Начнут ли экономить на еде и походах в рестораны петербуржцы?
Московские финансовые аналитики, такие, как, например, «ФИНАМ», констатируют: из-за высокой инфляции доходы россиян начали падать, и они, если ещё не стали сокращать свои расходы, то в ближайшие месяцы будут вынуждены это сделать. По мнению экспертов, отказ от ресторанов связан со снижением покупательской способности и увеличением отпускных цен рестораторов. Приведёт попытка сэкономить и к тому, что россияне начнут больше готовить дома.
Участники рынка общепита Петербурга признают, спрос действительно снизился, хотя залы пока и не пустуют, но подчёркивают: объяснить тренды можно комплексом разноплановых факторов. Другой вопрос заключается в том, что будет с покупательской способностью уже к маю.
Теперь и готовим дома?
Как рассказал совладелец сети пиццерий «22 см» Эльдар Кабиров, в их сети спрос на доставку готовой еды в последние недели ощутимо просел.
— Это где-то минус 15%. Но здесь всё нельзя пока сводить к тому, что люди начали экономить. Надо понимать, что только недавно были сняты пандемийные ограничения. Потому люди соскучились именно по походам в общепит. Плюс последние недели была хорошая, солнечная погода, когда все хотели выбраться из дома и прогуляться, — считает он.
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон уточнил, что в ситуации с готовой едой правильнее говорить о стагнации в последнее время.
— Также не вполне корректно сравнивать февраль, в котором, как всем известно, 28 дней, и март с 31 днём. Кроме того, сейчас идёт пост, его теперь соблюдают достаточно много людей, — пояснил он.
Генеральный управляющий группы «Рестораны Арама Мнацаканова» Александр Батушанский увидел падение по рынку доставки в 10—30% и напрямую связал тренд с тем, что люди уже начали экономить и готовят теперь дома.
Совладелец ТД «РеалЪ» Александр Мышинский вспоминает, что в феврале в их сети запустили фабрику готовой кухни.
— В единицах поданных изделий в последние недели там даже есть рост, но не в деньгах. Люди стали покупать более дешёвую продукцию. Образно говоря, если раньше покупатель брал сэндвич с красной рыбой или тунцом, то теперь это сэндвич с сыром и колбасой, — констатировал он.
Спецнаборы
Отметим сразу, специализирующиеся на доставке готовой еды компании, такие, как, например, Ozon, от комментариев отказались. «Яндекс. Еда», «Dostаевский» на запросы не отреагировали.
Впрочем, руководитель GR направления Delivery Club Александр Оленин на пресс-конференции в московском отделении ТАСС признал, что сейчас «идёт рост персональных продуктов питания».
— Люди возвращаются к готовле. Идёт рост спроса на комплекты продуктов для готовли дома, — заявил он, в частности.
Этот тренд косвенно подтверждают данные компании «Авито», согласно которым в марте продажи товаров для кухни на платформе возросли почти в полтора раза по сравнению с февралем. В сравнении с мартом прошлого года количество проданных принадлежностей для приготовления пищи увеличилось вообще на 70%.
— Чаще всего на «Авито» покупали посуду и товары для кухни. Количество продаж по этим категориям в марте, по сравнению с февралём, увеличилось в полтора и два раза соответственно. А средний чек составил 1700 рублей. Мелкую бытовую технику миксеры, хлебопечи, пароварки, мультиварки, электрогрили и другие приборы стали покупать в полтора раза чаще, а средний чек составил в марте 6000-8000 рублей. Продажи микроволновых печей выросли в марте тоже в полтора раза при средней стоимости 4800 рублей, — рассказали в пресс-службе компании.
Впрочем, отметим, что ажиотажный спрос в начале марта наблюдался на всю бытовую технику.
«Одноразовое счастье»
Большинство рестораторов комфорт и среднего класса отмечают, что клиентов в залах меньше вовсе не стало, наоборот, в каких-то заведениях людей даже прибавилось за счёт того, что они … «перекачивали» из премиум сегмента.
Владелец сети заведений «Бюро» Пётр Лобанов поясняет, что сейчас многие находятся в стрессовом состоянии и ищут «одноразовое счастье» в виде того же гамбургера.
— Хотя я не исключаю, что скоро к нам могут пойти люди, которые ранее могли себе позволить посещать более дорогие заведения, — прогнозирует он.
Максим Кораблёв-Дайсон добавляет, что заполненные залы можно объяснить комплексом факторов.
— Сюда, в том числе, подпадает то обстоятельство, что раньше были люди, которые могли себе позволить заграничные поездки. Теперь в современных реалиях они никуда не поехали, но пошли в ресторан для снятия психологического напряжения. Также важно понимать, что серьёзно на 10-15% выросла себестоимость продукции, всё растёт в цене. В этих условиях у людей какое-то время продолжают сохраняться старые психологические привычки. То есть, клиенты по инерции считают, что им надо сходить в ресторан. Но теперь тщательно подходят к выбору места. То есть, если раньше, например, это был премиальный сегмент, то теперь будет что-то подешевле, — поясняет он.
С коллегой полностью согласен Эльдар Кабиров.
— Да, в непростые времена всегда наблюдалась миграция клиентов из высокого сегмента в средний, а из среднего в ещё более демократичный. Возможно, и теперь мы получим через какое-то время такой тренд. Но пока люди видят, что происходит с ценами, понимают, что через какое-то время придётся экономить, но ментально перестроиться ещё не успели, — констатирует он.
Александр Батушанский настроен пессимистично: по его словам, как и в случае с доставкой готовой еды падение по клиентам в залах составляет от 10 до 40% в зависимости от особенностей каждого конкретного заведения.
На условиях анонимности участники рынка подчёркивают: всех крайне тревожит, что станет с покупательской способностью уже в середине апреля — мая, когда многие петербуржцы, как и россияне, будут вынуждены затягивать пояса, а иностранцы, для которых никто не отменял общемировую инфляцию, появятся не скоро. Ещё один негативный тренд, рискующий проявить себя: это переход населения на дешёвые продукты более низкого качества, чем раньше.