Общество
14:5325 сентября 2023

«Превратится в тыкву»? Что ждёт владельцев китайских авто через два-три года после покупки

Продажи китайских автомобилей в России после ухода европейских и корейских брендов растут как на дрожжах — их доля на рынке выросла за год на 70%, по самым популярным маркам рост год к году достигает 200% и выше. Однако что ждёт владельцев таких машин через несколько лет эксплуатации? Насколько надёжна продукция китайского автопрома, разбирался 78.ru.
Коллаж 78.ru freepik.com/senivpetro, Svetlana Vozmilova/globallookpress.com, flaticon.com/pmicon

«Китайцы» и предубеждения

Первые поставки китайских автомобилей в Россию начались ещё в 2000-х годах — однако они были малочисленны и популярности не получили. В том числе причиной стала невысокая надёжность этих моделей: они не были приспособлены к российскому климату и дорожным условиям, имели низкую устойчивость к коррозии и слабое крепление деталей — истории про выпавшие сразу после покупки двигатели до сих пор ходят среди автолюбителей.

Прошло почти 20 лет, китайская промышленность, по мнению экспертов, шагнула далеко вперёд, но мнение о её продукции по-прежнему невысокое. Из-за этого в российском сегменте Интернета можно найти весьма противоречивые отзывы о китайских автомобилях.

— Был у меня китаец Chery Tiggo, первой модели. Первые полгода я думал, что самый умный и купил задёшево крутой джип с кучей наворотов. Последующие 8 лет эксплуатации показали, что это не машина, хоть и выглядит как настоящее авто. Постоянные по мелочам проблемы: то датчик ДМВР из строя вышел — эвакуатор. То забился наглухо первый катализатор, машина глохла после нажатия на газ. Снова эвакуатор. По мелочи — кучу всего выгреб... Вплоть до перетёртого тормозного шланга. В общем, «китаец» авто — это компромисс между ценой и качеством, — пишет Oleg Filatov на iXBT.com.
— Значит, моему другу (очень. — Прим. ред.) везёт уже больше 15 лет. Он примерно тогда купил первого «китайца» — минивэн Chery, потом было два «Ховера» (Great Wall Hover. — Прим. ред.), сейчас Haval 7. Ничего не ломалось, самые большие дефекты — облезал хром на пластиковых деталях (для сравнения — у меня и на «японце» тоже отслоился). Заметной ржавчины не было, даже продавал на вторичке нормально, не за гроши. Три «Грейтвола» подряд проблем не доставили. За другие марки не скажу, потому что у других знакомых тоже «Хавалы» (6 и 9) и тоже без проблем, — возражает ему пользователь slon.
— В семье две китайских машины: «Джилли Атлас», 4 года эксплуатации, «Хавал Джулиан», 1,5 года эксплуатации. Кроме ТО ничего не делал ни на одной, — делится ВашПрошка на ресурсе «ЯПлакалъ».
— Ездить будет. Но очень скоро превратится в тыкву, и года через три, если повезёт, продашь её по цене лома. Или в трейд-ин, и всё по-новой, — утверждает там же DanZL.
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Тем не менее выбирать рядовому покупателю сегодня не приходится: инфляция и параллельный импорт взвинтили цены и на модели, и на техобслуживание западных автомобилей, отечественная продукция АвтоВАЗа, хотя и держит первенство по спросу, по-прежнему сталкивается с проблемами (так, до 2024 года не ожидается выпуска «Лады» с коробкой-автоматом), поэтому волей-неволей приходится обращать внимание на машины из КНР. Тем более что китайские компании активно заходят на российский рынок, и количество моделей и фирм становится всё больше.

Однако в этом кроется один из подвохов, влияющих на долговечность китайского автомобиля.

«Зоопарки» запчастей и техрегламенты

Первая проблема кроется в том, что большое количество китайских моделей на рынке приводит к «зоопарку» запчастей, которые приходится заказывать автосервисам, — в итоге это приводит к задержкам в ремонте на полтора-два месяца, пока дойдёт нужная деталь. Кроме того, китайские автомобили постоянно модернизируются, детали в новых моделях не подходят к старым, и даже продукция одной и той же фирмы не взаимозаменяема.

