В России в четвертую субботу июля ежегодно отмечается День работника торговли. Он был учреждён указом президента РФ от 7 мая 2013 года. В этом непростом втором пандемийном годе праздник приходится на 24 июля. При этом к августу 2021-го в новых реалиях властями Петербурга поставлена задача вакцинировать от коронавируса 60% работников торговли и общепита. Персонал многих предприятий против процедур не возражает ради сохранения рабочих мест. Между тем, появилась в этом году и примечательная для населения законодательная новелла, драйвером развития которой стал бум e-commerce.
Меморандум со Смольным и Роспотребнадзором о необходимости вакцинации персонала ритейла и общепита был подписан в июне этого года. На встрече тогда присутствовала глава управления ведомства Наталия Башкетова. При этом с 17 июня в городе запретили работу фуд-кортов в торговых центрах, а рестораторам ограничили время приема клиентов с 02:00 до 06:00.
Чтобы не попасть под новые запреты и «чёрную метку» разносчика заразы, участники рынка уже активно включились в кампанию по вакцинации персонала и обещают уложиться в сроки.
Как рассказал 78.ru генеральный директор ТРЦ « Галерея» Дмитрий Зубков, значительная часть сотрудников арендаторов уже прошла первый этап процедуры, при этом дополнительная мотивация в виде отгулов или прибавки дней к отпуску даже не понадобилась.
— Люди прекрасно все понимают сами, все хотят сохранить бизнес и рабочие места. Другое дело, что темпы вакцинации сдерживает нехватка в городе прививочных кабинетов. Многим приходится простаивать в очереди часами, но полагаю, мы с задачей справимся, — констатировал Дмитрий Зубков.
По словам гендиректора торгового дома «Пассаж», партнёра Jensen Group Дмитрия Абрамова, в их компании также большинство сотрудников уже прошли вакцинацию. При этом каких-то особых трудностей с записью на прививку большинство работников не испытывали.
Как подчеркнул совладелец «Теремка» Виталий Свидовский, к середине августа в их сети возможно даже будет достигнута планка в 70% привитых сотрудников.
— Сейчас темпы вакцинации набраны уже хорошие, но для этого было проделано много работы. Так, мы делали за счёт компании тест на антитела, проводили разъяснительную работу, приглашали на встречи с коллективом уважаемых врачей. Наш второй сособственник, сделавший прививку, также лично встречался с коллективами. Мы регулярно информируем сотрудников о наличии вакцин в тех или иных поликлиниках. Проблема в том, что у нас сейчас наблюдается нехватка персонала. Но даже в этих условиях мы приняли для себя решение, что в день прививки будет предоставлять выходной. Также есть трудности с тем, что не всегда бывает выбор из трёх существующих вакцин, а многие всё-таки хотят выбирать между ними с учётом рекомендаций врачей, — подчеркнул Виталий Свидовский.
Совладелец сети «РеалЪ» Александр Мышинский надеется, что к августу удастся привить 80% офисных сотрудников. Однако с линейным персоналом не всё складывается гладко из-за противоречивой информации в Интернете и тех же соцсетях. Кроме того, в городе существуют и очереди в кабинеты, где-то записаться реально только на август.
— Я сам переболел коронавирусом, мне пока прививаться ещё нельзя. Однако у нас в компании были те, кто перенёс заболевание очень тяжело. Их пример стал стимулом для многих всё-таки записаться на вакцинацию, — поделился Александр Мышинский.
По его словам, некоторые крупные федеральные игроки даже проводили показательную вакцинацию высшего менеджмента. Так было, например, в Х5 Retail Group в их бренде «Пятёрочка».
Отметим, что далеко не все участники рынка Северной столицы готовы комментировать ход прививочной кампании у персонала. Достаточно часто такая позиция встречается, например, у представителей fashion- ритейлеров.
Как поясняет генеральный директор INFOLine Иван Федяков, такая тенденция связана с тем, что в данной отрасли существует большая «текучка» персонала, и одного сотрудника вполне себе можно заменить другим, тогда как хорошие специалисты продуктовых сетей и общепита всегда, а особенно в пандемию, «нарасхват».
— В не продуктовом сегменте проблемы с заменой персонала возникают разве что со специализированными консультантами по технике, где нужны определённые навыки и знания. Сейчас же с учётом ещё аномальной жары многие продавцы одежды, принципиально не желающие прививаться, просто увольняются и ждут осени, чтобы подыскать себе новое место, возможно, и в другой сфере. Некоторые рассчитывают и на то, что город не вернутся мигранты, а работники всегда будут нужны всем отраслям, — поясняет аналитик.
О более медленном развитии в том же, например, интернете fashion-ритейлеров говорит и аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
— Ожидаем, что рост российского рынка интернет-торговли в целом в 2021 году будет в рамках 15 — 20%. Онлайн-рынок одежды развивался медленнее таких направлений, как онлайн-продажа электроники и бытовой техники в предыдущие годы, продемонстрировав бурный рост в 2020 году из-за введения ограничительных мер. В ближайшее время будет происходить укрупнение игроков рынка. Это же станет фактором роста качества сервисов и популярности интернет-магазинов, — считает, в частности, эксперт.
Евгений Миронюк напоминает также, что в этом году вступила в силу знаковая законодательная новелла как для петербуржцев, так и всех россиян. Так, при поступлении претензии потребителя продавец должен направить ему ответ. Ранее такой обязанности не было. Отвечали только те, кто дорожит репутацией.
Ранее 78.ru рассказывал, какие новые тренды ждут горожан в развитии продуктовых сетей.