Начнут ли экономить на еде и походах в рестораны петербуржцы?

4 апр, 17:04
Светлана Коваленко
Рестораторы Петербурга и продуктовые ритейлеры осторожно отмечают, что спрос на готовую еду на вынос начал меняться, но в залах общепита клиенты есть: горожане снимают стресс едой. Однако уже через месяц картина может кардинально поменяться.
Фото: pexels.com

Московские финансовые аналитики, такие, как, например, «ФИНАМ», констатируют: из-за высокой инфляции доходы россиян начали падать, и они, если ещё не стали сокращать свои расходы, то в ближайшие месяцы будут вынуждены это сделать. По мнению экспертов, отказ от ресторанов связан со снижением покупательской способности и увеличением отпускных цен рестораторов. Приведёт попытка сэкономить и к тому, что россияне начнут больше готовить дома.

Участники рынка общепита Петербурга признают, спрос действительно снизился, хотя залы пока и не пустуют, но подчёркивают: объяснить тренды можно комплексом разноплановых факторов. Другой вопрос заключается в том, что будет с покупательской способностью уже к маю.

Теперь и готовим дома?

Как рассказал совладелец сети пиццерий «22 см» Эльдар Кабиров, в их сети спрос на доставку готовой еды в последние недели ощутимо просел.

— Это где-то минус 15%. Но здесь всё нельзя пока сводить к тому, что люди начали экономить. Надо понимать, что только недавно были сняты пандемийные ограничения. Потому люди соскучились именно по походам в общепит. Плюс последние недели была хорошая, солнечная погода, когда все хотели выбраться из дома и прогуляться, — считает он.
Фото: vk.com/pizza22cm

Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон уточнил, что в ситуации с готовой едой правильнее говорить о стагнации в последнее время.

— Также не вполне корректно сравнивать февраль, в котором, как всем известно, 28 дней, и март с 31 днём. Кроме того, сейчас идёт пост, его теперь соблюдают достаточно много людей, — пояснил он.

Генеральный управляющий группы «Рестораны Арама Мнацаканова» Александр Батушанский увидел падение по рынку доставки в 10—30% и напрямую связал тренд с тем, что люди уже начали экономить и готовят теперь дома.

Совладелец ТД «РеалЪ» Александр Мышинский вспоминает, что в феврале в их сети запустили фабрику готовой кухни.

— В единицах поданных изделий в последние недели там даже есть рост, но не в деньгах. Люди стали покупать более дешёвую продукцию. Образно говоря, если раньше покупатель брал сэндвич с красной рыбой или тунцом, то теперь это сэндвич с сыром и колбасой, — констатировал он.

Спецнаборы

Отметим сразу, специализирующиеся на доставке готовой еды компании, такие, как, например, Ozon, от комментариев отказались. «Яндекс. Еда», «Dostаевский» на запросы не отреагировали.

Фото: Zamir Usmanov globallookpress.com
Фото: Zamir Usmanov/globallookpress.com

Впрочем, руководитель GR направления Delivery Club Александр Оленин на пресс-конференции в московском отделении ТАСС признал, что сейчас «идёт рост персональных продуктов питания».

— Люди возвращаются к готовле. Идёт рост спроса на комплекты продуктов для готовли дома, — заявил он, в частности.

Этот тренд косвенно подтверждают данные компании «Авито», согласно которым в марте продажи товаров для кухни на платформе возросли почти в полтора раза по сравнению с февралем. В сравнении с мартом прошлого года количество проданных принадлежностей для приготовления пищи увеличилось вообще на 70%.

— Чаще всего на «Авито» покупали посуду и товары для кухни. Количество продаж по этим категориям в марте, по сравнению с февралём, увеличилось в полтора и два раза соответственно. А средний чек составил 1700 рублей. Мелкую бытовую технику миксеры, хлебопечи, пароварки, мультиварки, электрогрили и другие приборы стали покупать в полтора раза чаще, а средний чек составил в марте 6000-8000 рублей. Продажи микроволновых печей выросли в марте тоже в полтора раза при средней стоимости 4800 рублей, — рассказали в пресс-службе компании.

Впрочем, отметим, что ажиотажный спрос в начале марта наблюдался на всю бытовую технику.

«Одноразовое счастье»

Большинство рестораторов комфорт и среднего класса отмечают, что клиентов в залах меньше вовсе не стало, наоборот, в каких-то заведениях людей даже прибавилось за счёт того, что они … «перекачивали» из премиум сегмента.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Владелец сети заведений «Бюро» Пётр Лобанов поясняет, что сейчас многие находятся в стрессовом состоянии и ищут «одноразовое счастье» в виде того же гамбургера.

— Хотя я не исключаю, что скоро к нам могут пойти люди, которые ранее могли себе позволить посещать более дорогие заведения, — прогнозирует он.

Максим Кораблёв-Дайсон добавляет, что заполненные залы можно объяснить комплексом факторов.

— Сюда, в том числе, подпадает то обстоятельство, что раньше были люди, которые могли себе позволить заграничные поездки. Теперь в современных реалиях они никуда не поехали, но пошли в ресторан для снятия психологического напряжения. Также важно понимать, что серьёзно на 10-15% выросла себестоимость продукции, всё растёт в цене. В этих условиях у людей какое-то время продолжают сохраняться старые психологические привычки. То есть, клиенты по инерции считают, что им надо сходить в ресторан. Но теперь тщательно подходят к выбору места. То есть, если раньше, например, это был премиальный сегмент, то теперь будет что-то подешевле, — поясняет он.

С коллегой полностью согласен Эльдар Кабиров.

— Да, в непростые времена всегда наблюдалась миграция клиентов из высокого сегмента в средний, а из среднего в ещё более демократичный. Возможно, и теперь мы получим через какое-то время такой тренд. Но пока люди видят, что происходит с ценами, понимают, что через какое-то время придётся экономить, но ментально перестроиться ещё не успели, — констатирует он.
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Александр Батушанский настроен пессимистично: по его словам, как и в случае с доставкой готовой еды падение по клиентам в залах составляет от 10 до 40% в зависимости от особенностей каждого конкретного заведения.

На условиях анонимности участники рынка подчёркивают: всех крайне тревожит, что станет с покупательской способностью уже в середине апреля — мая, когда многие петербуржцы, как и россияне, будут вынуждены затягивать пояса, а иностранцы, для которых никто не отменял общемировую инфляцию, появятся не скоро. Ещё один негативный тренд, рискующий проявить себя: это переход населения на дешёвые продукты более низкого качества, чем раньше.

Другое по теме