«Письма счастья» о поднятии цен на молочную продукцию осенью 2024 года некоторые ретейлеры получили ещё в конце августа. Тогда о таких намерениях сообщили многие крупные производители: «Пискарёвский молочный завод», «Галактика», «Милком», структуры бывшего французского Danone, ныне АО «Эйч энд Эн».
Теперь речь может пойти о новом витке роста стоимости «молочки» дополнительно к традиционному осеннему подорожанию. Участники рынка объясняют: те же молочные жиры раньше закупались в основном в Европе, но последние пакеты санкций поставили на поставках крест. Есть и нюанс в неожиданно выросшем спросе именно на качественную натуральную продукцию со стороны детсадов и школ Северной столицы.
Зато больше не должен расти в цене хлеб и хлебобулочные изделия, за исключением изделий из замороженного теста.
Как рассказал совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский, цены на «молочку» к осени растут в среднем стандартно на 10—15%, а затем корректируются ближе к весне.
— Здесь всё понятно, объём производства традиционно падает по сравнению с летом. Становится меньше корма, надои уменьшаются. На 10% сейчас хочет увеличить стоимость «Пискарёвский». Этот производитель уже давно покинул нишу эконом сегмента и перешёл в категорию «средний плюс». В этом году подорожание на молочку может быть и выше стандартного, — констатировал он.
Заместитель гендиректора Пискарёвского молочного завода Георгий Житмарев готов разъяснить. Последнее уведомление о повышении цен на 10% компания направляла в августе. Изменение вступило в силу с 10 сентября.
— Причём оно касалось всех клиентов, с которыми мы работаем. Повышение было для всех одинаковым. Больше никаких уведомлений мы не рассылали, и планов по повышению стоимости продукции у нас сейчас нет, — подчёркивает он.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин признает, что подорожание есть, но нельзя говорить о каких-то резких ценовых скачках. Оно ограничено в пределах нескольких рублей. Это рутинное повышение цен, которое длится давно.
— Также надо понимать, что цены на ту же молочку объективно из года в год увеличивались по осени в силу объективных причин. И, да, до нового года цены на молочные продукты ещё подрастут. Стоимость бутылки у крупных производителей («Эйч энд Эн», По, ВимБильДан) сейчас подросла на 5—7 рублей, это не критично для многих, — полагает Михаил Лачугин.
Как добавляет эксперт, сейчас часто ведутся разговоры о дефиците сырья, но это не так.
— Опять же у крупных игроков рынка в плане производства имеются контракты на месяцы вперёд, — подчёркивает Михаил Лачугин.
Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов видит ситуацию в несколько другом свете. По его мнению, цены растут из-за серьёзного выросшего спроса и дефицита продукции.
— У городских детсадов и школ серьёзно изменились в сторону ужесточений требования к качеству «молочки». Соцобъекты больше не хотят иметь дело с ненатуральной продукцией и всякими заменителями натуральных жиров. Детсады и школы и генерируют теперь повышенный спрос, тянущий за собой цены. По крайней мере, так нам рассказывают производители, — делится он.
Как добавляет Антон Вересов, один из таких производителей, ссылаясь на дефицит и высокий спрос, вообще предложил оптовикам покупать теперь «молочку» в… крупных торговых сетях. Примечательно, что в пресс-службе «Ленты» на вопрос о том, отправляли ли поставщики уведомления о поднятии цен, отвечать отказались.
Как считает Александр Мышинский, больше всего подорожать этой осенью может продукция с высоким содержанием молочного жира (сливочное масло, сливки и т.д). Тут стоит вспомнить, что из недружественных стран сырьё уже не поставляется, что, безусловно, сыграло роль.
Георгий Житмарев напоминает, что жиры можно условно разделить на две категории. Это, во-первых, натуральные продукты, собственно сливочное масло. Его в последние годы поставляли нам из Белоруссии, и ничего здесь не поменялось.
— Есть вторая категория — это искусственные жирозаменители, пальмовое масло, псевдосливочные продукты и т. д. Вот их везли из-за границы. Пальмовое масло, например, из Индонезии. Но мы с заменителями никогда не работали, — подчёркивает Георгий Житмарев.
На условиях анонимности собеседники отмечают, что ситуация с «молочкой» сейчас чем-то напоминает начало истории с подорожанием куриных яиц в конце 2023-го, хотя «не всё так страшно пока». За молочными продуктами «надо ещё погоняться, искать днём с огнём». Жёсткие дискаунтеры, типа «Семишагофф», держатся за счёт белорусской продукции, буквально вытеснившей на полках российскую.
— Не секрет и то, что белорусы уже давно научились делать специальную продукцию под россиян. И это уже совсем не то качество, как мы привыкли думать, — отмечают участники рынка.
В августе также увеличением цен на хлеб и хлебобулочные изделия угрожали хлебопёки. Как отмечают собеседники, цены на такую продукцию в этом году прошли пик повышений. Так, с начала этого года хлеб подорожал в среднем на 20—30%. Цены росли в три этапа.
Как рассказывают собеседники, в основном это связано с серьёзным расширением Группы Компаний «Коломенский». Так, в начале года этот производитель приобрёл «Хлебный дом» и «Волжский пекарь». Расценки захотели поднять на 10%. Летом стало известно о планах по покупке «Дарницы». Тогда производитель предложил повысить цены на 20—30%, но с таким положением дел многие ретейлеры не согласились. Последний третий этап был в сентябре 2024 года. В итоге на каждом этапе цена росла примерно на 5—10 %.
Хлеб и хлебобулочные изделия по факту дорожали дифференцированно. Например, в эконом-сегменте в среднем батон с 15 рублей вырос до 20. Если говорим о совсем дешёвых изделиях, то с 11 до 16-17 рублей. Это, кажется, немного: всего каких-то 5 рублей, но если пересчитать в процентах — то это 25% прирост.
При этом, некоторым ретейлерам прислали письма о повышении стоимости замороженной продукции (тесто) на 3—7% с 20 октября этого года.
78.ru направила запрос в ГК «Коломенский». На момент публикации материала комментариев не последовало. Редакция готова опубликовать позицию компании, если пояснения будут предоставлены.