К идее возвращения единой системы ГОСТов для всех производителей по примеру СССР депутаты обращаются с завидным постоянством, однако все инициативы до сих оставались на бумаге.
Теперь с «ноу-хау» выступил вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. Он заверил, корректировки в федеральный закон «О защите прав потребителей» будут представлены уже в осеннюю сессию. О каких конкретно изменениях законодательства идёт речь, парламентарий не уточнил, но заверил, что ГОСТы станут «гарантией качества продукции».
Утверждённые правительством РФ ГОСТы есть и сейчас, отмечают эксперты. Другое дело, что соблюдать эти нормативы обязаны только государственные пищевые предприятия.
Частные компании вправе применять стандарты исключительно на добровольной основе, а работают в основном по так называемым «техническим условиям», по которым производится продукция от колбасы до красной икры.
Как отметил Борис Чернышов в своем telegram-канале, уже два десятилетия в России у производителей продуктов нет обязанности соблюдать ГОСТы.
— Они могут изготавливать хлеб, молочку, колбасу согласно своим внутренним «техническим условиям». Которые, кстати, сами и пишут, — подчеркнул он.
По словам парламентария, такая продукция по факту — низкокачественный суррогат. Размытые стандарты позволяют использовать различные добавки и усилители вкуса, которые точно не приносят никакой пользы человеку.
— Считаю необходимым отменить технические условия и вернуть ГОСТы как гарант качества продукции, которую ежедневно потребляют россияне, — заявил он.
Депутат пообещал, что корректировки в закон «О защите прав потребителей» будут внесены в Госдуму уже в осеннюю сессию.
Инициатива вызвала шквал комментариев в социальных сетях. Нашлись как те, кто горячо её подержал, так и те, кто сомневаются в её своевременности и целесообразности на фоне постоянного роста цен на продукты питания.
— Особенно для основных: молока, хлеба, круп (особенно, много зараженной крупы ) по весу и по качеству оных, мясных изделий и продуктов из мяса (по пельменям особенно и тушёнке), колбасе и рыбным консервам. Обязательно нужны нормы, обнаглели, всякую ..... продают, переводят продукты из нормального состояния в помоечное, а люди тратят свои кровно заработанные, которых не так много, на выброс, — оставила комментарий под публикацией в «Дзене» пользователь под ником «Шахиня».
«ВКонтакте» развернулась не менее бурная дискуссия.
Пользовательница Лариса Вигунова также уверена, что ГОСТы давно пора возвращать, да и в принципе их в своё время убирать не стоило.
— Поздно, поколения уже пожрали этой гадости, на генном уровне пошла передача всяких болячек, — считает Sergio Vin.
Многие обращают внимание на то, что разрешённое в РФ пальмовое масло «ядовитее туалетной бумаги в колбасе».
— Так а кто даёт зелёный свет на завоз огромнейшего кол-ва пальмового масла? А если делать по ГОСТам, никто не будет покупать эту колбасу, т.к. её стоимость уйдёт за косарь, — возмущается Серафима Мимо.
Независимый консультант по продвижению поставок продуктов питания в торговые сети Михаил Лачугин в своем telegram-канале вспоминает, как посетил по работе точку из сети дискаунтеров и услышал у полки со сливочным маслом диалог семейной пары средних лет.
«— Ну нет, 80 рублей, это дорого что-то, – говорит мужчина супруге, держа в руках пачку «масла». — Вот, давай за 50 рублей возьмём.
— Да, давай, это подешевше, хорошая цена».
Как подчёркивает Михаил Лачугин, таких людей много, а покупать это «масло» за 150—200 рублей они просто не готовы.
Эксперт также рассказал о своём диалоге с закупщиком одной федеральной сети, тоже недавно начавшей продавать «сомнительный продукт, называющийся сливочным маслом (180 грамм пачка по 50 рублей).
— Он говорит, выбора не было, примерно каждый десятый покупатель хочет видеть именно такую продукцию по такой цене. Нет, не так. Каждый десятый покупатель хочет видеть такую цену. А что там внутри будет, их несильно волнует, — констатировал независимый консультант.
