Прямой эфир

Сломаться может всё? Что происходит с поездами «Балтиец» в метро Петербурга

Светлана Коваленко
17 октября, 16:19
Пассажиры петербургского метро второй день подряд наблюдают коллапс из-за поломок поездов «Балтиец», на которые федеральные власти выделили почти 97 млрд рублей. В причинах случившегося предстоит разобраться специальной комиссии, впрочем, не в первый раз. Что происходит с составами, которые призваны стать будущим городской подземки, и чего горожанам ждать дальше — в материале 78.ru.
Коллаж 78.ru: freepik.com, t.me/stroimmetro, wikipedia.org

Последние стали крайними?

Первый коллапс в петербургской подземке случился в утренний час пик 16 октября — на красной ветке встали поезда. Ситуация повторилась и 17-го.

Буквально за день до первого инцидента городские власти отчитались о том, что обновление подвижного состава на этой линии завершено. На красную ветку вышел 37-й по счёту состав «Балтиец», последний, предназначенный для этого направления по текущему контракту с «Трансмашхолдингом».

Всего, по данным Комитета по транспорту, за три года компания «Трансмашхолдинг» передала городу 296 вагонов «Балтийца» в красном оформлении.

— С ноября по декабрь 2025 года также планируется приёмка ещё пяти составов для обслуживания строящейся Красносельско-Калининской (коричневой) линии, которая соединит юго-западные и северо-восточные районы города. Кроме того, в настоящее время готовится к выходу «Балтиец» в фиолетовом исполнении на линию 5. Помимо этого, в следующем году планируется запуск таких поездов на линии 2, — подчёркивалось в сообщении.
Фото: vk.com/a_beglov
Фото: vk.com/a_beglov

Отметим, что всех новых «Балтийцев» красят в цвет ветки, на которой они будут работать. Как известно, только из Фонда национального благосостояния на обновление городской подземки было выделено 97 млрд рублей.

Случаи неисправностей с «Балтийцами» уже происходили неоднократно. Так, в 2023 году городские СМИ писали со ссылками на источники, что неполадки возникли с механизмом дверей и мониторами.

Демонстрация мастерства: что пошло не так в метро

Невольной жертвой гнева пассажиров стал пост на странице Комитета по транспорту о конкурсе профессионального мастерства среди машинистов метро. Последние два дня именно под ним петербуржцы оставляют возмущённые комментарии по поводу коллапса. Понять горожан несложно: многие опоздали на работу и по другим своим делам, а таксисты тут же задрали ценник до небес.

Пользовательница с ником «Ирина Волкова» ещё 16 октября иронизировала:

— Отличный показ мастерства сегодня был утром и вечером, как добраться до работы и обратно, и как озолотить таксистов, которые ценник из за этого коллапса, взвинтили в 3-4 раза, — написала она (здесь и далее пунктуация соблюдены авторские — прим. редакции).

День спустя, 17 октября, та же пользовательница прокомментировала ситуацию снова:

— Сегодня с утра очередной показ в метро? Опять что-то пошло не так? — изумилась она.

Другой подписчик страницы ей ответил: «просто конкурс кончился».

Фото: vk.com/passtransportspb
Фото: vk.com/passtransportspb

Пассажирка метро Юлиана Шуваева добавила в комментариях, что только в этом месяце «второй раз попадает на технические причины», то есть на сломанные новейшие составы, из-за которых стоит линия № 1.

— Первый раз пришлось с «Ленинского» (станции метро «Ленинский проспект» — прим. ред.) верхним транспортом с двумя пересадками ехать до «Автово». А сегодня 30 минут в тоннеле, а далее опять верхним транспортом с тремя пересадками... Как итог — очередное опоздание на работу, — констатировала она.

Неисправность может возникнуть в любой момент?

Представители Комитета по транспорту, надо отдать должное, не оставили комментарии без ответов.

— На Кировско-Выборгской линии утром 16 октября на время было приостановлено движение поездов от «Академической» до «Девяткино». Причиной стал неисправный состав. Поезда следовали с увеличенными интервалами. Как только неисправный состав был доставлен в депо, интервалы начали восстанавливаться. Метрополитен и учреждение «Организатор перевозок» информировали на своих ресурсах об альтернативных способах поездки. Также предприятием Петербургский метрополитен будет усилен контроль за выпуском подвижного состава на линию, — заверили там.

