Прямой эфир

Персонал без перчаток и шапочек лезет в еду: что показала проверка сети «Перекрёсток»

Анастасия Шиляева
Вчера, 11:42
Команда программы «Гид 78. Супермаркеты» проверила магазины сети «Перекрёсток» в Петербурге и выявила ряд нарушений — от неправильного температурного режима в холодильниках и отсутствия маркировок до нехватки персонала и проблем с оформлением уголка потребителя. Эксперты оценили безопасность, качество товаров и соблюдение прав покупателей, а также сравнили цены на базовую продуктовую корзину.
Фото: 78.ru

«Перекрёсток»: главное о компании

Сеть «Перекрёсток» была открыта в 1995 году в Москве как один из первых современных супермаркетов в России, а сама компания ведёт историю с 1994 года. В 2002 году магазины появились и в других регионах страны, сейчас их более 900.

18 мая 2006 года была завершена сделка по слиянию двух ведущих российских торговых сетей — «Перекрёстка» и «Пятёрочки». В результате появилась компания X5 Retail Group. Позже сеть запустила собственное производство кулинарии Smart Kitchen, сервис доставки, экспресс-доставки и самовывоза.

Проверка в Петербурге начинается

В Северной столице, согласно карте, открыты 118 магазинов сети «Перекрёсток». Они находятся в каждом районе, при этом зачастую бывает так, что на одной улице находится сразу несколько торговых точек. Команда «Гид 78. Супермаркеты» решила проверить магазины по следующим адресам:

  • Комендантский проспект, 24, корпус 1;
  • Улица Ефимова, 2.

Оценить условия в этих магазинах с точки зрения соблюдения законов и безопасности для покупателей ведущему Александру Гаврилову помогли эксперты: пищевой технолог Елена Григорьева, юрист Юлия Лапина и маркетолог Елена Карлышева.

Отзывы о магазинах «Перекрёсток»

Общий рейтинг сети в интернете низкий. Например, на irecommend.ru он составляет 2,1 балла, на otzovik.com — 2,6, на zoon.ru — 2,64 балла, а на «Яндексе» больше всего — в среднем 4,3 балла. Однако многое зависит от города, самого магазина и даже персонала. Например, супермаркет на Комендантском проспекте, 24, корпус 1, покупатели хвалят за ассортимент, но при этом критикуют за общий беспорядок.

«Цены оказываются не такие как на ценнике».


«Раскладка ужас — по магазину можно бродить часами: выпечка в пяти разных отделах, то же самое касается всего остального».

Отрицательные отзывы на магазин на улице Ефимова связаны в основном с работой персонала. Покупатели жалуются как на кассиров, так и на охранников.

«Персонал отвратительный, злые женщины постоянно орут, создают проблемы и тому подобное. Про охранников молчу».


«Плохо пахнет, грязновато, грубый персонал».

Условия в магазинах «Перекрёсток»: неправильное хранение продукции, сотрудники без шапочек и перчаток

Пищевой технолог Елена Григорьева, составившая компанию ведущему, сразу же заметила в магазине на Комендантском проспекте нарушение: холодильник работал неисправно. В нём находились продукты, которые нужно хранить при более низкой температуре.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В худшем случае на такой продукции начнёт развиваться микрофлора. По словам эксперта, это произойдёт не сразу, но срок годности таких товаров будет ниже, чем указано на упаковке. В другом морозильнике с полуфабрикатами не было лопаток или перчаток, также отсутствовали маркировки.

#

#

— Чем брать? - удивились проверяющие.

В итоге маркировку нашли на самом дне контейнера.

Вопросы возникли и к технике в отделе кулинарии. Там явно было намного теплее, чем нужно, так как в витрине не было стенки.

#

#

После измерения температуры стало понятно, что внутри теплее в два раза. Сотрудница тут же поспешила убрать готовую продукцию.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Кроме того, технолог заметила, что сотрудница, которая раскладывает салаты и готовую еду, работала без шапочки, а также в ювелирных украшениях.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Отсутствие шапочек на людях, которые работают в отделе кулинарии, влечёт административную ответственность. Штраф для юридических лиц от 30 до 50 тыс. рублей, — объяснила юрист Юлия Лапина.

В отделах кулинарии и охлаждённой продукции работаЛ всего один человек. По словам пищевого технолога, в этой зоне нужно больше продавцов, либо они должны менять одежду, так как перекрёстное загрязнение никто не отменял.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Во втором магазине ситуация была похожей: сотрудница накладывала покупателям салаты без перчаток. В холодильниках образовался огромный снежный нарост, а снег и лёд были и в запечатанной продукции.

