Прямой эфир
+2
Пробки
1
$80.03
94.25
СКА ОДОЛЕЛ «АК БАРС» СО СЧЁТОМ 3:2

Скидки ещё возможны: когда лучше закупаться к новогодним застольям-2026

Светлана Коваленко
Вчера, 15:30
Производители алкогольной продукции рассылают ретейлерам «письма счастья» о повышении стоимости продукции с 1 января 2026. Будет ли горячительное дешевле, чем сейчас и возможно ли ещё закупиться со скидками к новогоднему столу? И когда нужно начинать запасаться выпивкой и закуской — 78.ru выяснил у экспертов.
Коллаж 78.ru: Shatokhina Natalia/globallookpress.com, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, pngtree.com, flaticon.com/Freepik

Любители сэкономить на закупках к новогодним застольям по опыту прошлых лет хорошо знают, что, например, ту же красную икру есть смысл покупать уже в конце ноября, когда стартуют поставки по «свежей» летней путине, а ретейлеры ещё не воспользовались известной поговоркой «дорога ложка к обеду».

Зато с алкоголем, консервированными овощами к любимым салатам и шоколадом стоило повременить до самого конца года, когда появляются наилучшие скидки. Тот же горошек к оливье и кукурузу в магазинах выставляли чуть ли не по себестоимости, а акции на крепкое спиртное, привязанное к минимальным розничным ценам, лились щедрой рекой.

Между тем, в последние годы предпраздничная волна закупок всё больше смещалась во времени. Она отодвинулась от аншлаговых 30 и 31 декабря и растянулась на пятидневку с 26 по 30 числа включительно.

В 2025 году россияне начали намного раньше закупать непродовольственные товары к празднику и предпочли это делать на маркетплейсах. Одновременно аналитики заметили переход к так называемой «сберегательной модели поведения». Поведение в продуктовом ретейле за год у многих россиян тоже изменилось, отмечают участники рынка.

Так, если раньше покупатели предпочитали «затариться» на выходные в одном магазине, отдавая себе отчёт в том, что где-то они выиграют на ценах, а где-то — проиграют, но сэкономят время, то теперь тренд сменился. Кто-то и вообще «переезжает» на маркетплейсы в поисках «нескоропорта», то есть продукции длительного хранения — тех же консервов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Между тем, с алкоголем картину смазал резкий рост акцизов практически на все категории от 8 до 31%, который вступит в силу с 1 января. С этого же момент последует повышение экологического тарифа на тару, наслоившиеся на увеличение НДС до 22% и вероятное увеличение минимальных розничных цен на крепкое горячительное. Корректировка в сторону увеличения присутствовала всегда, но в этом году федеральные власти клятвенно заверяли, что её не будет.

Многие продукты питания планомерно дорожали на протяжении всего года. Повышать на них цены перед Новым годом уже некуда, если сети хотят сохранить своих покупателей, а они, находясь в жёсткой конкуренции между собой, этого в основном хотят, успокаивают собеседники 78.ru.

Алкогольный сюрприз перед Новым годом

Письма производителей алкогольной продукции своим партнёрам о повышении отпускных цен с 1 января есть в распоряжении редакции 78.ru. Речь идёт, например, о таких крупных игроках, как АО «Л Дистрибьюшен» (водка «Царская», арманьяки и т. д.), дочке NovaBev (Beluga, «Беленкая», «Архангельская», коньяк «Ной», «Золотой резерв»), ООО «КВК групп» (Medoff, «Наша марка», коньяк «Македонский», «Крымский»), ООО АСГ («Алкогольная Сибирская группа», объединяет различных производителей, «Пять озер», «Хаски», «Белая Берёзка»), группа «Руст» («Зелёная марка», «Талка», «Журавли», джин Bristolls). Поднять цены производители планируют в среднем на 10–18%.

Информацию об отправке таких писем подтвердил, например, генеральный директор АО «Л Дистрибьюшен» Сергей Клюшкин. В документе этой компании, впрочем, употребляется термин не «партнеры», а «все заинтересованные лица».

На первом месте среди причин подорожания алкоголя — рост акцизов (напомним, на крепкое спиртное это +18%). Затем речь идёт о планируемом увеличении минимальных цен на спиртное крепостью более 28%, затем упоминается пресловутый НДС. На четвёртом месте — повышение стоимости материалов и комплектующих без учёта заявленного с 1 января скачка экологического сбора на стеклотару на 17%.

— По факту подписания и вступления в действие некоторых законодательных актов оставляем за собой право внесения изменений в прайс-лист, — подчеркивается в письме.

Здесь стоит прояснить: информация о том, что Минфин обсуждает с участниками рынка возможность повышения розничных цен на крепкий алкоголь всплыла лишь в начале декабря. Так, для водки минимальный порог вырастет с 349 рублей до 409, для коньяка — с 651 рубля до 755.

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Между тем, ещё в кулуарах ПМЭФ-2025 замглавы Минфина Алексей Сазанов заверял, что в ближайшее время пересмотра не будет. При этом чиновник сделал оговорку, мол, разве что на следующий год. Однако повторим: до декабря такой информации не было.

Тем временем, в группе «Руст» сетуют, в том числе, на рост стоимости стеклянных бутылок и этикеток, вторичной упаковки. В NovaBev обещают поддержать продажи дополнительными программами сбыта. В «КВК групп» говорят о двух волнах подорожаний: с 1 января — на 15–17%, с 1 июля — ещё на 10%.

