Задержка в развитии, талант экстрасенса и дружба с Орбакайте: неизвестный Ролан Быков

Ролан Антонович Быков родился 12 октября 1929 года. Его родители развелись через несколько лет после появления на свет будущего режиссёра, и мать воспитывала Ролана и его брата Геронима одна. С отцом они больше так и не встретились — говорят, что он погиб на фронте, защищая СССР от неприятеля. Другие же считают, что у мужчины появилась новая семья и он не стал возвращаться к бывшим.

Мать переехала с сыновьями в Москву, а во время Великой Отечественной войны их эвакуировали в Йошкар-Олу. В раннем детстве Ролан практически не разговаривал, и многие думали, что у него задержка в развитии. Однако со временем он догнал ровесников, а благодаря книгам, у мальчика развилось богатое воображение и была образная речь.
Во время пребывания Ролана в столице Марий Эл у маленького Ролана открылся… талант предвидения. Он стал предсказывать людям будущее, причём так точно, что в семью стали приезжать со всех концов страны. Но вскоре его дар стал проклятием, и когда семья вернулась в Москву в 1943-м, Ролан оказался госпитализирован из-за нервного истощения.
Его старший брат Героним выбрал медицинский путь и в итоге стал доктором наук, который возглавил лабораторию радиоактивной диагностики в Институте хирургии имени А. Вишневского.
С 1939 года Ролан проявил большой интерес к театру. Он учился в студии «Родник» при Доме пионеров, где вместе с ним занимался будущий известный режиссёр Александр Митта, а также актёры Владимир Андреев и Игорь Кваша. По окончании школы Ролан пытался поступить в театральные вузы Москвы.
— Он был прекрасен, доводил нас всех до опьянения своими импровизациями, показами… В порядке бреда! — кричит Ролик и бежит к сцене. — Или это будет гениально, или нас заплюют, — вспоминали сокурсники Быкова.
Карьера Ролана Быкова
Ролан Быков дебютировал в кино в середине 1950-х годов, начиная с небольших эпизодических ролей. Первыми значимыми для актёра стали съёмки в экранизации «Шинели» по Гоголю, где он сыграл Акакия Акакиевича Башмачкина. Интересный факт — изначально на эту роль претендовал однофамилец Леонид Быков, но из-за занятости в театре он не смог принять участие, и режиссёр Алексей Баталов остановился на Ролане Антоновиче.

После успеха в «Шинели» Быков продолжил активно сниматься в кино, хотя для попадания в некоторые проекты ему приходилось бороться с бюрократией. Так, например, его участие в фильме «Служили два товарища» было под угрозой из-за необычной внешности актёра, которую чиновники не воспринимали как героическую. Аналогичная ситуация случилась с кандидатом Владимиром Высоцким — чтобы убедить руководство «Мосфильма», для поддержки его резюме пригласили авторитетного режиссёра Михаила Ромма.

Ролан Антонович также активно снимался в кино для детей. Одной из самых ярких его ролей стал Бармалей в фильме «Айболит-66». В этой картине дублёром актёра выступил Валентин Савельев — парикмахер по профессии, который не был профессиональным актёром, но несколько раз появлялся в советском кинематографе. Именно он выполнял многие опасные сцены.
Режиссёр тщательно создавал образ сказочного злодея, но костюм, сделанный по его эскизам, едва не стал причиной несчастного случая — тяжёлая ткань в сцене падения в море тянула режиссёра под воду. Спасательный круг, который кто-то из съёмочной группы бросил, случайно попал режиссёру в лоб. Но в итоге все обошлось.
— «Это даже хорошо, что пока нам плохо!» — пели герои, и тут же возникал вопрос: значит, нам плохо? Мы, понимаешь, идём к коммунизму от победы к победе, и нам — плохо? Что там поют эти непонятные бармалеи: «Нормальные герои всегда идут в обход»? И это в стране с таким славным героическим прошлым, настоящим и будущим?! … Кому может быть плохо, если нашему поколению обещано, что оно будет жить при коммунизме?! — рассказывала вдова историю про фильм.
Кроме Бармалея, Ролан Быков запомнился ролями трусливого охотника в фильме «Про Красную Шапочку» и кота Базилио в «Приключениях Буратино». Он также стал участником нескольких ярких киноэпизодов, например, сцена с логопедом в картине «По семейным обстоятельствам», в которой герой сам не выговаривает часть звуков.
Ролан Быков известен и как режиссёр многих проектов, которые стали культовыми. Например, он снял социальную драму «Чучело», в котором впервые снял юную Кристину Орбакайте. Выбор актрисы на главную роль был очень сложным — на неё претендовали более 10 тысяч девочек со всего Советского Союза.

