Добавили «Чеснока»: как меняются продуктовые сети в 2023 году для петербуржцев?

14 сент, 13:09
Светлана Коваленко
Этой осенью в Петербурге может начаться виток экспансии новых продуктовых сетей. Между тем, нишу торговли именно едой всё активнее захватывают теперь алкомаркеты, буквально сметающие все точки в новостройках. Разбираемся, приживутся ли новички в городе, что выиграют от этого и новых трендов петербуржцы и как в целом трансформируются продуктовые сети.
Коллаж 78.ru: freepik.com, vk.com/Чеснок, flaticon.com/Freepik

Нижегородский дискаунтер Smart открывает магазин на Будапештской, 92 уже в четверг, 14 сентября. Сеть входит в холдинг «Сладкая жизнь», известный по своей дочерней структуре SPAR Middle Volga, развивающей в России и Петербурге по франшизе формат Eurospar. В марте этого года его точка уже была запущена на Савушкина, 119.

Даты запуска в Петербурге и Ленобласти белорусской сети «Чеснок» пока не известны, но первый магазин откроется в Гатчине. В Белоруссии у компании порядка 1000 магазинов, большинство из которых находится в собственности, а не арендуется. То есть, сеть выступает и как девелопер.

Этот ретейлер, как отмечают эксперты, сможет привести горожанам Pepsi и Coca-Сola, а также сладости, попавшие в России под раздачу из-за ухода брендов, по ценам ниже, чем у конкурентов.

Между тем, участники рынка говорят о ещё трёх сетях, которые присматриваются к Петербургу и могут прийти уже до конца 2023-го.

Старожилы тоже меняют подходы к работе магазинов.

Белорусский гигант

Как отметил совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, перспективы сети «Чеснок» в Петербурге пока трудно оценить. По его словам, надо дождаться открытия и посмотреть, какие цены там будут выставлены, на какую модель и аудиторию будет нацеливаться этот белорусский ретейлер. В частности, пойдёт ли он по пути «Семишагоффа», который является одним из самых жёстких дискаунтеров и присутствует исключительно в Петербурге. Всего у него в городе около 170 точек.

— При этом важно понимать, что в Петербурге в принципе из-за обилия сетевых ретейлеров одни из самых низких цен по стране на базовые продукты.
Если «Чеснок» сделает ставку на именно качественные белорусские товары, то это может дать им серьёзный стимул к развитию, — отметил Александр Мышинский.
Фото: vk.com/Чеснок. Дискаунтер честных цен

По его мнению, сейчас у ретейлера достаточно странное позиционирование по площадям. Так, средняя площадь магазина это примерно 1000 кв. м, а торгового зала… 300 кв. м. В свою очередь, оборот на 1000 работающих магазинов составляет 120—130 млрд рублей, что, в общем то, и не так много для сетей.

— Конкретно в Белоруссии у них в собственности находится 68% магазинов, так что с этой точки зрения, это достаточно крупный девелопер, однако в Северной столице площадки пока берутся в аренду, — рассказал Александр Мышинский.

Примечательно, что «РеалЪ» также осваивает формат дискаунтеров. Сейчас у сети есть четыре точки «Ценберри», до конца года планируется запустить ещё четыре.

— При этом два из работающих магазинов уже вышли на неплохие показатели, но ещё с двух мы сейчас изучаем потребности покупателей, — поделился Александр Мышинский.

Привезут белорусское и импорт?

Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин считает, что от «Чеснока» стоит ждать на полках иностранные товары, которые больше не производятся в России из-за ухода западных брендов. Так, в Белоруссии продолжает свою работу фабрика Pepsi, а в Польше ретейлер закупает Coca-Сola и сможет поставлять их, а также зарубежный шоколад, чьи бренды покинули РФ, по ценам ниже, чем у конкурентов.

— Также это будут качественные белорусские продукты, которые несмотря на кажущиеся «обилие» якобы таких товаров, на самом деле в России широко не представлены, и это может стать их фишкой.
По той информации, которую мне удалось найти on-line, ценники там вполне привлекательные, есть хороший ассортимент, а соотношение «цены-качества» и позиций выглядит также привлекательно. Недаром сеть активно развивается у себя в Белоруссии, и это точно не второй «Семишагофф», — рассуждает он.
Фото: vk.com Чеснок. Дискаунтер честных цен
Фото: vk.com/Чеснок. Дискаунтер честных цен

Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков согласен с тем, что «Чеснок» может привести качественный импорт, но ситуация с ослаблением рубля может сыграть не на пользу сети.

— Вопрос в том, по какой цене те же Pepsi и Coca-Сola будет продаваться в РФ. Вряд ли многие будут покупать их по 250 рублей за бутылку. Любители этой газировки на «Буратино», конечно, не перейдут, но какую-то альтернативу найдут или уже нашли.
Что касается ассортимента, то он, скорее всего, будет примерно таким же, как в Белоруссии, хотя и в меньшем количестве позиций, — предполагает он.

Разведка боем?

Как рассказывают на условиях анонимности участники рынка, «Чеснок» готов брать в Петербурге и Ленобласти те точки, на которые отказались выходить местные игроки. Продиктовано ли это незнанием местной конъюнктуры или стремлением жёстко сэкономить, никто комментировать не готов.

Встаёт и вопрос, а насколько в принципе они в итоге смогут использовать название «Чеснок» в Северной столице. Дело в том, что некоторые игроки рынка пытались зарегистрировать схожие названия, но чиновники им отказали, ссылаясь на то, что аналоги уже есть.

При этом, например, X5 Retail Group не торопится в Петербург со своим супердискаунтером «Чижиком», появление которого было анонсировано в городе ещё до пандемии, именно из-за обилия жёстких дискаунтеров «Семишагоффа» и «Магнита» с его «Моей Ценой», а теперь будет ещё и «Чеснок».