Дешевле уже не будет

Дешевле, чем сейчас, в сложившихся реалиях алкоголь, а тем более тихие вина, в этом году точно стоить не будут, единодушны участники рынка и эксперты. Дело в том, что на вина как раз и растут рекордно акцизы — аж на 31% с 1 января. Так что закупаться уже вполне можно, если, конечно, есть сила воли дотерпеть, добавляют шутливо некоторые собеседники 78.ru.

То, что «письма счастья» о подорожании ретейлерам придут, было очевидно, объясняет генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский. Как и то, что рано или поздно возобновится разговор о повышении минимальных цен на алкоголь, хотя этот момент не так сильно разгоняет цены, как акцизы.

Ещё какое-то время производители и ретейлеры ещё будут распродавать остатки, поэтому оснований для резкого роста цен на спиртное до конца года нет, добавляет эксперт. Но увеличение стоимости неизбежно произойдёт в первом квартале, ближе к «гендерным праздникам» 23 февраля и 8 марта.

Стоит помнить и о том, что федеральные чиновники крепко задумываются об увеличении пошлин с 1 января и на спиртное из недружественных стран.

Производители уже начали придерживать продукцию на своих складах, чтобы в следующем году продать её подороже, рассказал 78.ru совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский. А ретейлеры, в свою очередь, стараются создать себе запас на 3–4 месяца вперёд. Алкоголь, спрос на который в предпоследние предновогодние дни растет на 30—50%, на полках в 2025-м, конечно, будет, но вот его выбор может оказаться более ограниченным. Особенно если речь идёт о винах.

Теперь без разницы?

В 2025-м многие продукты только дорожали, отмечают участники рынка. «Оливье» окажется самым дорогим новогодним салатом в этом году — на семью из четырёх человек он обойдётся в 576 рублей, подсчитали авторы tg-канала «Продукт медиа».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
— В нём сразу три дорогих ингредиента: колбаса, солёные огурцы и консервированный горошек. Две последние позиции за несколько лет сильно подорожали, — подчеркивали там.

По традиции консервированные овощи в самые предпоследние предновогодние дни ретейлеры выставляли чуть ли не по себестоимости. Правда, была и хитрость, известная только профессионалам. Часто именно такую продукцию ретейлеры получали от поставщиков в качестве бонуса бесплатно или по минимальной стоимости за счёт выполненного объёма продаж. Теперь эта система все больше остаётся в прошлом. Какие-то скидки «номинально и формально будут», но по факту искать стоимость ниже, чем в 2024 или середине 2025-го, уже вряд ли стоит. И поэтому теперь без разницы, в какой день именно их покупать, отмечают эксперты.

О галопирующем подорожании шоколада и шоколадных конфет СМИ писали с завидным постоянством весь 2025 год. Сейчас цены на них стабилизировались, заверил генеральный директор OOO «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов. И именно поэтому уже не будет ни скидок, ни подорожания ближе к праздникам.

В отношении красной икры мнения участников рынка расходятся. Скидки и акции на неё возможны в середине декабря, полагает Александр Мышинский. Продукция слишком дорогая, спрос на неё с годами падает, а стимулировать продажи надо. При этом осенью цены были ниже, чем в прошлом году. Они, как писал ранее 78.ru, стабилизировались на уровне 7 тыс. рублей за 1 кг. Для сравнения в прошлом году то же количество икры в среднем продавали по 10–12 тысяч.

Впрочем, речь идёт о старых запасах и консервированной продукции, парирует Антон Вересов. В опте за последнюю неделю цены на свежую икру, которую потом фасуют, скакнули на 500 рублей. Такой же прирост ожидается и ещё через неделю. Другой вопрос, что свежая икра и не хранится долго. Конечно, её можно заморозить, но все здравомыслящие люди понимают, что вкус будет иным.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Исключение составляют цитрусовые. В этом году цены на них оказались несколько ниже, чем в прошлом — наученные горьким опытом прошлого года поставщики завезли большие партии, поясняет независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин. При этом фрукты всё-таки имеют ограниченный срок хранения, поэтому скупать в ближайшее время те же апельсины и мандарины вряд ли стоит.

Десять раз сходить, один раз — купить?

Изменилось как поведение покупателей, так и самих торговых сетей, отмечает Михаил Лачугин. Ретейлеры, находясь в жёсткой конкуренции, больше не гонятся за прибылью перед Новым годом. Они стремятся сохранить объёмы и удержать «своих» покупателей, чтобы те не ушли к другим на весь следующий год.

В свою очередь, покупатели уходят от схемы закупок в одном гипермаркете в целях экономии времени.

— Теперь часто люди предпочитают сходить в несколько крупных магазинов. Проанализировать цены, убедиться, что их не обманывают. А если вдруг обнаружат, что где-то стоимость необоснованно завышена по соотношению «цена — качество», то они вообще туда больше не придут. Все адекватные ретейлеры прекрасно отдают себе в этом отчёт. Поэтому вряд ли кто-то рискнет завышать цены перед Новым годом. Перспективы на 2026 гораздо важнее, — подчеркивает эксперт.

Наличие такого тренда подтверждает и Александр Мышинский. Но он рекомендует не обходить по 10 магазинов за один день, а всё-таки разнести визиты, чтобы продуманно сравнить цены в разное время. Собеседники 78.ru соглашаются: время «кавалерийских наскоков», особенно, если хочется сэкономить, перед новогодними праздниками и во время них, уже прошло.

78.ru направил запросы NovaBev, ООО «КВК групп», ООО АСГ, группе «Руст» о факте направления писем с планами по повышению цен. На момент публикации ответов не поступило. Редакция готова опубликовать позиции компаний, если комментарии будут предоставлены.