Петербургскому метро показали «палец». Вот почему встали «Балтийцы»

Осторожно, двери не закрываются
Итак, напомним хронику событий. Утром 16 октября, в самый час пик, на первой линии метро ломается один из составов. Его эвакуируют в депо, а в это время закрываются две станции на севере — «Девяткино» и «Гражданский проспект», и две на юге — «Автово» и «Проспект Ветеранов». Город буквально погружается в хаос.
Следующее утро, перегон между «Площадью Восстания» и «Владимирской», и снова застревает «Балтиец». На этот раз всего на пять минут. Выяснилось, что машинист потерял «контроль дверей». Неполадку устранили быстро, но на фоне событий предыдущего дня пассажирам пришлось сильно понервничать.
И, наконец, 20 октября. На конечной остановке «Проспект Ветеранов» поезд долго стоит у платформы, затем высаживает людей и отправляется в депо. Последствия не такие катастрофичные, но давка на перезагруженной станции образовалась солидная.
И всё это происходит на Кировско-Выборгской линии, которую только-только полностью укомплектовали современными составами…

Представители «Октябрьского электровагоноремонтного завода», на базе которого и собирают «Балтийцев», сообщили 78.ru, что причины инцидента выяснит специальная комиссия:
— Окончательную причину поломки в ходе разбора случая установит комиссия, в которую вошли представители метрополитена и завода-изготовителя (ОЭВРЗ). Состав временно направлен в депо «Северное».
Проблема — в пальце
Такие комиссии собираются довольно часто. С конца 2022 года, когда на линии метро Северной столицы вышли первые «Балтийцы», зафиксировано и прошло экспертизу около 10000 случаев разного рода неисправностей. Об этом говорит техническое задание, которое «Петербургский метрополитен» использовал в поиске исполнителей технической экспертизы вагонов моделей 81-725.1/726.1/727.1 (документ есть в распоряжении редакции).
Конечно, большинство из них — это мелкие сбои, которые пассажиры обычно не замечают. Но, что примечательно, всевозможные проблемы именно с дверьми случались около 70 раз только за текущий год. Это и неполадки в блоке управления, который перестает понимать положение дверей и створки не открываются. Часто двери заклинивает из-за ролика, который слетает с рельсов конструкции. Ломается, так называемый, «палец» — маленький болтик, соединяющий мотор с механизмами блокировки. И похоже, эти сложности, на которые регулярно обращают внимание еще с 2023 года, преодолеть никак не получается.
Ирония в том, что именно двери в модели «Балтийца» считаются одним из его основных достоинств. Они шире на 20 сантиметров и, по идее конструкторов, должны ускорять посадку пассажиров, а значит сокращать время стоянки стоянки и увеличивать пропускную способность метрополитена в целом. Но на деле получилось всё наоборот.
— В старых поездах была достаточно простая система — стоял классический советский привод, который закрывал двери в любом случае, — рассказывает Виктор Орлов, руководитель инициативной группы по защите транспортной инфраструктуры. — Сейчас же этот привод более чувствительный. Он не рассчитан на такое, скажем так, «сопротивление» со стороны пассажиров в час пик. Как правило, это и приводит к поломке и остановке движения. Учитывая, что подвижной состав новый, депо ещё потребуется время, чтобы устранить эти технические особенности.

Эту версию подтвердил и сам метрополитен. В ответе на запрос редакции 78.ru о причинах поломок на красной ветке, прямо говорится, что в сбоях движения виноваты мы с вами.
«Также сообщаем, что зачастую причиной неисправности становятся действия пассажиров. Например, посадка в вагон после предупреждения о закрытии дверей. Это приводит к отказу дверного привода, блокировке отправления поезда со станции или высадке пассажиров», — подчёркивают в пресс-службе метро.
Как быстро удастся сделать двери «Балтийцев» менее восприимчивыми к внешним воздействиям, зависит от множества факторов. Так, по мнению Виктора Орлова, если дело именно в электронике, то это полбеды — её можно постепенно перенастроить. А вот если причина в самой конструкции, то придётся менять механизмы в каждом вагоне. А это долго и очень затратно.
В любом случае, ждём заключение комиссии по последним случаям. Оно, как сообщили в метрополитене, должно появиться в конце октября.
На нас снова сэкономили?
Но двери — это далеко не единственная проблема «Балтийцев». Судя по длинному списку поломок за последние три года, поезда регулярно подводит система электроники. И, как предполагают эксперты, причина здесь системная.
Дело в том, что изначально эти составы должны были собираться совместно с японской компанией Hitachi. Но, как и многие другие, она ушла с российского рынка. Пришлось срочно передавать все заказы местным производителям и заниматься экстренным импортозамещением. В результате, «Балтийцев» сегодня изготавливает «Трансмашхолдинг» в Мытищах, а финальной сборкой занимается петербургский «Октябрьский электровагоноремонтный завод». Здесь устанавливают электронику, двери и элементы отделки.

Как рассказали нам источники на заводе, после ухода иностранных партнёров они вынуждены искать комплектующие по всей стране. Сейчас предприятие одновременно работает с десятками поставщиков, и не только отечественных. Некоторые детали всё же поступают из-за рубежа. В первую очередь, это полупроводники и панели, производство которых в России до конца не налажено. Не удивительно, что при такой запутанной цепочке поставок качество отдельных элементов не всегда соответствует стандартам.
Виктор Орлов и вовсе полагает, что на «Балтийцах» сэкономили:
— Составы были разработаны именно для Санкт-Петербурга. Это более экономный вариант, чем модели «Москва», которые ходят в столице. У нас это эконом-версия: нет сквозных проходов и кондиционеров. Естественно, пассажиры жалуются. Как бы сильно ни работала принудительная вентиляция, там всё равно душно. Есть вероятность, что также сэкономили в остальных моментах — в технических и электронных компонентах. Во всяком случае, в Москве о таких коллапсах, как у нас, слышно не было.