Иван Федяков в такое объяснение ситуации не верит. По его мнению, X5 Retail Group не запускает «Чижик», так как Петербург — это родина «Пятёрочек» от этого ретейлера. В городе их насчитывается около пяти сотен. Такого нет ни в одном другом регионе.

— По сути, если открыть «Яндекс. Карты» и ткнуть в любую точку на них, то на расстоянии 1—1,5 км тут же обнаружится «Пятёрочка». То есть, «Пятёрочки» и «Чижики» в случае запуска вторых просто будут каннибалить друг друга. Тогда встаёт вопрос, а зачем сети конкурировать внутри себя и с собою же? — поясняет эксперт.
Фото: Zamir Usmanov globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

В некоторых субъектах, супердешёвые «Чижики» всё-таки появляются на месте неудачных локаций для «Пятёрочки», но этот процесс не носит массовый характер. Возможно, через какое-то время такая точечная замена придёт и в Петербург.

Не появляется «Чижик» в Северной столице и из-за отсутствия своего распределительного центра, который ещё предстоит построить, если планы по появлению данного супердискаунтера всё-таки воплотятся в жизнь.

При этом к продумыванию локаций сети в целом подходят по принципу «разведаем боем, а потом разберёмся, и, если что, закроем».

Примечательно, что в городских СМИ сейчас встречается информация о сокращении площадей или даже вовсе закрытий «Мини Лент». Так, как утверждают в соцсетях, прекратила своё существование первая открывшаяся в Петербурге в 2021 году «Мини Лента» на Беринга на Васильевском острове.

В пресс-службе сети ситуацию комментируют кратко:

— Мы закрываем неэффективные магазины, это стандартная практика.

По информации профильных СМИ, сокращаются ассортимент и площади у «Пятёрочки».

«Попьёт крови» у многих?

В отношении перспектив развития сети дискаунтеров Smart эксперты в основном настроены на позитивные прогнозы: она испортит жизнь многим даже маститым игрокам.

— Стоит помнить, что Smart находится в одном холдинге SPAR Middle Volga, а там умеют работать с ассортиментом и качеством товаров.
Smart по ценам это, конечно, не «Семишагофф», они его не уничтожат, но у многих игроков однозначно «крови попьют». Хотя, с другой стороны, сейчас спрос на дискаунтеры колоссальный, и на каждый найдётся свой «купец», — уверен Михаил Лачугин.
Фото: vk.com Smart. Продукты и доставка
Фото: vk.com/Smart. Продукты и доставка

Иван Федяков отмечает, что Eurospar уже прижился в Петербурге и удачно обосновался в Курортном районе, в Лахте и центре.

— Они не развиваются бешеными темпами, но их и нельзя за это винить с учётом падающих доходов населения. Тем не менее, своих покупателей ретейлер нашёл, отлично работает с кулинарией, ценами, скидками и ассортиментом, который всё-таки отличается от других сетей за счёт разнообразия поставщиков. Есть и районы в городе, вполне перспективные для сети на будущее.
Если все те же принципы будут перенесены на дискаунтер, то он в Петербурге приживется, — прогнозирует эксперт.

Потому что дешевле?

Как отмечают все без исключения участники рынка и эксперты, теперь традиционным продуктовым сетям начали составлять жесткую конкуренцию…алкомаркеты, существенно нарастившие в последнее время торговлю продуктами питания: хлебом, макаронами, молочкой, яйцами, готовой едой в основном зале, а не только снеками и безалкогольными напитками около касс, как это было еще несколько лет назад.

По данным генерального директора «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максима Черниговского, в Северной столице насчитывается около 2 500 таких специализированных магазинов.

— Если говорить объективно, то торговать едой они пытались еще с момента появления такого кластера. Но сейчас тренд действительно набирает обороты, — констатировал он.

По словам Александра Мышинского, «Красное@Белое», «Винлаб», «Ароматный мир» все больше и больше вводят в свой ассортимент именно продукты. И у таких алкомаркетов уже начала формироваться своя клиентура, которая опять же идет не за спиртным, а за 1 — 3 позициями по съестным товарам, а крепкое горячительное там покупает теперь только 1 из 10 посетителей.

Фото: Aleksander Polyakov globallookpress.com
Фото: Aleksander Polyakov/globallookpress.com
— Про алкомаркеты я бы сказал так, что они теперь стали делать акцент: мы продаем не только горячительное и видим своими клиентами лиц, им увлекающихся, но и торгуем простой едой, закусками. Такой ассортимент там точно значительно прибавился.
Интересно и то, что тот же «Красное@Белое» генерирует просто колоссальный трафик. И некоторые продуктовые ретейлеры как только видят, что точка этого алкомаркета где-то открылась, запускают по соседству свои объекты. Примечательно, что вслед за «Красное@Белое» тут же часто приходит и «Винлаб», работающий в более высокой ценовой категории, — добавляет Михаил Лачугин.

По словам собеседников, алкомаркеты первыми буквально захватывают самые лучшие точки в новостройках, из-за этих ретейлеров остальным крайне трудно туда пробиться.

Как поясняет Иван Федяков, в магазинах, официально специализирующихся на спиртном, особенно в «Красном@Белом» выставляют такие низкие цены, что иногда они даже перебивают «Пятерочку» и «Семишагофф», а покупатель всегда голосует рублем и быстро смекает, где что можно «урвать подешевле».

Другой вопрос, где алкомаркеты такие продукты находят, закупают и на каких условиях, интересуются участники рынка.

Как добавляют собеседники, осенью или, как максимум, до конца 2023 года в Петербург могут прийти еще 3 достаточно крупные продуктовые сети. Но названия компаний пока не разглашаются.

Другое по теме