Изначально блистать должна была Наталья Ковалева, а дочь Аллы Пугачёвой сразу же отклонили, посчитав её слишком уверенной и волевой по внешнему виду ещё на этапе просмотра фотографий. Но затем к этой идее вернулись и подумали, что можно попробовать Кристину и взяли её на главную женскую роль.
— Дело, видимо, решили не наивные глаза, а возможность оказать услугу Пугачевой: дружба с Аллой Борисовной могла здорово помочь в карьере. В итоге на главную роль была утверждена Кристина, — писали кинокритики.
А вот что сам Быков рассказывал про детское кино.
— Я сделал паузу и решил, что два года отдам на то, чтобы спасать детское кино. Дело затянулось на шесть-восемь лет. Я остался чуть ли не последний в детском кино, когда оглянулся. Разбежались люди. А последний — не убежишь! Поэтому я остался и решил, что надо создавать настоящее детское кино. Но на детское кино, как известно, денег ни у кого в стране нет. Дети в нашей стране забыты, — говорил Быков.
Личная жизнь Ролана Быкова
Первый брак режиссёра состоялся с актрисой Лидией Князевой, которая известна ролью обезьянки Чи-Чи в фильме «Айболит-66», позже она получила звание народной артистки СССР. У пары не было биологических детей, поэтому они усыновили мальчика по имени Олег, который прожил всего на четыре года дольше Быкова.

Второй раз Ролан Быков пошёл в загс с актрисой Еленой Санаевой, с которой сыграл в тандеме кота Базилио и лисы Алисы в «Приключениях Буратино».
— Чем крупнее художник, тем больше он спорит со смертью. Выиграть этот спор невозможно, но бросить ей вызов было необходимо. Для этого нужны силы, нужна поддержка. И рядом должна была быть женщина, которая его абсолютно понимает. Он мне сказал: «Нет, Лена, я без любви жить не согласен, я умру без любви». Он сам так щедро источал любовь, что ему нужна была подпитка. Он её получал, и в этом, думаю, был счастливым человеком… — вспоминала Санаева.
— Он не красавец был. И лысенький, и роста небольшого. Но, как говорил композитор Покрасс, главное — дотащить женщину до пианино, дальше она моя. А Быкову было главное — впустить в уши. И дальше — таяли и опадали, как листья осенью, — говорила его жена Елена Санаева.
У Елены был сын Павел от предыдущих отношений, которого Быков воспитывал как родного ребёнка. Мы знаем его как автора книги «Похороните меня за плинтусом».
— Я уверен, что без мамы Ролана Быкова ждала участь многих актёров, которые сгорели в огне собственного темперамента. Высоцкий, Даль… Ролан Быков вполне мог продолжить этот печальный список, — говорил Павел Санаев.
Последние годы жизни Ролана Быкова
В середине 1990-х годов у Ролана Быкова выявили тяжёлую форму рака лёгких. Длительное курение и наследственная предрасположенность сыграли свою роль — в его семье многие родственники умерли от онкологических заболеваний. В 1996 году режиссёру сделали операцию, однако она продлила его жизнь лишь на два года. 6 октября 1998 года Ролан Антонович скончался в одной из московских больниц от осложнений, вызванных онкологией. Похоронен режиссёр был на Новодевичьем кладбище.
В статье использованы материалы «Комсомольской правды», «Мир», Ura.ru, «Пятого канала».




