Прямой эфир

Навсегда или с оговорками: монополизируют ли китайские автоконцерны рынок РФ?

Светлана Коваленко
14 июня 2023, 10:46
Из топ-10 популярных марок авто у россиян в 2023-м семь оказались продуктами чайна-брендов, а их продажи взяли планку в 40% от общего объёма рынка. 78.ru разбирался, каких ещё рекордов ждать от китайцев и есть ли шанс на возврат западных компаний.
Коллаж 78.ru: Bulkin Sergey/globallookpress.com, freepik.com, flaticon.com/Freepik

По данным аналитиков, доля продажах китайских автомобилей в России выросла с 9% в первом квартале 2022 года до 42,5% за аналогичный период 2023-го.

Как считают некоторые эксперты, РФ для чайна-брендов стала теперь самым успешным и быстрорастущим зарубежным рынком.

Между тем во вторник, 13 июня, стало известно, что японская Toyota продала в итоге свои российские активы, в том числе, завод в Петербурге, ФГУП «НАМИ» без опциона на выкуп. Также поступил и Volkswagen.

Зато Renault и Nissan оставили себе «лазейку» с возможность выкупить долю в течение определённого количества лет при изменении геополитических обстоятельств.

78.ru собрал мнения экспертов, смогут ли автоконцерны из Поднебесной пробить психологическую планку в 50% в РФ и стоит ли надеяться на возвращение западных производителей.

Уверенное лидерство китайских автомобилей?

Как отметил руководитель блока автобизнеса банка «Открытие» в Петербурге и Ленобласти Даниил Макаршин, согласно информации Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в феврале 2022-го в России было представлено 13 китайских компаний (Chery, Haval, Geely, Exeed, Changan, Jac, Faw, DFM, Lifan, Foton, Great Wall, Zotye и Brilliance).

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Хотя часть из них ушла, в 2023-м пришли и продолжают появляться всё больше игроков.

— Расширяют свой модельный ряд как уже представленные в России бренды, так и новые: Tank, Kaiyi, Dongfeng, Voyah, Livan и др. На начало июня количество моделей уже перевалило за сотню и может удвоиться к концу 2023-го.
И в целом по обилию новых китайских автомобилей, продающихся на каком-либо зарубежном рынке, Россия захватила минувшей весной уверенное лидерство, — констатировал аналитик.

Даниил Макаршин добавил, что по итогам 1 квартала 2022 года доля китайских марок составляла порядка 9%. За аналогичный период 2023 этот показатель вырос до 42,5%, а в топ-10 популярных марок у россиян семь позиций занимают «китайцы».

— Большинство автомобилей, поставляемых в Россию, пока едва ли можно отличать друг от друга по запоминающимся дизайнерским чертам кузова или сколько-нибудь выдающимся характеристикам.
Тем не менее, ряду это не мешает не только уверенно увеличивать объёмы продаж, но и множить количество моделей и даже создавать из моделей новые марки, — считает эксперт.

Похожие цифры по росту доли продаж авто из Китая приводит и руководитель дилерского направления автомобильного маркетплеса FRESH Денис Решетников.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

По его сведениям, на сегодняшний день в России представлено более 14 китайских автоконцернов.

Китайский автомобиль на любой кошелек?

Согласно данным аналитиков «Открытие», топ-5 самых дешёвых китайских авто выглядит следующим образом: JAC S3 (от 1 399 000), Changan Alsvin (от 1 589 000), BAIC X35ОТ (от 1 698 900), BAIC U5 PLUS (от 1 699 900) и Livan X3 Pro (от 1 699 900).

В компании FRESH пятерку лидеров с низкими ценами замыкает Haval Jolion (стартовая модификация Comfort — 1 699 000 рублей).

Примечательно, что эту модель уже успели облюбовать службы такси, доставки и каршеринг.