В беседе с 78.ru Михаил Лачугин отметил, что можно разработать сотни ГОСТов, которые сейчас производители имеют право соблюдать только добровольно, и делать по ним сотни видов новых колбас, но проще всё-таки нормально наладить систему контроля за производителями и работу системы контрольно-надзорных ведомств, чем придумывать очередные новые стандарты.
— У нас и так столько всего придумано, кроме этих ГОСТов: маркировки и т.д, но качество продукции от этого не улучшилось.
Если же идея всё-таки будет реализована, во что я слабо верю, то усилится нагрузка на производителя, именно они понесут издержки на разработку этих новых нормативных требований и их воплощение. Всё выльется в формальность, как это происходит с «Честным знаком», который, на мой взгляд, не работает и не влияет никак на качество продуктов, так как опять же нет нормальной прямой обратной связи от надзорных органов, — поделился он.
В пресс-службе Центра развития перспективных технологий (оператор маркировки товаров «Честный знак») настаивают: маркировка показывает серьёзные эффекты во всех отраслях, где внедряется. Так, на рынке воды выявилось 450 производителей, которые до этого не отчитывались ни в один орган власти — более четверти рынка. В табаке легализовалось 18 производств, а ещё 26 нелегальных было закрыто. Фальсификат в молочке снизился в три раза с 30% до 10% всего за год.
— В этом году прошёл эксперимент по автоматическому запрету продажи просроченной и нелегальной продукции на кассах. В нём приняли участие 30 сетей и несетевая розница. По итогам продажи просрочки по стране снизились на 25%. Сейчас проводим эксперимент с Росаккредитацией. Он позволит автоматически проверять, не отозваны ли разрешительные документы на товары. И в случае чего остановить оборот всей партии, — рассказывают там.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков подчёркивает, что есть мнение, будто бы ГОСТы приводят к улучшению потребительских свойств, «но это не так».
— И по ГОСТам делаются далеко неполезные и безвкусные продукты. Так было и в советские времена. Любые стандарты не решают ключевую проблему: падение доходов населения, и, как следствие, стремление покупателей приобрести самый дешёвый товар, а он, по определению, не может быть, к сожалению, качественным, — признал он.
При этом, по словам эксперта, некоторые компании действительно осознанно используют ГОСТ как маркетинговый ход. Например, это часто встречается у производителей мороженного, макарон, а не только колбас и пельменей.
— Но ещё раз подчеркну, если бы это было востребовано, то это бы и так все делали.
При этом у нас есть те же BMW, Mercedes, техника Apple, они популярны у тех, у кого есть средства, но никто на них почему-то никаких ГОСТов не требует, — пояснил Иван Федяков.
Эксперт по потребительскому рынку Максим Черниговский готов парировать коллегам: сейчас на производителей возложена обязанность не разрабатывать ГОСТЫ и стандарты, а декларировать качество своей продукции этим заявленным стандартам.
Сами декларации оформляются на несколько лет, и зачастую за ними никто не следит, в этом заключается проблема.
— В СССР существовал Росстандарт, который занимался ГОСТами. Сейчас у нас есть Роспотребнадзор, а также множество профильных институтов, на которые и можно было бы возложить такую миссию, а не создавать новую структуру.
При этом очевидно, что в Советском Союзе следили за качеством намного лучше, чем сейчас. А вот сами ГОСТы сохранились, но понятно, что ГОСТ из «нулевых» это уже совсем другое дело, чем ГОСТы от 70-х годов прошлого века.
Никто не спорит, что нам нужен новый подход к контролю качества. Другой момент, что более жёсткие стандарты приведут к росту издержек и себестоимости производителей, а те, в свою очередь, как обычно, заложат затраты в цены для потребителей, — констатировал он.
Руководитель экспертно-юридической службы Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Татьяна Суетова приводит данные: в их организацию крайне редко обращаются горожане с жалобами на товары, где имеется отметка «ГОСТ» по сравнению с продукцией, произведенной по ТУ.
При этом в ходе исследований зачастую выясняется, что для продуктов по ГОСТу имелись нарушения в ходе транспортировки или хранения, но никак не рецептуры и технологии производства.