Прямой эфир

«Это какой-то беспредел»: в Стамбуле россиян массово снимают с рейсов

Светлана Улитина
12 марта, 11:30
Российским туристам, направляющимся в Бразилию и Аргентину, начали по надуманным причинам отказывать в посадке в стамбульском аэропорту. Перевозчик любезно предлагает купить новые билеты за 500 тыс. рублей, но при этом ничего не гарантирует. В материале 78.ru попробуем разобраться, кому и почему может грозить отказ, и что делать, если вас сняли с рейса.
Коллаж 78.ru: freepik.com/KamranAydinov, Leonid Faerberg; Mouneb Taim/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Такие разные причины

С конца февраля российские туристы неожиданно столкнулись с новой проблемой за границей. Гражданам РФ стали массово отказывать в посадке на рейсы компании Turkish Airlines, следующие в Южную Америку. Речь идёт уже о десятках случаев: в тематических чатах и на форумах шокированные путешественники делятся историями о том, как их не пустили на борт самолёта. Люди с маленькими детьми проводят бессонные ночи в аэропорту Стамбула, теряют сотни тысяч рублей, а вместе с ними и надежду побывать в Буэнос-Айресе или Рио-де-Жанейро.

По данным «Коммерсанта», пострадавших от самодурства «туркишей» уже не менее 50 человек, а сама история со снятием некоторых пассажиров с рейса началась примерно две недели назад. При этом причины отказа в посадке представители компании всякий раз озвучивают разные: кому-то указывают на отсутствие багажа, другим рассказывают о неких запретах, введённых южноамериканскими странами в отношении прилетающих. Препятствием для полёта может также стать отсутствие обратного билета и даже просто «чистый паспорт», то есть не посадить могут тех, кто впервые летит за границу.

Самое странное, что большинство пострадавших приобретали у Turkish Airlines единый билет из России в Южную Америку со стыковкой в Стамбуле, но в российских аэропортах к ним никаких вопросов не возникло. А вот в Турции они почему-то появились.

Летел без багажа и обратного билета

О первых подозрительных «ласточках» стало известно 27 февраля. Тогда в аэропорту Стамбула «развернули» гражданина России по имени Олег, который собирался вылетать в Бразилию. Прямо на стойке регистрации мужчине вдруг заявили, что его документы «не подходят», и отказались выдать посадочный талон.

Когда же недоумевающий пассажир обратился за разъяснениями к супервайзеру аэропорта, тот заявил, что у Turkish Airlines есть правило — не допускать на подобные рейсы пассажиров без багажа.

Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

В подобную ситуацию, но уже по другой причине, попал ещё один россиянин по имени Евгений. Он планировал лететь в Аргентину, правда, с пересадкой в Бразилии. Но на рейс его тоже не пустили.

— Нам сказали, что у нас должны быть обратные билеты именно в Россию. При этом рядом с нами были люди, имевшие обратные билеты в РФ, но их тоже не пустили в самолёт, — рассказал пассажир в беседе с РИА Новости.

По его словам, среди тех, кому отказали в посадке, был и человек с обратным билетом, но не в Россию, а в Турцию. Кроме того, не пустили даже тех, кто летел в Бразилию по рабочей визе. Всего таких «везунчиков» набралось около десяти человек с рейса.

По словам Евгения, причины каждому пассажиру озвучивались разные:

— На стойке авиакомпании русскоязычная сотрудница сказала, что нас не пустила «таможенная служба Латинской Америки», как-то так. Сказала: «Вы из Турции не улетите в Латинскую Америку».

Самое неприятное, что деньги за неиспользованные билеты вернуть не удастся, поскольку они были куплены по невозвратному тарифу. К тому же никаких официальных подтверждений отказа в посадке никому не дали.

Ещё один из пострадавших по имени Андрей летел по маршруту Тбилиси — Стамбул — Буэнос-Айрес 1 марта. Однако во время пересадки в стамбульском аэропорту их не допустили на борт, несмотря на то, что россияне летели с детьми. Андрею предложили за свой счёт приобрести новые билеты, но при этом никто не гарантировал, что по ним они точно улетят к месту назначения. К слову, новые билеты обошлись бы семье суммарно в полмиллиона рублей.

