Профессор кафедры европейских исследований СПбГУ, доктор политических наук, кандидат исторических наук Наталья Ерёмина считает, что проблемы с европейскими странами начались в 2007 году, когда «русский вопрос» перекочевал там из внешнеполитической повестки во внутреннюю.
— У наших ближайших соседей тогда эта тема стала одной из самых важных, моментом манипуляции, интерпретации. В 2014—2015 годах Финляндия потеряла 6 тыс. рабочих мест из-за антироссийский санкций, чем население было очень недовольно. Этим вопросом начали манипулировать, обещая, что пересмотрят позицию в отношении санкций, тем не менее, этого не происходило. Второй момент — угрозы безопасности. Нам понятно, что они нереальные, мифические, но для Финляндии и Швеции являются реальными, поскольку во время российских учений США сообщает, что все они направлены на то, чтобы отработать ядерный удар по соседним странам, — рассказала Ерёмина в эфире 78-го телеканала.
По её словам, в этих странах население регулярно обрабатывают все средства информации — там вообще нет позитивных новостей о России.
— Мы понимаем, что Финляндия не заинтересована в ужесточении визовой политики, но они вынуждены делать это таким же образом, как решался вопрос о вступлении в НАТО. Я думаю, тут играет роль такой фактор как нежелание признавать ошибки. Если согласиться, что они не должны идти по линии антироссийского ужесточения, это значит признать неправильность своей политики в отношении России за длительный период времени, неправильную трактовку украинского кризиса. Ни одно правительство на это не пойдёт, — считает специалист. — Также, на мой взгляд, сыграл роль опыт ковида. На это время границы были закрыты, но бизнес не умер. На тотальное закрытие, думаю, они не пойдут.
Согласен с ней и политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
— Европейские страны, вводя в марте-апреле санкции, думали, что это на полтора-два месяца: Россия не выдержит давления, откажется от политики на Украине и всё можно будет вернуть обратно. Весной разговоров об отмене виз не было. Сейчас давление с ограничениями — это игра не на всё население нашей страны, в России загранпаспорта имеют 10-15% населения. Все понимают, что это давление на определённый слой, который может принимать решения. В Москве и частично в Петербурге был слой людей, для которых поехать на шопинг в Милан — нормальное занятие, сейчас такой образ жизни придётся менять. Расчёт у них на то, что эти люди будут недовольны, станут давить на правительство с целью поменять курс страны. Да, это вызовет какое-то недовольство, но в целом в стране не будет потрясений. Негативное отношения к русским будет продолжаться, на машины с нашими номерами будут негативно реагировать, — отметил Солонников.
Эксперт считает, что в настоящий момент европейским политикам нужно объяснять, почему в ЕС стало жить хуже, и не из-за них, а из-за плохих русских.
— И современный мейнстрим будет эту политику транслировать. Нынешние партии, которые проводили антироссийскую политику, планируют это делать дальше. Сейчас оседлали нового информационного коня и будут его разгонять, — заключил он.
Ранее 78.ru писал о том, что МИД Финляндии вдвое ограничит число принимаемых от россиян заявлений на шенгенские визы.