Уходи и (не) возвращайся: вернутся ли европейские автобренды в Россию

30 янв, 14:01
Лилия Батршина
Западные автобренды пытаются вернуться на российский рынок, используя для этого разные пути — от параллельного импорта до продаж оригинальных машин под другими марками. Такими новостями порадовали россиян СМИ в январе 2024 года. Однако соответствует ли это реальности? Редакция 78.ru разбиралась вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com, Justin Tang/globallookpress.com, unsplash.com, flaticon.com/Freepik

Хитрые схемы

Издание Autonews рассказало в начале января о том, что популярные западные бренды придумали, как им вернуться в Россию. Среди таких марок назывались Volkswagen, Nissan, Peugeot, Honda и даже Hyundai. Схемы для возвращения описываются разные, но неизменно хитрые.

Так, по словам автора статьи, Volkswagen возвращается через марку Jetta, которую производит на совместном с FAW предприятии в Китае — машины не просто похожи, а имеют эмблемы VW на деталях двигателей. Honda тоже попыталась зайти через Китай, ввозя оттуда оригинальные автомобили, но не встретила большого интереса в России. По такой же схеме собирается вернуться Peugeot. Nissan же возвращается под брендом Oting, который производят на совместном с Dongfeng заводе и поставляют через целую цепочку посредников.

Фото: Lars Hagberg/globallookpress.com

Более того, Китай, который во всех этих схемах играет важнейшую роль, якобы готов вести переговоры со своими заводами, чтобы расширить количество западных марок, поставляемых в Россию.

Звучит обнадёживающе, однако при попытках разобраться в деталях возникают сомнения, действительно ли всё так однозначно, как это представлено в СМИ.

Рубрика «Разоблачение»

Первые сомнения возникают с автомобилями Jetta: их связь с Volkswagen на деле уже закончилась, хотя они действительно производятся на совместном с китайской фирмой предприятии.

— Автомобили Jetta поставляются в Россию на основании дилерского соглашения с компанией FAW. Седаны Jetta VA 3 построены на той же платформе, что и Volkswagen Polo, и выпускаются на совместном предприятии VW и FAW. Сама модель Volkswagen Jetta выкуплена FAW, но переименовывать Jetta не стали, поскольку название уже имеет хорошую репутацию на рынке, — пояснили 78.ru в пресс-службе дилера ГК «Автодом».

Автоблогер Павел Лаздин в беседе с 78.ru категорично заявил, что зарубежные автопроизводители не имеют большого желания возвращаться в Россию в текущей ситуации. Причина проста: санкции и небольшая доля российского рынка в общей статистике их продаж.

— Не хотят они, совсем не желают, большая часть попросту не имеет автомобилей популярного у нас ценового сегмента. <…> В 2021 году Nissan продал в США более 919 тыс. автомобилей, причём в основном среднего сегмента, а в России 51 тыс. Слишком неоправданный риск. <…> Renault продали в РФ в 2021 году 131 тыс. (в основном Logan, естественно, и Duster, так как другое и не продавали), и это самая популярная иномарка в РФ. А в одной Германии только 138 тыс. без учёта дочерней марки Dacia (Duster и Logan), — привёл статистику эксперт.
Фото: Maksim Konstantinov globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Все поставки, указанные в СМИ, идут через параллельный импорт — то есть сделки производятся на территории Китая, пояснил автоблогер.

— Китайцам всё равно, кому продавать, лишь бы брали. <…> Сделки совершаются на территории Китая вообще. Просто попытка многих изданий выехать на патриотизме, не имея понимания в реальной ситуации. Да, мировым брендам всё равно было бы приятно получить свои +3% продаж от РФ, но риск потерять более 50% для них критичен, — считает Павел Лаздин.

Таким образом, описанные выше хитрые схемы мало отличаются от параллельного импорта, когда на территорию России ввозятся автомобили ушедших марок из Казахстана, Киргизии и других дружественных государств. Китай — только одно из них, просто с большим количеством производств.

Премиум — особняком

Что же, российский рынок действительно больше не интересует зарубежные фирмы? Не совсем. Особняком во всех поставках стоит премиум-сегмент, на который по-прежнему сохраняется спрос. Более того, по информации ГК «Автодом», премиальные марки поставляются в Россию по отлаженным каналам.