— Сотрудники, которые это всё проверяли, разделили очередь на две шеренги. В одной европейцы и аргентинцы, в другой все остальные — это Россия, СНГ, — рассказал Андрей в беседе с «Коммерсантом». — Наши паспорта сложили в стопку, даже не открыв. Просто проверяющий взял и положил их в сторону. За 20 минут до рейса они говорят, что мы не можем лететь.
Фото: Rod Lamkey/globallookpress.com
Фото: Rod Lamkey/globallookpress.com

В чём была причина отказа, наш соотечественник так до сих пор толком и не знает. Сначала пассажирам заявили, что посадка запрещена «по запросу аргентинской стороны». Затем им указали на то, что все билеты туда и обратно должны быть выкуплены одной бронью, однако нигде в правилах и законах пострадавшие не смогли найти подобного пункта. Приём с «отсутствием багажа» тоже не сработал:

— Говорили, что багажа нет, а у нас есть, мы с детьми летим — и коляски, и чемоданы. Звоню домой в Россию, мне отвечают: «Всё у вас в порядке, никаких проблем нет». Но уже 20 минут пролетает, и мы остаемся за бортом, — констатирует незадачливый турист.

При этом, отмечает он, по номеру билета и он, и другие пострадавшие числятся в списке не пришедших на рейс, соответственно, деньги — а это сотни тысяч рублей — никто им возвращать не собирается. Кроме того, их ещё и занесли в некий «чёрный список», то есть теперь их автоматически откажутся сажать на любой рейс Turkish Airlines.

— Одни ребята не смогли вылететь, потому что попали в блэк-лист, и они два раза потеряли деньги, — делится Андрей.

Подобные истории в тематических Телеграм-чатах множатся с каждым днём.

— Родственника только что не посадили на рейс Turkish Стамбул — БА. Названная причина отказа: нет договора аренды жилья на англ. языке. У него бронь одним слотом: Москва — Стамбул — БА и обратно через месяц. Также есть при себе распечатанный действующий договор аренды квартиры с указанием его имени среди списка жильцов (на испанском языке), — рассказала одна из участниц группы «Аргентина Чат TravelAsk». Она добавила, что никакого письменного отказа её родственнику также не дали.
Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com
Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com

На днях Телеграм-канал «Аргентина на русском языке» опубликовал видео, в котором сотрудник Turkish Airlines объясняет: у граждан РФ обязательно должен быть обратный билет. Мало того — все билеты туда и обратно должны быть куплены одной бронью. Однако в соцсетях и на форумах можно найти десятки историй, когда на борт не пускали даже тех, у кого абсолютно все требования были выполнены.

У остальных всё в порядке

Самое удивительное, что все остальные авиакомпании, осуществляющие подобные рейсы, никого с борта не снимают — проблемы возникают только у «туркишей».

— Похоже на какой-то беспредел от Turkish Airlines, — пишет Телеграм-канал «Улететь».

Некоторые специалисты считают, что авиаперевозчик, очевидно, хочет таким образом минимизировать риски и подстраховать себя от вынужденной депортации пассажиров, которых могут не пустить в Бразилию или Аргентину. Не исключено, что до менеджмента Turkish Airlines дошли какие-то новости об ужесточении миграционной политики южноамериканских стран.

Однако заявления о неких указаниях аргентинской или какой-то другой стороны не пускать на рейсы россиян кажутся абсурдными: общее количество нелегальных мигрантов, пересекающих границу Мексики и США, достигает 3 млн человек в год, и доля российских граждан среди них просто ничтожна.

Надуманность таких причин подтвердили и в российском посольстве в Буэнос-Айресе. Представители ведомства в беседе с «Коммерсантом» подчеркнули, что никакого официального запрета нет, а значит, вина лежит исключительно на перевозчике.

«Кошмарят» не только русских

Ещё одним подтверждением «беспредела» со стороны Turkish Airlines стало то, что в посадке на южноамериканские направления теперь отказывают не только россиянам. Как сообщает АТОР (Ассоциация туроператоров России), на подобные ситуации жалуются даже сами турки. В турецких соцсетях завирусилось видео из стамбульского аэропорта, на котором нескольких граждан не допускают на рейс Turkish Airlines в Канкун (Мексика). При этом все документы у них были в порядке.

