Прямой эфир

До Шушар за 17 минут: как устроена скоростная трамвайная линия «Славянка» в Петербурге

Татьяна Черных
Сегодня, 12:31
У жителей Шушар случился долгожданный праздник — первые скоростные трамваи пошли в Купчино. Никаких пробок, современные вагоны, а главное, всего 17 минут до метро. И это только начало грандиозного проекта. Со временем рыже-лазурные вагоны помчатся дальше на юг — в Славянку, а возможно, и в Пушкин. Чем же уникален новый трамвайный маршрут — в материале 78.ru.
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

В первый рейс

Открытия движения по «Славянке» в Шушарах ждали с нетерпением и тревогой. В Смольном много раз уверяли, что в декабре 2025-го все работы обязательно завершат и городу будет большой новогодний подарок. Но все понимали, что на стройках подобных масштабов сроки частенько «сдвигаются вправо». Тем более, в середине декабря уже ходили слухи, что линию вот-вот запустят, но оказалось, это был фальстарт.

Губернатор Александр Беглов в эфире телеканала «78» объяснял, что проект очень сложный и новаторский и важно обеспечить безопасность людей. Глава города даже пообещал, что перед началом пассажирских перевозок он сам проедет по маршруту и лично убедится, что всё в порядке.

И действительно, утром 24 декабря градоначальник с десантом чиновников и журналистов прокатились в новеньком вагоне до Балканской площади, и в тот же день трамваи начали курсировать по расписанию.

Маршрут трамвая «Славянка»

Маршруту присвоили второй номер. Он идёт от станции «Купчино» до Валдайской улицы с остановками «Река Волковка» (по требованию), «Вилеровский переулок», «Окуловская улица». Протяжённость пути составляет 4,36 км, а время – примерно 17 минут. Интервал, как предполагается, не должен превышать 5 минут.

Фото: slavyankatram.ru
Фото: slavyankatram.ru

Для «Славянки» закупили 10 трамваев модели 71–932 «Невский», три из них пока находятся в резерве. Вагоны считаются самыми вместительными в Петербурге: в них три секции. В них одновременно может находиться более 200 человек. Благодаря этому «Славянка», как ожидается, будет перевозить не менее 13 млн пассажиров в год.

Вагоны укомплектованы в соответствии со всеми современными требованиями: усовершенствованная система климат-контроля, USB-розетки, Wi-FI, мультимедийные информационные комплексы, ну и конечно, низкая посадка и откидные конструкции для мам с колясками и маломобильных пассажиров.

Сколько стоит проезд и как заплатить

Цена на проезд привычная — 79 рублей за поездку и 60 рублей по «Подорожнику». А вот что необычно: в салоне принимают наличные, причем не кондуктор, а специальный терминал.

Все вагоны российские, собирают их на Невском заводе электротранспорта, а специально для этого маршрута оформили в жизнерадостных оранжево- бирюзовых цветах.

Мосты построены, а реки загнаны в трубу

Строительство «Славянки» стало одним из наиболее сложных и амбициозных проектов легкорельсовых линий в России. Отрезок до Шушар — это лишь первый его этап, хотя, пожалуй, и самый актуальный на данный момент.

Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Посёлку катастрофически не везёт с транспортом. За последние 20 лет здесь вырос огромный жилой массив, и выбираются из него люди с огромным трудом. Московское шоссе здесь всегда стоит в нескончаемой пробке, одноимённая станция метро — слишком далеко. Есть ещё остановка электричек, но и она расположена не слишком удобно. Так что для местных жителей скоростной трамвай с выделенными путями по всему маршруту стал настоящим спасением.

На втором этапе, который завершится до конца 2026 года, линию продлят до микрорайона Славянка. В общей сложности будет проложено более 20 км путей, включая сразу три новых моста и четыре путепровода и даже переустройство русла реки Волковка.

Большая часть самых сложных объектов уже готова: работает автоматизированное трамвайное депо, речка в районе Балканской площади закована в трубу, а на её месте появилась станция. Построены и основные переправы и путепроводы. Так что в администрации надеются, что работы пойдут с опережением графика и, возможно, линию в полном объёме запустят уже к следующему сентябрю, до начала учебного года.

Такие масштабы, естественно, требуют колоссального финансирования. По предварительным оценкам, это более 50 млрд рублей, из них 30 млрд — стоимость самого строительства, а ещё транспорт и сопутствующая инфраструктура. Поэтому проект решили реализовывать в формате государственно-частного партнёрства. В концессию вошли группа компаний «АБЗ-1», Газпромбанк и госкорпорация «Дом.РФ». Концессионное соглашение будет действовать до 2049 года, после чего «Славянка» перейдёт в полное распоряжение города.

Как подчеркнул губернатор Беглов на церемонии открытия, запуск даже первого участка «Славянки» кардинально изменит транспортную инфраструктуру на юге Петербурга. А в качестве дополнительного бонуса пообещал, что во Фрунзенском районе рядом с новым трамвайным маршрутом появятся ледовый стадион и общественное пространство.

Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга
Фото: пресс-служба администрации Санкт-Петербурга

Что известно о продолжении проекта «Славянка»

В перспективе линия «Славянки» должна стать основой для дополнительных трамвайных маршрутов на юге. Об этом шла речь на последнем Петербургском экономическом форуме, где город подписал ещё одно соглашение с основным концессионером ГК «АБЗ-1». В нём предполагается проложить пути до строящегося города-спутника Южный, кампуса СПбГУ и инновационного центра «Невская дельта», а также до железнодорожной платформы «Царское Село», где уже организовано тактовое движение электричек. В будущем это поможет хотя бы частично разгрузить станцию метро «Купчино», которая уже сейчас едва справляется с наплывом пассажиров.

Проект продолжения «Славянки» включает ещё 12 км рельсов, один мост и путепровод. Оценили его более чем в 30 млрд рублей, а вот сроки пока названы крайне условно — года три на проектирование и ещё примерно столько же на строительство. Правда, когда именно инвесторы приступят к новому этапу работ, пока сказать сложно. Видимо, во многом это будет зависеть от того, насколько востребованным окажется первый участок «Купчино — Шушары».