Впрочем, пользователи соцсетей не остались в долгу. Как задалась вопросом одна из пользовательниц «ВКонтакте» Светлана Дрожжина, почему нельзя поддерживать уже имеющуюся инфраструктуру в надлежащем состоянии? Её поддержали другие комментаторы, которые в качестве одного из вариантов решения проблемы предложили пересадить самих чиновников на общественный транспорт.

В ответ в транспортном ведомстве пояснили, что неисправность может возникнуть в любой момент эксплуатации техники. Все эти случаи выявляются предприятием, берутся на контроль, учитываются в работе, чтобы впредь предотвратить подобные ситуации.

Что известно о расследовании инцидента с «Балтийцем»

Отметим, что «Балтийцы», изготовленные «Трансмашхолдингом», дособирают на предприятии Октябрьский электровагоноремонтный завод (ОЭВРЗ). Комментируя очередные неполадки, 16 октября там заверили, что причины инцидента выяснит специальная комиссия.

Фото: vk.com/passtransportspb
Фото: vk.com/passtransportspb

На вопрос 78.ru, когда станут известны результаты проверки, в компании не ответили, сославшись на существующий регламент метрополитена для таких мероприятий.

— При подготовке к выходу на линию поезд был осмотрен техническим персоналом депо, неисправностей не наблюдалось. Окончательную причину поломки в ходе разбора случая установит комиссия, в которую вошли представители метрополитена и завода-изготовителя (ОЭВРЗ). Состав временно направлен в депо «Северное», — сообщили на предприятии.

Особо остановились в компании и на том, что ОЭВРЗ не занимается ремонтом составов, а участвует в совместном с МВМ производстве составов типа «Балтиец». Как заверяли ранее в Смольном, доля материалов, узлов и деталей для данных составов отечественного происхождения достигает 90 %, сборка специально локализована в Петербурге для эффективности процессов.

В распоряжении 78.ru оказались документы, теоретически объясняющие возможные причины поломок «Балтийцев» в 2023–2024 годах. В частности, в них говорится, что, например, три похожих инцидента в сентябре 2023-го были связаны с отсутствием контроля дверей. 11 сентября того же года проблемы у машиниста возникли с монитором. А 12 сентября в двух случаях неисправности опять же предположительно связывались с дверями.

Между тем, именно двери «Балтийцев», точнее, их конструктивные особенности, называли одним из главных преимуществ новых вагонов, которое должно было улучшить качество обслуживания пассажиров.

— Главные отличия «Балтийца» от поездов предыдущих моделей — прислонно-сдвижные двери с увеличенными дверными проёмами (1400 мм по сравнению с 1208 мм в вагонах предыдущих серии), более просторный пассажирский салон, новые эргономичные пассажирские кресла с раздельными сиденьями и спинками, выполненные из износоустойчивых и легкомоющихся материалов, — заверяли в Смольном.
— Вагоны стали просторнее, а дверные проёмы увеличены до 140 см — это гораздо шире дверей на действующих вагонах. Так мы ускорим посадку-высадку пассажиров, сократим стоянку поезда на станции и увеличим пропускную способность метрополитена в целом, — подчёркивал в своём телеграм-канале и профильный вице-губернатор Кирилл Поляков.

«Сломался, с кем не бывает»

Эксперты ситуацию комментируют крайне неохотно, ссылаясь на то, что такое действительно случается не первый раз, и объяснения сводятся в основном к фразам: «Он сломался, ну, что вы хотите, с кем не бывает?».

Фото: vk.com/a_beglov
Фото: vk.com/a_beglov

На условиях анонимности один из собеседников 78.ru припоминает, что на днях в Новосибирске вышел на линию состав «Ермак». Про него тоже говорили, что поезд создан специально для конкретного города, но технологии там очень похожи.

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников поясняет: для таких поездов существует «единая платформа», а дальше она действительно дорабатывается под потребности каждого конкретного метрополитена.

— В Москве, например, есть одноимённый состав «Москва». Он имеет сквозные проходы между вагонами и обладает лучшей системой кондиционирования, таковы были требования у города, — отмечает Илья Резников.

По его словам, сломаться, действительно, может всё. О подобных инцидентах в Москве эксперт ничего не слышал, не исключено, что они были и есть, но там много станций метро и линий, так что неисправности не становятся поводом для массового гнева горожан.