— Самыми дорогими представителями из КНР являются минивэн Voyah Dream в комплектации Executive стоимостью 8 990 000, кроссовер Voyah Free — 7 990 000, TANK 500 в комплектации Premium — 5 699 000, а также Exeed VX President Limited Edition Она обойдется в 5 649 900 без учёта скидок и спецпредложений, — отметили в компании.

К представителям среднего ценового сегмента можно отнести Geely Atlas Pro, JAC JS6 и Geely Monjaro. Их стоимость составляет от 2 258 990, 2 599 000 и 4 499 990 соответственно.

Автомобили: психологические планки и барьеры

Как считают некоторые участники рынка, уже по итогам 2023 года «китайцы» смогут преодолеть планку в 50%. Но не все разделяют такую точку зрения.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Денис Решетников отмечает, что, по предварительным прогнозам, российский авторынок может достигнуть докризисных показателей к 2027-му. По оптимистичному сценарию к этому времени станет подаваться 1 550 000 автомобилей (плюс 18% к прогнозу по 2023-му), по базовому — 1 490 000 (плюс 22% к прогнозируемому уровню реализации в 2023-му).

Но это будет зависеть от различных факторов, прежде всего, от наличия предложений в сегменте и ценовой политики автоконцернов. Факторы будут формироваться исходя из геополитической обстановки, курсов валют, ситуации с логистикой, а также платежеспособности россиян и наличия компонентов для дальнейшей локализации производства.

— В случае положительной геополитической и экономической ситуации европейские, японские и американские автоконцерны могут вернуться в РФ. Прежде всего, это будут те, кто изначально сохранили за собой право возврата.
К ним относятся Renault, который сможет выкупить свою долю в «АвтоВАЗе» в течение шести лет, Nissan, имеющий возможность в тот же период вернуться.
Тоуоtа, несмотря на продажу своего завода в РФ, продолжающая выполнять гарантийные обязательства и поддерживать дилерскую сеть, — полагает эксперт.

Договорятся по автомобилям между собой?

Директор по развитию ГК «Прагматика» Александр Шапринский парирует: какие конкретно условия заложены в договорах продажи или передачи заводов, точно знают только продавец и покупатель.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
— Да, Renault и Nissan публично рассказали о своих оговорках по возможности выкупа. Другие вполне могли поступить также, но ни за что не признаются в этом вслух. То, что кто-то вернётся, шанс есть всегда, другое дело, что, на мой взгляд, это точно не случится в перспективе ближайших пяти лет.
Всё это время нам придётся существовать в реалиях, когда машины будут либо китайских, либо отечественных производителей. При этом, по моим оценкам, доля чайна-брендов до конца года дойдёт до 50%, — рассуждает он.

По словам представителя ГК «Прагматика», здесь любопытен и другой нарождающийся тренд, это условно «отечественные» автомобили, которые начнут или уже производят в России, но делается это руками китайцев.

Директор по развитию ГК «Аксель» Игорь Седов также полагает, что западные компании вряд ли вернутся в обозримом будущем. Ситуация будет развиваться по другой схеме.

— Со временем они начнут создавать за границей дочки или дочерние компании. Они займутся производством машин преимущественно для россиян. Это будет что-то похожее, но не совсем такое, как раньше. У всех на слуху история c Сoca-Cola и Fanta. Впрочем, кто-то везёт их по параллельному импорту из Узбекистана и даже Ирана.
Есть схожая история про какао Nestle Nesquik, теперь «Хрутка» и изготавливаемый тем же самым производителем на территории РФ, но у компании изменилось название. Всё, естественно, будет не так примитивно, но это общая канва того, чего нас ждёт, — рассуждает он.

По мнению участника рынка, психологическую планку в 50% «китайцы» вряд ли возьмут. В РФ всё-таки есть параллельный импорт машин. Он развивается не теми темпами, как все надеялись. Но на него 10% автомобилей всё же приходятся.

Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

За вычетом этой цифры в будущем стоит ожидать паритет между российскими авто и машинами из Китая.