся в Ленинград и начал работать в студии документального кино, на которой трудится до сих пор. А уже в 1977 году Учитель выпустил дебютную ленту «Сто тысяч „я“», после которой снял ещё несколько десятков документальных проектов. Он всегда отличался трудолюбием, привитым отцом с детских лет, и никогда не делал большие ставки на врождённое дарование. Учитель всегда ставил под сомнение своё мастерство и никогда не переставал работать над собой, «прокачивать» навыки и учиться у других.

Фото: пресс-служба киностудии
Фото: пресс-служба киностудии "Рок"
— Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причём на любом этапе работы над картиной, — рассказывал режиссёр в одном из интервью.

Трудолюбие Учителя многие «киношники» сравнивают с болезнью: ведь режиссёр всегда требует идеала в подборе актёров. Если попадание в биографический или созданный самим режиссёром образ не стопроцентное, то Учитель будет вести кастинг до победного конца (даже если съёмки картины уже начались).

«Летописец» русского рока

Любовь к року в жизни Алексея Учителя появилась в молодости. Он был большим поклонником творчества Виктора Цоя, близко с ним общался и снимал многие из его концертов. Знакомство с рок-легендой и трагическая гибель Цоя, безусловно, повлияли на всё творчество режиссёра.

На данный момент Учитель снял целых три картины о рок-музыкантах — это фильмы «Рок», «Последний герой» и «Цой». «Рок» стал первым значимым прорывом в его карьере в 1986 году: эта лента показала настоящую жизнь музыкантов в нескольких новеллах. Это была документальная картина, героями которой стали самые известные артисты страны — Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, группа «Аукцыон» и студия Антона Адасинского. Уже тогда картина Учителя обросла конфликтами из-за сцен с музыкантами «Аукцыона» в колонии. Госкино потребовало вырезать этот эпизод из ленты, а на ТВ вели «горячие» дискуссии о приемлемости некоторых фрагментов в работе Учителя. Правда, команда режиссёра на требования не отреагировала и оставила фильм в первоначальном виде.

Картину «Последний герой», выпущенную в 1992 году, Учитель целиком посвятил памяти любимого артиста — Виктора Цоя. В документальной ленте снялись друзья и близкие музыканта, делившиеся тёплыми воспоминаниями о нём. А самой громкой в цикле рок-лент режиссёра оказалась последняя — «Цой». Окруженный судами, конфликтами и разборками с семьёй Виктора Цоя игровой фильм Учителя стал настоящим вызовом, провокацией как в мире музыки, так и кинематографа.

Съёмки фильма
Съёмки фильма "Цой"/ Фото: пресс-служба киностудии "Рок"
— Угодить родственникам (знаменитости — прим.) практически невозможно. Родственники хотят видеть документальный слепок того, что у них в голове, а не дают право любому творческому человеку высказать своё мнение. Если оно клевещет, порочит, то ради Бога, тогда да — если есть повод протестовать, если нарушены авторские правы, то есть суды, — говорил режиссёр каналу RTVI.

Именно к судам и обратился единственный сын Виктора Цоя — Александр. В 2020 году после премьеры фильма он подал иск к киностудии Учителя и прокатчикам. Режиссёр признавался, что недовольство от игровой манеры фильма, а также использования архивных кадров из жизни Виктора Цоя Александр высказывал ещё на этапе продакшна. Он также требовал убрать имя отца из самой картины и полностью переписать сценарий. Но претензии наследника рок-музыканта сначала не восприняли всерьёз. Теперь же Александр Цой требует крупной компенсации за несогласованное использование изображения отца. Судебные тяжбы продолжаются по сей день.

Шумиха вокруг «Матильды»

Помимо «рокерских» разборок громкой историей сопровождался выход фильма «Матильда». Картина рассказывает о любви последнего российского императора Николая Второго и его фаворитки — балерины Матильды Кшесинской. Казалось бы, типичная историческая драма «навела шороху» в мире искусства и политики задолго до своей официальной премьеры.

В 2016 году депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила проверить содержание «Матильды» в генпрокуратуре. Впоследствии на фильм пожаловались десятки религиозных сообществ и активистов, увидевших в творении Учителя оскорбление религиозных чувств. Ведь в этой картине Николай Второй представлен как обычный грешный человек: эротические сцены из жизни канонизированного правителя показались религиозным сообществам неуместными на экране. Минкульт же нарушений в киноленте не увидел и разрешил прокат «Матильды» по всей стране. Но история на этом не закончилась: петербургскую киностудию Учителя забросали бутылками, а автомобили у офиса адвоката, защищавшего интересы прокатчиков, подожгли православные активисты. «Шумиха» вокруг фильма со временем утихла, но Учителя продолжали донимать вопросами о том, почему же он выбрал именно фигуру одного из самых неоднозначных российских императоров, да ещё и показал его в столь необычном свете.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Матильда"/ Фото: kinopoisk.ru
— Я не могу делать кино, если я этого человека не люблю, не воспринимаю, не сочувствую ему. Поэтому для меня близок персонаж Николая Второго, про которого я много знаю, много прочитал про него и понимаю его многие недостатки — скорее человеческие, и принципы его. Наш фильм о любви и долге, и долге перед Россией. Как только он стал императором, с этого момента и до 1913 года Россия шла по восходящей стремительно по всем показателям, поэтому я и захотел сделать фильм о нём, — пояснял выбор главного героя в фильме «Матильда» сам Учитель в интервью RTVI.