— Заводская комплектация одной и той же модели может отличаться. В результате детали, которые подходят по каталогу, могут не подходить фактически. Европейский автопром такие трудности прошёл 25 лет назад. Тогда на Volkswagen Passat могло быть три типа тормозной системы, а узнать, какие нужны колодки, можно было по их форме или отливке бренда на суппорте, — рассказал заместитель генерального директора «ЕвроАвто» Илья Плисов «Дрому».
— Если «японцы» были одинаковые, как солдаты в строю, то эти (китайские автомобили. — Прим. ред.) собраны из чего попало в прямом смысле этого слова — привезли чёрные длинные саморезы, вкрутили чёрные длинные, привезли короткие блестящие, воткнули короткие блестящие. Неаккуратные внутри — косы не одинаковые, проложены где как. Короче, китайцы — они во всём китайцы. На фоне других «китайцев» в лучшую сторону отличается «Гелли» (вроде такое название) (Geely. — Прим. ред.), они все одинаковые. «Разность» в машине плоха непредсказуемостью. «Японцы» все ломаются одинаково, ржавеют одинаково (с учётом региона). Как будет ржаветь «китаец» с саморезом не по технологии изготовления, никому не известно, — поделился пользователь blackwaft на ресурсе «ЯПлакалъ».
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Однако с запчастями проблема решаема, отметил в беседе с 78.ru директор Союза автосервисов Виталий Новиков, такое же мнение выразил автоэксперт Дмитрий Попов, обратив внимание, что китайский автопром производит неплохие детали в том числе и не для своих моделей. Главная же проблема в ремонте китайских автомобилей сегодня — отсутствие необходимой документации, указал Виталий Новиков.

— С какими сложностями сталкиваются автосервисы? В первую очередь со сложностями с раскрытием информации: у нас в стране до сих пор нет правил, по которым любой автопроизводитель, пришедший на территорию нашей страны, должен мастерским, которые обслуживают автомобили, раскрыть информацию о том, как обслуживать их машины. В Европе это есть, в Латинской Америке это есть, и только мы как проклятые. В этом основная беда. До сих пор наши Минпромторг, Минэкономразвития не обязывают пришедших в Россию автопроизводителей, которые по ОКВЭДу занимаются обслуживанием автомобилей, предоставить информацию о том, каким образом обслуживать их автомобили, предоставить доступ к каталогам запчастей, к электронным системам самообслуживания. В этом главная проблема, — считает Виталий Новиков.
— Современная машина состоит, плюс-минус, из 2000 запчастей. В инструкции по эксплуатации описано, какие масляные продукты заливать в двигатель или трансмиссию, какая тормозная жидкость нужна — все основные вещи. Но эти 2000 деталей туда не попадают. Полистайте свои инструкции, вы не обнаружите там перечня! Поэтому существуют специальные каталоги с артикулами, которые производители выпускают, чтобы комплектовать машины. И вот доступа к ним нет, — подтверждает Илья Плисов.

Опрошенные 78.ru автосервисы также отметили, что самостоятельно отремонтировать китайские автомобили (например, у себя в гараже) проблематично, поскольку инструкции, лайфхаки и прочая информация публикуется на китайском языке — «а с иероглифами у нас пока не все умеют справляться», прокомментировал Илья Плисов.

Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

Проблема отсутствия технической документации на китайские автомобили постепенно выходит на федеральный уровень: недавно на эту тему высказался вице-президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Владимир Падалко. Он обратил внимание, что отсутствие доступа к документации у обычных, не дилерских автосервисов в том числе ставит вопрос о безопасности эксплуатации китайских машин, поэтому решение данного вопроса приобретает особую важность.

С какими проблемами сталкиваются владельцы китайских автомобилей

Сегодня китайские автомобили уже не сгнивают «до дыр» за 5–7 лет, как раньше, отмечают авторы журнала «Авто.ру». Тем не менее проблемы с ними, как и с любыми автомобилями, есть, и учитывая сложности с ремонтом, к ним необходимо быть готовым перед покупкой.

1. Ржавчина

На проблему коррозии у китайских автомобилей жалуются часто, хотя и реже, чем раньше.