#

#

Вероятно, продукт несколько раз замораживали и размораживали. Сотрудница забрала пакеты на списание, тем более один из них был повреждён. Позже она принесла документацию, подтверждающую, что такой краб больше не попадёт в морозилку.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ассортимент и качество товаров в магазинах «Перекрёсток»: куда делись маркировки

В отделе кулинарии, как мы рассказывали ранее, продукция размещается в витринах. Информацию о времени изготовления можно получить только у персонала. Во втором магазине — тоже огромная зона с готовой едой, что соответствует современным трендам в торговле, пояснила маркетолог Елена Карлышева.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Здесь достаточно большой выбор готовой еды, — констатировали участники проверки.

Однако нет информации о дате изготовления и том, в каких условиях должна храниться продукция. Бракеражный журнал здесь электронный. Маркировки не было на колбасе, которая продавалась по акции.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru
— Маркировка о скидке не должна закрывать основную маркировку с составом и сроком годности, — отметила маркетолог.

Персонал и соблюдение прав потребителя: неправильно оформленный уголок покупателя и один продавец на несколько отделов

В первом магазине, где пищевой технолог и ведущие усомнились в исправности холодильников, сотрудница начала переубеждать их, что внутри температура ниже -18 градусов. При этом журналы с информацией об этом отказались показать, ссылаясь на запросы через юридическую компанию.

— По требованию потребителя должны предоставить всю полную информацию, чтобы он мог выбрать: покупать ему этот продукт или нет, — прокомментировала ситуацию юрист.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Во втором магазине к уголку покупателя было не пробраться. При этом документация лежала просто в файлике, а на листе не было печати. Не нашлось и телефонов руководства.

— За неверно оформленный уголок потребителя предусмотрена административная ответственность, — напомнили создатели программы.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Однако сотрудники без вопросов предоставили ветеринарные справки на рыбу и мясо. Они объяснили, что данные хранятся в системе. Пообещали исправить и уголок потребителя, оформив его по правилам.

Покупательница же пожаловалась, что на все отделы с едой, которую нужно взвесить и отдать, всего один человек. Из-за этого создаются огромные очереди.

— Адская нехватка людей, — объяснила сотрудница.

Продуктовая корзина

Ведущий Александр Гаврилов собрал продуктовую корзину с любимыми товарами, чтобы узнать, где закупаться выгоднее. В корзину вошли яблоки, томаты, хлеб «Столовый», греча, молоко и куриные грудки. В магазине «Перекрёсток» этот набор потянул на 773 рублей.

Итоги проверки магазинов «Перекрёсток»

Плюсы магазина

  • Расположение магазинов у дома;
  • Торговые залы и помещения содержатся в образцовой чистоте;
  • Вежливый персонал, сотрудники оперативно реагируют на просьбы покупателей;

Минусы магазина

  • Не хватает персонала, поэтому создаются очереди в рыбном и мясном отделах;
  • В морозильных камерах не соблюдается температурный режим;
  • Температура завышена в холодильниках с кулинарной продукцией;
  • Персонал отдела кулинарии не всегда соблюдает санитарные нормы в одежде, также сотрудница выкладывала готовую еду без перчаток;
  • Перемороженный краб в повреждённой упаковке;
  • Один продавец на сырьевую и готовую продукцию;
  • Нарост в холодильнике;
  • Нет лопаток в контейнерах для полуфабрикатов, а также информации на них в открытом доступе;
  • Не везде есть маркировка, а также она наклеена неправильно;
  • Нет номеров руководства;
  • Уголок потребителя оформлен неправильно, а также к нему не пройти.

Чтобы облегчить сравнение торговых сетей между собой, команда программы «Гид 78. Супермаркеты» разработала систему оценки по пяти критериям: чистота, клиентоориентированность, качество товаров, техническое оснащение и соблюдение прав потребителя. Оценка производится по шкале от нуля до десяти. Результаты магазина «Перекрёсток»:

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Общая сумма составила 36 баллов из 50 возможных.

В итоге лидером в нашем рейтинге супермаркетов становится сеть «Перекрёсток», «Лента» опускается на вторую строчку, третьим становится «Магнит». Далее идут «Пятёрочка», «Дикси», «Сезон», «Верный», «Фасоль», «Народный» и «Семишагофф». При этом продуктовая корзина в этом магазине стоит меньше всего — 469 рублей.

Магазины «у дома» должны быть чистыми и безопасными, но рейд по трём петербургским «Пятёрочкам» показал иное. Подробнее читайте в нашем материале.