Экономика
14:3516 января 2024

Скребут по сусекам и смотрят на китайцев: что означает возрождение завода Hyundai

Владелец завода Hyundai в Петербурге в январе закрывает сделку по его продаже. Предприятие уже вышло из простоя, что стало хорошей новостью для отечественного автомобилестроения и экономики Петербурга. Однако будущее завода пока туманно, утверждают опрошенные 78.ru эксперты.
Коллаж 78.ru: freepik.com, vk.com/Hyundai Russia, Mou Yu/globallookpress.com, flaticon.com/Freepik

Hyundai вышел из простоя

В конце декабря 2023 года стало известно, что завод Hyundai в Петербурге наконец выходит из простоя. Ранее владельцы продлевали этот режим несколько раз, начиная с марта 2022 года, и последний срок был обозначен 31 декабря 2023 года. Январь же, по информации пресс-службы предприятия, уже считается рабочим месяцем.

— Автозавод компании «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус», расположенный в Петербурге, в марте 2022 года приостановил выпуск автомобилей в силу нескольких причин. Прежде всего из-за срыва поставок комплектующих, а также проблем финансирования основной деятельности, поскольку осуществление платежей из Кореи в Россию было сильно затруднено. При этом приходилось нести издержки на поддержание текущего функционирования завода и выплату заработной платы. По этой причине в конце того же 2022 года предприятию пришлось сократить более 60% сотрудников, — напомнил в беседе с 78.ru заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук Александр Дмитриев.

Всего, по данным СМИ, в простое все эти два года находились 2206 сотрудников из 2537. С января, как сообщала пресс-служба предприятия, идёт обучение персонала и обслуживание оборудования, при этом штат компании составляет около 800 человек.

Однако, чтобы возобновить хоть какую-то работу, завод Hyundai пришлось всё же продать, хотя делать это совет директоров очевидно не хотел — недаром на решение потребовалось почти два года.

— Полностью уйти с российского рынка было невозможно в силу высокой вероятности потери значительных инвестиционных средств, ранее вложенных в завод, — указал Александр Дмитриев.
Фото: vk.com/Hyundai Russia
Фото: vk.com/Hyundai Russia

Hyundai действительно потерял на сделке очень много: по неподтверждённой информации от инсайдеров, завод продан примерно за 10 тыс. рублей (по другим источникам — за 7 тыс. рублей) российской компании «Арт-Финанс». Потери от сделки для южнокорейского концерна составили около 220 млн долларов, и это по самым скромным оценкам.

— Производство Hyundai было серьёзно локализовано в Ленинградской области — напомню, что недавно они открыли в Ленобласти моторный завод, а это не просто так, это высокотехнологичное, высокоточное производство, — отметил в разговоре с 78.ru автоэксперт Дмитрий Попов.

Речь идёт о заводе «Хендэ Виа Рус» в Сестрорецке, который открылся в 2021 году. Пока его судьба не определена и он остаётся в собственности Hyundai.

Теперь все эти инвестиции и активы для Hyundai считаются потерянными — впрочем, не навсегда. Учитывая сумму состоявшейся сделки, вполне возможно, что условием продажи была возможность обратного выкупа, как это делают другие иностранные компании. Это означает, что южнокорейский производитель надеется вернуться, когда внешнеполитическая обстановка это позволит. Сейчас же продажа завода за символическую сумму избавляет его от убытков.

Зачем завод российским инвесторам

Возможность обратного выкупа ставит российских инвесторов в позицию «временщиков» — неизвестность будущего составляет главную опасность для долгосрочного планирования. Однако, по мнению Александра Дмитриева, эти риски наверняка учтены в договоре.

— Интерес российского инвестора в приобретении иностранного актива в данном случае, скорее всего, состоит в том, что на существующих мощностях можно довольно быстро снова запустить выпуск новых автомобилей, в том числе имея действующее оборудование, технологии, обученный персонал, а также стартовый запас комплектующих. А объективно возникающие инвестиции, как текущие, так и капитальные, учтены в договоре на выкуп, — отметил он.
Фото: Xinhua/Mu Yu/globallookpress.com
Фото: Xinhua/Mu Yu/globallookpress.com

Ранее при открытии или перезапуске подобных производств принято было говорить о том, что они дадут работу большому количеству специалистов. Однако в новых реалиях это перестало быть преимуществом: в Петербурге наблюдается серьёзная нехватка рабочих рук, в том числе для промышленного производства, и набрать сотрудников для полной загрузки завода может быть проблематично.

Тем не менее экономический эффект от запуска завода может быть существенным, считает Александр Дмитриев.

— В 2023 году лидеры авторынка России показали существенный рост. На волне подогретого спроса экономический эффект от перезапуска завода может быть довольно существенным с учётом того, что существующие мощности позволяют выпускать до 200 тыс. автомобилей в год, — прокомментировал он.

Действительно, до остановки работы петербургский завод Hyundai выпускал одни из самых популярных автомобилей в России — Creta, Solaris и Rio. Его мощности позволяют производить 200–230 тыс. автомобилей в год, что весьма существенно — к примеру, лидер 2023 года АвтоВАЗ за прошлый год реализовал свыше 350 тыс. машин. Перспективы у завода выглядят более чем радужными.

