Путёвки на майские праздники сейчас уже раскуплены, но россияне продолжают искать туры на время летних отпусков. Этим активно пользуются мошенники: создают подставные турфирмы и сайты, обирают туристов и растворяются в туманных далях.
В Приморье сотрудникам одного из турагентств недавно было предъявлено обвинение в мошенничестве. По данным следствия, у 300 человек они обманом похитили 24 млн рублей. В Ярославской области рассматривается дело о хищении 18 млн рублей. Денег лишились около 40 туристов.
Как отдохнуть и сберечь свои деньги? Разберёмся вместе с менеджером по туризму Елизаветой Кочетовой.
При покупке тура в туристическом агентстве вам обязательно должны выдать полноценный договор и чек. Но, даже получив на руки эти документы, терять бдительность не стоит, отметила Елизавета Кочетова. Нужно запросить номер брони и проверить его на сайте туроператора.
Оплачивать тур полностью сразу не обязательно – можно внести только аванс. Этим для начала и следует ограничиться. После того, как турист подписал договор, внёс аванс и покинул агентство, менеджер бронирует номер в отеле и ждёт от него подтверждения.
Как только отель подтверждает бронь, внести оставшуюся сумму нужно в течение максимум трёх дней. После этого клиенту сообщают номер брони. Его можно сверить на сайте туроператора.
Необходимо посмотреть документы компании. В первую очередь – ИНН. Запросите его у самого турагентства, поищите на его сайте. Проверить ИНН можно на сайте Единого федерального реестра турагентов. Если компания значится в реестре, ИНН в документах и вся остальная информация совпадают, можно довериться агентству.
Не стоит доверять совсем молодым, недавно открывшимся турагентствам, особенно если открыться они решили в разгар сезона, предупреждает «Роскачество». У компании даже в таком случае должны быть в порядке документы, нормальный собственный сайт, городской номер телефона.
Отзывы на независимых сайтах-«отзовиках» тоже имеют большое значение. Чаще всего люди заходят на такие сайты, чтобы пожаловаться, и очень редко – чтобы написать хвалебный отзыв. Хотя фальшивые комментарии тоже бывают, поэтому ищите гневные посты. Если турагентство завалено жалобами, покупать там тур точно не стоит.
Известны случаи, когда в мошенничестве обвиняют турагентства, по путёвкам которых определённое количество людей без проблем улетели на отдых. Да ещё и с хорошей скидкой. Как же так получается?
Туроператор объясняет:
– Самое сложное в туризме – это привлечь клиента. И многие недобросовестные турагенты пользуются демпингом, то есть начинают делать активно большие скидки, перебивая клиентов у других агентств. Например, ваша путёвка стоила 100 тыс., а я вам продала её за 80 тыс. Но недостающие 20 тыс. надо ещё где-то взять. И я беру их у следующего туриста. И у следующего.
Всё это очень похоже на финансовую пирамиду. Так и есть, подтвердила Елизавета Кочетова.
– Первые туристы улетают, пользуются всеми услугами, а остальным не хватает. Кто успел – тот успел.
Подозрительно относиться к скидкам следует и по другой причине. Турагент может отправить вас в поездку, но это будет совсем не тот отдых, который вам обещали. Например, вам предлагают шикарный отель по невысокой цене. Вы покупаете тур, но перед выездом вам сообщают, что отель отменил бронь. И довольствоваться придётся гостиницей намного ниже классом, да и далеко от пляжа или достопримечательностей. В этой ситуации ложь была с самого начала: никто и не бронировал дорогой отель.
Огромных скидок у настоящих турагентств не бывает. Могут быть небольшие, например, если вы покупаете тур или бронируете отель за много месяцев до поездки и не в сезон.
Не проще ли покупать билеты и бронировать отель самостоятельно? Елизавета Кочетова рассказала, что и здесь можно нарваться на мошенников: существует немало подставных сайтов отелей, к примеру.
– Даже по России! Казалось бы, что я, по России не найду отель «Дубки»? Вот он, отель, вот сайт. Но нет, тоже можно найти перекупщиков, мошенников и так далее.
Поэтому эксперт порекомендовала обращаться только к проверенным профессионалам, тем, кто занимается туристическим бизнесом давно и постоянно. Также следует прислушаться к «сарафанному радио» близких, друзей и коллег, поспрашивать об их позитивном опыте путешествий и покупки туров.