Фото: Markus Mainka/globallookpress.com
Фото: Markus Mainka/globallookpress.com

Как следует из объяснений работников наземных служб, в перелёте отказывают тем, кто летит за границу впервые — якобы такое указание они получили от властей Мексики. То есть человек с «чистым» паспортом, никогда нигде не бывавший и сразу решивший лететь так далеко, вызывает особые подозрения — с точки зрения миграционных служб, он потенциальный нарушитель границы.

Жертвой такой чрезмерной бдительности стал в начале марта и гражданин Казахстана по имени Ибрагим. В Стамбуле его сняли прямо с посадки на рейс в Аргентину и отправили к пограничникам — объяснять цель поездки. Их не убедило даже то, что документы пассажира соответствовали требованиям — у него были обратные билеты и бронь гостиницы на всю поездку. Инспекторы даже попытались потребовать у Ибрагима визу в Бразилию, где у него планировалась пересадка, хотя казахстанцам она не требуется.

В конце концов пассажиру, чей самолёт, конечно, давно «помахал крылом», намекнули на ушко: причина может быть в том, что он путешествует в одиночку. И предложили купить новые билеты — опять же без всякой гарантии, что во второй раз его пустят.

— По итогу я за свой счёт купил билет домой и не получил никакой компенсации. Я потратил более шести часов на поиск своего багажа вместе с ребятами из России, которых также не пустили на посадку, — поведал измученный пассажир в разговоре с РИА Новости.

Ибрагим добавил, что вместе с ним на рейс не пустили ещё одного пассажира, у которого не было брони гостиницы.

«Туркиши» разводят руками

Между тем в кол-центре Turkish Airlines о проблемах как будто и не слышали. На вопрос, что делать пассажирам, у которых возникнут трудности при посадке, там лишь предлагают «подойти к стойке регистрации, и вам помогут решить проблему». При этом сказать заранее, возникнут ли у того или иного пассажира эти трудности, в поддержке «туркишей» не могут. Зато уверяют, что в случае отказа пассажиру обязательно должны дать документ, «позволяющий полностью вернуть стоимость билета или бесплатно поменять даты вылета, если возникает проблема со стороны Turkish Airlines». Однако во всех перечисленных выше историях никакого письменного отказа в посадке ни одному из пострадавших от произвола компании не дали.

Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com
Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com

На сайте перевозчика, к слову, действительно предупреждают о правилах «дополнительного контроля» в отношении пассажиров, направляющихся в Венесуэлу, Мексику, Колумбию, Бразилию и на Кубу. В объявлении довольно размыто говорится, что власти этих стран «могут отказать вам во въезде», поэтому «пассажиры, которые не соответствуют одному из условий, могут испытать проблемы при посадке в самолёт». Однако, например, Аргентины в этом списке нет.

Справедливости ради отметим, рейс Стамбул -Буэнос-Айрес не совсем прямой — самолёт делает техническую остановку в бразильском Сан-Паулу. То есть, в теории, даже если вы летите в Аргентину, все ваши документы должны соответствовать бразильским требованиям: у вас должна быть оплаченная бронь отеля и обратный билет.

Новый президент не пускает русских?

Эксперты туристического чата «Улететь» как одну из гипотез, почему Turkish Airlines не сажает некоторых пассажиров на рейсы в Южную Америку, рассматривает именно политическую версию. Они не исключают, что на авиакомпанию действительно могли надавить новые власти Аргентины, не так давно развернувшие кампанию по ужесточению «родильного туризма».

Напомним, в январе 2023 года в аэропорту Буэнос-Айреса на несколько суток задержали целую толпу беременных россиянок. Женщин подозревали в том, что они специально едут рожать в Аргентину, чтобы получить гражданство.

Действительно, не так давно к власти в Аргентине пришёл довольно эксцентричный и эпатажный президент Хавьер Милей, прославившийся, среди прочего, высказыванием «Если бы мне пришлось выбирать между государством и мафией, я бы выбрал мафию». Специалисты полагают, что таким сомнительным образом новый президент решил бороться с нелегальной миграцией.

