Потянулись за клиентом: готовы ли рестораторы Петербурга прийти в Ленобласть?
О рекордном всплеске интереса петербуржцев к аренде и покупке недвижимости на загородном рынке на фоне пандемии и невозможности уехать в отпуск за границу участники рынка заговорили ещё прошлым летом. С тех пор тренд только набирает обороты. Так, по данным консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» цены на коттеджи только за первое полугодие этого года подскочили на 14%, если считать от стоимости «квадрата». Раньше такую же планку на рынке брали за три года, с начала 2018 и до конца 2020-го. При этом ограничения на выезд за рубеж и даже в отдельные российские регионы сохраняются, на фоне чего набирает популярность внутренний туризм, в том числе, в Ленобласть. А, как известно, любой бизнес всегда следует за интересами клиентов. На организованном объединением «Рестоград» в Гатчине мероприятии «Ресторанный бизнес за городом. Ждут ли петербургских рестораторов в Ленобласти» участники рынка обсудили, какие возможности и вызовы готовит 47-й регион.
Уникальная ситуация
Как подчеркнула председатель Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленобласти Светлана Нерушай, в настоящее время в регионе наблюдается уникальная ситуация с точки зрения потребительского рынка.
— Даже в ковидный 2020 год мы были в числе пяти регионов, которые дали плюс по розничному товарообороту. Понижение выручки по общепиту тогда было понятно, так как ограничительные меры коснулись и этой сферы. Но первое полугодие 2021 года уже даёт положительную динамику на уровне 5—7%. Связано это, прежде всего, с туристическим потом в Ленобласть и балансом ограничительных мер, которые были разными для различных территорий, — пояснила Светлана Нерушай и добавила, что по итогам 2021 года рост в общепите может быть и выше.
Она обратила внимание также на то, что агломерационная зона в границах Петербурга и Ленобласти сейчас однозначно востребована с точки зрения жилья, так как удобно добираться.
— Турист, приезжая в Петербург, всё больше заходит в Ленобласть. Таким образом, востребована общественно-деловая туристическая активность территории, которая влечёт за собой интерес населения как места проживания, — подчеркнула Светлана Нерушай.
При этом, как она констатировала, в 47-м регионе пока что не везде есть предприятия общепита высокого уровня обслуживания с широким ассортиментом блюд. В некоторых заведениях «нельзя даже выпить нормальную чашку кофе».
— Потому мы заинтересованы в крупных, сетевых компаниях, которые умеют это уже делать. Но нам заявляют о низком уровне рентабельности. Здесь с точки зрения компенсации затрат такому бизнесу есть очень много вопросов, но мы над этим работаем, — призналась Светлана Нерушай.
Везде, кроме…?
Исполнительный директор объединения «Рестоград» Александр Ружинский обратил внимание на то, что бизнес в Ленобласть привлекают земельные участки, где можно возводить крупные отдельно стоящие объекты. В Петербурге пятен под застройку практически не осталось. Поэтому рестораторам важно разобраться в механизме по предоставлению участков.
Начальник отдела по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка администрации Гатчинского района Наталья Рудченко тут же рестораторов отчасти разочаровала.
— Гатчина это не самый удачный пример. У нас много плотной застройки, плюс у нас много охраняемых зон, много чего находится под защитой ЮНЕСКО. Скажем, что в Гатчине есть дополнительные трудности. Но, несмотря на это, предприятия общепита открываются. Например, к нам пришёл «Теремок», — пояснила Наталья Рудченко.
Вместе с тем, она подчеркнула, что в Ленобласти строится большое количество многоквартирных домов, у которых на первых этажах имеются нежилые помещения.
— При проектировании можно изначально общаться с застройщиком и выкупать помещение с теми параметрами, которые хочется видеть. Такие объекты изначально проектируются по всем требованиям и с шумоизоляцией. Там проблем возникнуть не должно. По времени работы объектов в МКД, если выполнены все условия, кроме действующих сейчас ковидных, ограничений нет, — подчеркнула Наталья Рудченко.
В надежде на Усть-Лугу и «Скандинавию»
Как отметил Александр Ружинский, бизнес всегда привлекает «чистая поляна», у которой есть перспективы дальнейшего развития. Так, например, многие слышали о перспективах развития портовых мощностей Усть-Луги. Это локация привлекает рестораторов. В связи с этим Александр Ружинский поинтересовался, какие еще проекты могут быть реализованы в регионе.