Однако не всё так гладко, как кажется по многообещающим цифрам статистики, предупреждают эксперты.

«Возобновление работы» и китайские товарищи

Прежде всего, Дмитрий Попов предостерёг от поспешных выводов насчёт того, что завод действительно возобновил работу.

— Насколько мне известно, пока идёт только дособирание автомобилей из оставшихся комплектов. Я бы поостерёгся говорить о дальнейшей работе завода, — предупредил он.
Фото: vk.com/Hyundai Russia
Фото: vk.com/Hyundai Russia

По данным различных Telegram-каналов и СМИ, на заводе могли остаться комплекты для выпуска примерно 70 тыс. машин, однако они вызывают у экспертов критическую реакцию: делать подобные запасы экономически невыгодно, а если они и есть, не факт, что они позволят полностью собрать такое количество машин. Кроме того, есть проблема с лицензией: Hyundai её не продлил, сохранив только послепродажное обслуживание (и это уже вызывает уважение, поскольку многие ушедшие фирмы просто бросили покупателей своих машин на произвол судьбы).

На фоне неизвестности с оригинальным производством появляются различные теории, каким образом завод будет продолжать работу. Одна из них — дозаказ обходными путями недостающих деталей и сборка популярных южнокорейских моделей. Вторая, довольно экстравагантная теория говорит о том, что на заводе могут продолжать собирать автомобили Hyundai, но под китайской маркой (называется, например, GAC). Третья выглядит наиболее правдоподобно — согласно ей, после окончания сборки оставшихся комплектов завод перейдёт на сборку китайских автомобилей. Уточняется даже, что на предприятии уже побывали делегации от китайских производителей — это, опять-таки, GAC и Chery.

Однако у каждой из теорий есть проблемы. Выпуск оригинальных автомобилей Hyundai упирается в отсутствие лицензии, а сотрудничество с китайскими партнёрами пока опровергается самими фирмами.

— GAC ездили свой склад открывать вообще. А Chery выпускались на «Автоторе» и им не понравилось, — сообщил 78.ru автоблогер Павел Лаздин.

Кроме того, по просьбе редакции он связался с представительствами обеих компаний в России: Chery ситуацию не комментируют, а GAC и вовсе не в курсе, что где-то что-то покупает.

— Китайские производители пока не спешат официально локализовать своё производство в России, а вот схемы со сборкой из имеющихся машинокомплектов, но под своим логотипом — вполне реальный вариант, по крайней мере, в коротком и среднем периоде. Hyundai же, получив возможность выкупа, при благоприятных условиях сможет официально вернуться на российский рынок. Ведь они имели второй вслед за «Ладой» объём сбыта и хорошие перспективы роста, — считает Александр Дмитриев.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Здесь есть юридические и финансовые проблемы: сборка потребует инвестиций и заказа деталей, оформления новых брендов, которые потребуется «раскрутить» на территории России. Зачем в это вкладываться китайским фирмам, непонятно, учитывая, что автомобильных брендов из Поднебесной в РФ насчитывается уже около 50 и они завоёвывают всё большую популярность.

В возможности сборки на заводе южнокорейской марки чисто китайских автомобилей усомнился Дмитрий Попов.

— Прежде чем начинать выпускать на нём китайские автомобили, потребуется глубокая модернизация и перестройка производственных линий. У корейцев они специфические и для других не подойдут, — рассказал он.

Модернизация — это инвестиции, кроме того, вероятное условие обратного выкупа лишает возможностей по перестройке линий, ведь Hyundai такие нововведения, напротив, пойдут во вред. Таким образом, все три теории о дальнейшей работе завода выглядят малоперспективными, и что же будут там производить в действительности, по-прежнему покрыто тайной.

«Забить» на совесть

Дмитрий Попов считает, что российской стороне нужно прекращать «играть в бирюльки» и соблюдать права тех фирм, которые после начала специальной военной операции покинули страну. Это позволит решить многие проблемы, в том числе завода Hyundai.

Он отметил, что у петербургского завода отличное кузовное производство, и это можно было бы использовать — например, для сотрудничества с заводом Hyundai, который работает в Казахстане. Там как раз с кузовным производством дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. Петербургский завод мог бы поставлять свои кузова в Казахстан, чтобы получать оттуда уже собранные модели. Это, по мнению эксперта, был бы наиболее приемлемый вариант работы.

Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com
Фото: Photoagency Interpress/globallookpress.com

Однако для этого потребуется «забить» на лицензии, международное авторское право и другие юридические тонкости, указал эксперт.

— Нам нужно забыть такое понятие, как «совесть». Мы её по-прежнему применяем к тем, кто не поддержал нашу специальную военную операцию, а не стоит, — категорично считает Дмитрий Попов.

Возможно, это действительно наиболее простое и эффективное решение для петербургского завода Hyundai, которое позволит избежать многих проблем. Однако пока над его будущим висит завеса тайны, и что под ней скрывается, остаётся только гадать

ЭкономикаАвтомобилиПромышленностьЗаводы
Новости партнеров