— Необходимо учитывать, что в России продавалось большое количество премиальных автомобилей. Так, на российском рынке лидером продаж BMW были модели Х5 и Х6, в Европе — X3. Это разные сегменты в рамках одного бренда. При одинаковой маржинальности в абсолютных цифрах прибыль от продажи Х5 выше, чем от X3. Конечно, уход с такого рынка — болезненное решение, — пояснили в пресс-службе дилера.
Фото: Alexander Pohl globallookpress.com
Фото: Alexander Pohl/globallookpress.com

Такие автомобили тоже поставляются через параллельный импорт, при этом дилер утверждает, что «по альтернативным каналам» получил доступ к оригинальному программному обеспечению — это значит, что проблема диагностики и ремонта такого автомобиля решена.

— Европейские производители активно ищут возможность для возвращения в Россию. Многие бренды, в том числе Porsche, Renault и Mercedes, сохранили капитал в РФ, поэтому имеют возможность сразу вернуться на рынок. Другие производители могут поставлять автомобили через границы дружественных стран, где будут открыты специальные площадки для сборки авто, — в свою очередь, уверили 78.ru в пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр».

Дилер утверждает, что на российском рынке сохраняется высокий уровень отложенного спроса и европейские автомобили ещё могут привлечь потенциальных покупателей.

— Однако покупка китайского авто выглядит более предпочтительно, так как официальные дилеры могут предоставить полный комплекс услуг: от сервисного обслуживания до выгодных кредитных программ, — считают в пресс-службе.

Видимо, с этим связано то, что оба дилера в ноябре 2023 года заявили о сокращении программы параллельного импорта премиальных автомобилей.

Прямиком с завода

Есть и ещё одна «хитрая» схема, о которой рассуждают в СМИ, — это производство автомобилей западных брендов на оставшихся в России заводах. В частности, речь идёт о заводе «ПСМА РУС» в Калужской области и о заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.

Фото: Photoagency Interpress globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

«ПСМА РУС» ранее собирал автомобили Peugeot, Citroën и Mitsubishi. В декабре он был перезапущен, и теперь там собирают кроссоверы неизвестной марки. По фото утверждается, что шасси этой машины похоже на Peugeot 3008/4008/5008, у которого специфические характеристики.

Подобные же намёки мелькают в СМИ и от «инсайдеров» о запуске в январе 2024 года завода Hyundai в Петербурге. Здесь пока официально идёт наладка оборудования и обучение сотрудников, неофициально — сборка автомобилей из оставшихся на производстве оригинальных комплектов. Что будет с заводом дальше, неизвестно, предположения о заинтересованности в нём со стороны китайских фирм пока не выдерживают критики.

Насколько сложно переоборудовать производственные линии под другие модели, демонстрируют трудности АвтоВАЗа с петербургским заводом Nissan: здесь с середины 2023 года выпускаются кроссоверы Lada X-Cross 5 в сотрудничестве с FAW, однако в широкую продажу они не поступили — первая партия разошлась по корпоративным клиентам, рассказывал глава АвтоВАЗа Максим Соколов. Что будет с кроссовером дальше, неизвестно.

Внимание на АвтоВАЗ

Автоэксперт Дмитрий Попов в беседе с 78.ru отметил, что сейчас главное внимание надо обращать не на зарубежные марки, а на отечественные предприятия — прежде всего на АвтоВАЗ.

Российский автопроизводитель занимает огромную долю на внутреннем рынке, несмотря на большое количество новых марок, в первую очередь из Китая — по-прежнему в лидерах продаж Lada Granta как самая бюджетная машина.

— АвтоВАЗ посмотрел на китайских товарищей и решил занимать рынок: в 2024 году он расширяет модельный ряд, собирается выпускать кроссовер, — напомнил Дмитрий Попов.
Фото: Elena Mayorova globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Действительно, у АвтоВАЗа большие планы на этот год: это и возобновление производства Lada Largus, и возвращение привычных опций на «Гранту» и «Весту», и расширение модельного ряда «Весты» за счёт кроссовера. Заявка на регистрацию нового бренда уже подана.

При этом, несмотря на привычное в российском обществе мнение, что отечественный автопром не выдерживает конкуренции с зарубежным, в сравнении с западными марками лучшие образцы АвтоВАЗа выигрывают, поскольку хорошо адаптированы к российским условиям и более ремонтопригодны, отметил автоэксперт.

Если экспансия российского производителя окажется удачной, а китайские фирмы сохранят хотя бы нынешний уровень поставок на рынок РФ, — есть вероятность, что когда западные бренды получат возможность вернуться, найти свою нишу у них уже не получится.

Другое по теме