При этом, отмечают эксперты, едва ли существуют какие-то официальные указания насчёт россиян без багажа или с билетом в одну сторону. Скорее всего, Turkish Airlines просто «дуют на воду», опасаясь, что в случае чего придётся вывозить депортированных за свой счёт.

Фото: Markus Mainka/globallookpress.com
Фото: Markus Mainka/globallookpress.com

Эта гипотеза частично подтверждается ещё и тем, что массовых отказов в посадке россиян в Стамбуле всё-таки пока не наблюдается — не везёт только «избранным». В Сети можно найти немало отчётов о вполне удачных полётах даже без необходимых документов.

— Прилетели сегодня в Буэнос-Айрес. Очень волновались из-за всех нюансов, — рассказывает одна из участниц Телеграм-чата «Аргентина Чат TravelAsk». — Летели из Стамбула транзитом через Рим. Первый сегмент «Туркишами», второй — итальянцы. Визы шенгенской не было и по правилам вроде и не надо. Билеты были куплены одной бронью в январе туда- обратно от и до Стамбула. На регистрации нас ничего не спросили. На паспортной у одной из нас уточнили про визу, но услышав транзит спокойно поставили штамп. Прям на посадке на рейс спросили обратные билеты. Показали распечатки и всё.ь
— Прилетела из Москвы в Буэнос-Айрес «Туркишами „в феврале. И да, у меня есть DNI, но никто не спрашивал его ни на одном из этапов. По факту у меня был билет в один конец из Мск до БА через Стамбул. Никаких вопросов. Заходила в самолёт в числе последних, никаких скандалов, недопусков и т. д. не заметила. Все, кто стоял на посадку, зашли и полетели, — поделилась другая наша соотечественница.

Как вернуть деньги: совет юриста

Если вы всё же вытащили несчастливый билетик и вам отказали в посадке на рейс в Мексику, Буэнос-Айрес или Сан-Паулу, шанс наказать «самодуров» из Turkish Airlines, а заодно и вернуть деньги, есть. По словам юриста Бориса Фельдмана, в таких случаях нужно найти несколько товарищей по несчастью и подать коллективный иск в суд. Тем более что у данной авиакомпании есть представительство в РФ, а значит, взыскать компенсацию с них будет несложно.

С точки зрения международного законодательства, возможно, была бы необходимость предъявлять иск в Аргентине или как-то применять их право. Но в данном случае у Turkish Airlines есть представительство в России, что сильно упрощает процесс,

— пояснил юрист в беседе с «Коммерсантом».

Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com
Фото: Tolga Adanali/globallookpress.com

Борис Фельдман подчеркнул, что к иску могут присоединиться все пострадавшие, вне зависимости от того, какие причины недопуска на борт им озвучивались. «В целом коллективные иски по таким делам работают очень хорошо», — заверил эксперт.

Отметим, что проблемы с посадкой россиян на рейсы из Турции возникают не впервые. Так, в 2022 году очень многих обладателей красного паспорта снимали с рейсов Стамбул-Хельсинки. И это несмотря на то, что даже после ужесточения условий въезда финское законодательство на тот момент позволяло россиянам въезжать в страну с целью немедленного транзита и возвращения домой. Заверения наших сограждан в том, что в Хельсинки возле аэропорта у них стоит машина, на которой они и уедут, не действовали — турки намертво стояли на своём и требовали подтверждения транзита в виде билетов на автобус, причем только Lux Express.

В результате людям приходилось покупать совершенно ненужные им билеты, лишь бы сесть на свой самолёт.

— Мы еле успели купить билеты в последний момент. При этом не только нас, всех пассажиров с российскими паспортами проверяли до самой посадки, истрепав всем нервы,
— Они просто глумились, смеялись между собой, и вся эта клоунада 30 минут. Потом все же отфоткали визу и приняли багаж,

— рассказывали потом пассажиры.

Возвращаясь к актуальной ситуации, специалисты и опытные туристы советуют всем гражданам РФ, которые планируют лететь в страны Южной Америки через Стамбул, брать багаж и обязательно сразу покупать обратные билеты. Кроме того, лучше лететь не в одиночку, а с семьёй или друзьями. Ну и конечно, выбирать Южную Америку в качестве первой в жизни зарубежной поездки — не лучшая идея в текущих условиях.