Светлана Нерушай напомнила, что уже три года реализуются программы по созданию комфортной городской среды. Проекты по благоустройству запускаются в Лужском районе, в Киришах, Кингиссепе.
— Но в эту городскую благоустроенную среду вписываются пока нестационарные торговые объекты. Это больше тема фудтраков сейчас. В Выборге недавно сама увидела ресторан-трамвай. Но масштабы благоустройства там ограничены, — поделилась Светлана Нерушай.
Сейчас в правительстве Ленобласти ставку делают на Выборгский район, где много инфраструктурных проектов, связанных с перевалкой грузов. Это новые терминалы, которые проектируются сейчас. Для них потребуется персонал, а для него — жильё, после чего и встанет вопрос об общепите.
Совладелец «Теремка» Виталий Свидовский припомнил и проект по реконструкции 34-километрового участка трассы «Скандинавия». Через три года его должны дотянуть от посёлка Кирилловское до транспортного обхода города Выборга. После чего город получит «второе дыхание».
— Поэтому рассчитывать надо не только на проживающих в городе, но и на поток туристов к границе с Финляндией, — согласилась Светлана Нерушай.
Между тем, как признали рестораторы, сейчас в Ленобласти есть серьёзная проблема с дорогами, особенно местными. Некоторые трассы просто убиты, что отражается негативно на логистике.
В целом, готовы?
Соавтор концепций брендов ресторанов «Пхали Хинкали» и «Хачо и Пури» Максим Кораблёв-Дайсон уточнил, что у сети есть одна точка в Кудрово и в Гатчине.
— Сегодня мы меняем вектор своего развития из Петербурга в регионы. Мы считаем, что бизнес надо вести корректно по отношению к партнёрам. Потому что для любого города есть средневзвешенное количество столовых, кафе, баров, ресторанов, которые этому городу необходимы. И при выборе точек, если мы видим близкий к нам бренд партнёров, коллег, то мы принимаем решение не теснить друг друга, а находить места, где есть спрос. Нам интересно развитие в Ленобласти, в небольших городах, — поясняет Максим Кораблёв-Дайсон.
По словам Виталия Свидовского, 47-й регион — это очень хороший и перспективный рынок для развития общепита, причём не просто высокого уровня, но и высококлассного.
— Пандемия научила людей жить не только в городе, но и быть ближе к природе. Поэтому мы и уверены, что миграции будут идти от обратного. Раньше все хотели жить в центре большого мегаполиса, сейчас все хотят жить в пригороде. Плюс мы верим в программу развития малых городов. В то, что они действительно станут классными туристическими местами, в которых очень приятно проводить время. Но там, безусловно, нужны и инфраструктурные вещи, такие, как гостиницы и рестораны, — пояснил Виталий Свидовский.
Сейчас сеть ведет переговоры по запуску точки в Усть-Луге. В перспективе речь пойдет о Кингиссепе, Выборге и Луге.
Кто быстрее?
Обсуждалась на мероприятии и возможность предоставления земли в Ленобласти под гастрономический кластер. Чиновники Петербурга намеревались реализовать такой проект на 30 га в промзоне «Парнас», но новостей о нём давно не было.
— Мы искренне надеемся, что сложностей с созданием гастрономического кластера в промзоне «Парнас» не будет и нам удастся довести это начинание до конца. Но, тем не менее, бизнес руководствуется всегда простыми правилами: инвестиции и временные ресурсы. И мы всегда будем смотреть на то, какие лучшие предложения делает тот или иной субъект. Если так получится, что Ленобласть сделает нам предложение по развитию тех или иных производств на территории региона, и если и оно будет быстрее, выгоднее, то мы будем именно законами бизнеса, — отметил Александр Ружинский.
При этом он констатировал: проект промзоны «Парнас» сейчас наиболее проработан.
— Желающих разместиться на этой территории петербургских рестораторов достаточно для освоения 30 заявленных га. Но нам бы хотелось, чтобы этот вопрос решился намного быстрее, потому что бизнес не может ждать, — подчеркнул Александр Ружинский.