Несмотря на скандальную «тень», преследовавшую «Матильду», фильм по достоинству оценили как в правительстве, так и в кинематографическом кругу: режиссёры Фёдор Бондарчук и Владимир Меньшов назвали ленту достойной и были огорчены «раздутыми» скандалами. Сам же Учитель отреагировал на подорванную репутацию картины философски, припомнив, что даже довольно гуманный фильм «Дневник его жены» любовном «треугольнике» в жизни писателя Ивана Бунина также сопровождался конфликтами.

— Тогда ещё существовало Госкино — и при рассмотрении сценария многие члены экспертной комиссии говорили: «Зачем вытаскивать грязное белье?». Я и в тот момент был уверен, что в картине нет ничего порочащего писателя, объяснял, что, наоборот, это возможность для зрителя глубже понять личность Ивана Бунина, и напоминал, что «Тёмные аллеи» появились благодаря его любви к молодой поэтессе Кузнецовой. Но всё равно при голосовании мы проиграли с перевесом в один голос. Наше счастье, что Госкино возглавлял Армен Николаевич Медведев, которого тогда на заседании не было, и я попросил его лично прочитать сценарий. Как председатель, он обладал двумя голосами, так что это решило всё, — рассказывал Учитель в интервью WomanHit.
Кадр из фильма
Кадр из фильма "Дневник его жены"/ Фото: пресс-служба киностудии "Рок"

Любовные скандалы

Личная жизнь кинематографиста не менее бурная и интересная, чем его творчество. Первой женой Алексея Учителя стала кинопродюсер Кира Саксаганская, в браке с которой режиссёр пробыл целых 30 лет. Она родила мужу сына Илью, который также стал режиссёром. Кроме того, она продюсировала большинство фильмов супруга и руководила всеми процессами на его киностудии в Петербурге. Но брак продлился до тех пор пока Алексей не встретил талантливую актрису Юлию Пересильд, которая, к слову, на 33 года моложе режиссёра. Артистка подарила своему возлюбленному двух дочерей — правда, о том, что именно он отец её детей, Юлия призналась лишь в 2017 году. В этом году романтическую жизнь режиссёра захлестнула новая «волна» скандалов — в интернете разошлись слухи о том, что Пересильд бросила Учителя ради более обеспеченного мужчины. Официального подтверждения этой информации по сей день нет, однако пару перестали замечать вместе, и, вероятно, сердце кинематографиста на данный момент свободно.

«Оскар», награды и новые проекты

Конечно, творчество петербургского кинематографиста сопровождали не только конфликты и провокации, фильмы Учителя номинировали на международные премии и собирали крупные суммы в кинотеатрах. Так, «Дневник его жены» стал одним из немногих отечественных фильмов, получивших заветную номинацию на премию «Оскар».

Тёплый приём публики также получил посвящённый памяти Алексея Балабанова фильм «Дурак» — режиссировал его Юрий Быков, а продюсером выступил именно Учитель.

Неплохие отзывы получил и снятый в Петербурге фильм «Прогулка» с Ириной Пеговой и Евгением Цыгановым в главных ролях, на главную роль в котором не утвердили любимца публики Ивана Урганта.

Кадр из фильма
Кадр из фильма "Прогулка"/ Фото: пресс-служба киностудии "Рок"

А большой продюсерской удачей для Учителя стал один из последний проектов «Стрельцов» — спортивная драма о легендарном советском футболисте Эдуарде Стрельцов с Александром Петровым в главной роли. Даже во время пандемии фильм собрал неплохую «кассу» размером почти в 5 млрд в мировом прокате.

В данный момент Учитель выступает в качестве генпродюсера в проекте «Земун» про русскую деревню, готовится к съёмкам фильмов «Однажды в пустыне» и «Летучий корабль» с Полиной Гагариной и Светланой Ходченковой в ролях. Наведут ли картины столько же шума в стране и за её пределами, сколько предыдущие работы режиссёра — покажет время.

КиноЗвездыКультура Праздники
Новости партнеров