С января ни-ни: на Петербург надвигается волна массовых закрытий ресторанов и баров

В 2025 году в России закрылись на 10 % больше заведений общепита, чем годом ранее. Только в одной Москве с конца прошлого года свои точки оптимизируют «Шоколадница», «Ростикс», «Якитория» и Menza. Полностью закрылись «Хлеб насущный», пиццерия Fornetto, сеть баров «Дорогая, я перезвоню», «Валенок» и The Toy, сообщали «Известия».
На ключевых торговых коридорах в центре Петербурга количество закрытий в стрит-ретейле в 1,5 раза превысило количество открытий. В городе на Неве, по данным «Контур.Фокуса», в 2025 было ликвидировано более 2000 ресторанов, около сотни баров и трёх сотен кафе, а в целом по отрасли закрытий на почти 40 % больше, чем в прошлом году.
Зато в центр потянулись продуктовые магазины. Их доля за два года в центральных локациях выросла с 31 до 40 %. Одной из причин такого переформатирования бизнеса именно в Северной столице стало введение в действие с 1 сентября 2025 городского закона о «наливайках». Проблемы у общепита копились давно, а ещё они наслоились на повышение НДС с 1 января этого года с 20 до 22 % и усложнение работы «по упрощёнке».
Ликвидация или ротация?
Закрытых заведений может быть и больше, рассказал председатель Координационного совета Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), владелец сети «Мясо&Рыба» Сергей Миронов в беседе c gazeta.ru. Он подтвердил цифру как минимум в 45 объектов.
— Оценить масштаб процесса сложно: официальной оперативной аналитики по закрытым заведениям нет, далеко не все объявляют об этом публично, и не каждое закрытие попадает в СМИ. Поэтому цифра в районе 45 ресторанов — это скорее те случаи, которые удалось отследить, в основном среди заметных сетевых игроков. Реально закрывшихся заведений, вероятно, больше, — допустил Сергей Миронов.
Он особо остановился на том, что закрытия — это не тренд именно начала 2026-го. Многие заведения работали не просто с нулевой рентабельностью, а даже себе в убыток уже в 2025-м. Экономисты фиксируют серьёзное падение потребительского спроса в целом по стране с августа прошлого года.

Впрочем, в беседе с 78.ru Сергей Миронов был более сдержан в оценках.
— Никаких массовых закрытий ресторанов в целом по итогам 2025-го года в Москве нет. Заведения, работавшие себе в убыток, дотировались за счёт более прибыльных точек и других форматов у рестораторов. Другой вопрос, что сейчас в Москве происходит серьёзная ротация. На место среднеценовых форматов приходят более демократичные, где как таковой кухни и поваров, готовящих еду на месте, практически нет, — пояснил он.
По словам эксперта, позиции по всей стране захватывает фастфуд и casual food, которые изначально нацелены на более низкий средний чек и меньшее время нахождения посетителя в заведении.
— Повторюсь, закрывается что-то интересное для взыскательных покупателей, а открывается что-то более простое, и это печально. С другой стороны, процесс ротации после новогодних праздников наблюдался всегда. Бизнес прекрасно понимает, что в новогодние праздники надо работать, а вот после них по итогам ушедшего года от каких-то неприбыльных точек можно и избавиться либо их переформатировать — обычно это происходит в январе.
Касаясь ситуации в Петербурге, эксперт напомнил, что из-за ограничений на уровне городского законодательства под угрозой оказались небольшие концептуальные бары.
Распивать алкоголь нельзя, продавать можно
Цифру закрытий в 10 % по общепиту за 2025-й приводит и генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. Он также напоминает, что по городскому закону о «наливайках» продавать алкоголь в барах, кафе, ресторанах в многоквартирных домах можно только, если площадь зоны обслуживания превышает 50 «квадратов». То есть фактическая общая площадь заведения должна быть от 100 кв. м. А само оно, по логике чиновников, должно находиться в официальном реестре ресторанов. Этот документ курирует Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга (КППИиТ) Смольного.
Но даже попадание в список в итоге мало что гарантирует. Примечательна ситуация, например, с баром «Стирка». Его сначала оштрафовали за незаконную торговлю спиртным, а потом он всё-таки попал в реестр.
В своём телеграм-канале Максим Черниговский вспоминает и историю бара Breaking Bad. Владельцы заведения в Арбитражном суде попытались оспорить отказ чиновников во включении точки в ресторанный перечень. Но пока решение оказалось не в пользу бизнеса.

При этом продавать алкоголь в продуктовых магазинах и сетях разрешается, если фактическая общая площадь всего объекта более 50 «квадратов». То есть бизнесы с чем-то схожей функцией по продаже алкоголя изначально ставятся в неравное положение.
Вот этим и можно объяснить приход на ключевые торговые коридоры в центре федеральных игроков «Магнит», «Пятёрочка», «ВкусВилл», «Дикси» и рост их доли, о котором сообщают аналитики Nikoliers.
В свою очередь, как напоминает Максим Черниговский, рост НДС тянет за собой увеличение стоимости аренды «квадратов», коммунальных платежей, логистики и т.д.
— В публичной дискуссии всё чаще продвигают удобный тезис: закрытия общепита — это «нормальная коррекция рынка», потому что заведений «слишком много». Параллельно звучит версия про рост готовой еды в рознице, которая якобы «перетягивает» спрос. Конкуренция — нормальна. Но когда закрытия объясняют только «перегревом», из разговора исчезают регуляторные и налоговые факторы, — заключает Максим Черниговский в своём телеграм-канале.
Всё только начинается?
2026 год стандартным точно уже назвать нельзя. Количество гостей по сравнению с прошлым годом в разных заведениях упало на 10–25 %, отмечает директор по развитию новых направлений ресторанной группы Big Family Наталья Митчина.
При этом большинство рестораторов подтвердят тот факт, что декабрь 2025 года был худшим за последние 5 лет, утверждает эксперт. Безусловно, есть исключения, но таких ресторанов не много.
— По моим оценкам, общая выручка в январе 2026 года в лучшем случае будет равна выручке января 2025 года, и это при том, что цены за 2025 год выросли в среднем на 25 %, а это значит, что поток гостей снизился на эти же 25 %, — рассуждает Наталья Митчина.
Напоминает она и о том, что с каждым днём увеличивается потребление готовой продукции в супермаркетах.
— Я думаю, что волну закрытий мы увидим в марте—мае, ибо у всех ещё есть запас прочности. Ну и конечно, часть бизнеса, и не только ресторанного, прекратит свою деятельность из-за нововведений в налоговой политике и при значительном росте всех сопутствующих расходов. Но думаю, что поток гостей восстановится к сентябрю-октябрю. Как показывает моя практика, люди не могут долго находиться в депрессивном состоянии, а рестораны — это одно из немногих мест, которые однозначно повышают настроение, — прогнозирует Наталья Митчина.

С возможным риском массовых закрытий в общепите по весне 2026-го согласны многие участники рынка. Есть в Петербурге теперь и такая специфика, как закрытые летние веранды для отрасли.