— В 2019 году на работе был бум — начали покупать «Хавалы F7», четверо друг за другом купили. Ездят до сих пор, никто по гарантии ничего не менял, всё работает, говорят, что довольны. Некоторые жаловались, что через год бампера краску с кузова в некоторых местах до металла протирали и появлялась ржавчина — устраняли сами, — комментирует пользователь Kompra на ресурсе «ЯПлакалъ».

Эксперты отмечают, что это связано с тонким и «нежным» лакокрасочным покрытием. Поэтому после покупки рекомендуется сделать покрытие защитной плёнкой самых уязвимых зон и дополнительно обработать против коррозии днище — на заводе обработка производится, но её не достаточно.

2. Электроника

— Друзья из сервиса, который перешёл с «японцев» на «китайцев», говорят, что двигатели не вываливаются, колёса не отлетают. Все гарантийные претензии к «китайским наворотам» — мультимедиа, кнопки, рычаги и в таком роде всё, — отмечает пользователь blackwaft на «ЯПлакалъ».
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/globallookpress.com

Беды с электронной начинкой — общие практически для всех китайских моделей, даже для самых популярных. Владельцы жалуются не только на мультимедиа, но и на системы поддержки на дороге — различные ассистенты, систему удержания на полосе и так далее: одни работают некорректно и «глючат», другие постоянно требуют обновлений.

3. Слабая подвеска

— Обычно (подвеска. — Прим. ред.) очень слабое место «китайцев». Но что же сейчас? Сейчас — так же. Наши дороги уж очень суровы, и подвеска китайских машин начинает потихоньку сдаваться после 70–80 тыс. км. Основные жалобы поступают на ступичные подшипники, сайлентблоки и втулки. Резинотехнические изделия дубеют довольно быстро даже в южных регионах, — отметил автор дзен-канала «АвтоСлучай!».

4. Низкая ликвидность при продаже

До 50% в цене автомобиля составляет стоимость бренда, и продукция китайского автопрома проигрывает в этом «европейцам»: китайские марки пока, в силу и предубеждений, и объективных проблем, ценятся на российском рынке ниже. Поэтому при перепродаже китайского автомобиля высоки шансы получить значительно меньше, чем хотелось бы.

— Если говорить про китайский автопром, то тут индивидуально всё не то что у каждой марки, а у каждой модели. «Ховеры» живучие, выхаживают 300 (тыс. км. — Прим. ред.) спокойно. У новых «Хавалов» качество плавучее — «спасибо» российской сборке. «Чери» — красиво обёрнутый шлак. «Чанган» — раньше имел автомат на всех моделях, стали ставить роботы. Про «электрички» (электрокары. — Прим. ред.) у китайцев нареканий нет — здесь у них уровень выше «Теслы» в разы, — резюмирует пользователь Ирина на «Авто.ру».

Сколько может «прожить» китайский автомобиль

И эксперты, и пользователи Сети сходятся во мнении, что пока делать выводы, как долго могут «прожить» свежекупленные китайские автомобили, рано. Опыт покупателей сильно разнится: у кого-то машина «живёт» и десять лет, у кого-то прогнила уже через 2–3 года.

Фото: freepik.com/senivpetro
Фото: freepik.com/senivpetro

Проблема в том, что пока у всех автомобилей, приобретённых россиянами с начала бума в 2022 и особенно 2023 году, не кончилась гарантия — она в среднем у производителей из КНР составляет 5 лет. Следовательно, если проблемы и возникают, они решаются по гарантии, однако в основном их нет — все важные узлы и запчасти рассчитаны как минимум на гарантийный срок.

«Самое интересное», по мнению экспертов, начнёт происходить с автомобилями любой китайской марки после 100 тыс. км пробега: моторы начинают обрастать нагаром, подтекает масло, засоряются насосы и форсунки. Однако здесь многое зависит и от владельца — бережное отношение, правильное топливо (если использовать АИ-92, проблемы начнутся быстрее) и регулярное техническое обслуживание позволят увеличить срок службы до 200 и более тыс. км.

Впрочем, пока это лишь предположение, основанное на аналогиях — в том числе и на европейских образцах, которые частично используются в китайских машинах. Что будет на практике, покажут ближайшие два-три года.

АвтомобилиРемонт
Новости партнеров