Прямой эфир

Мариинский дворец: история, архитектура, тайны одного из самых роскошных зданий Петербурга

Анастасия Шиляева
10 июля, 11:30
Мариинский дворец — не просто здание напротив Исаакиевского собора. Это символ власти, редкий образец инженерного мастерства XIX века и настоящий архитектурный шедевр, скрывающий множество историй. Как дворец строился? Какие тайны скрывают его интерьеры? Почему он стал сердцем законодательной власти Петербурга? Об этом — в материале 78.ru.
Фото: 78.ru

Мариинский дворец — символ законодательной власти Петербурга. Величественный, красивый и скрывающий свои легенды. Но было ли так всегда и для кого был построен архитектурный шедевр на Исаакиевской площади? Историю царского подарка рассказал ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.

Истоки: зачем строили Мариинский дворец

Мариинский дворец был построен по приказу Николая I для его старшей дочери Марии Николаевны и её супруга — герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Об этом рассказал хранитель Мариинского дворца Дмитрий Юрченко.

В отличие от большинства российских великих княжон, Мария не хотела уезжать за границу и становиться частью династического брака. Она знала печальные истории других женщин, которым приходилось жить в чужой стране под давлением новых порядков.

— Мария Николаевна эти грустные истории знала, уезжать из России не хотела.

Поэтому отец решил пойти ей навстречу и не только привезти жениха, но и построить для неё дворец в Петербурге. Однако невозможно игнорировать факт, что до появления Мариинского дворца на этом месте был другой роскошный дворец.

Дворец графа Чернышёва — предшественник Мариинского

Ранее на этом месте стоял роскошный особняк в стиле французского классицизма, возведённый по заказу графа Ивана Чернышёва. Архитектором был приглашён модный парижский мастер Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, и фасад здания напоминал европейские городские дворцы.

— Дворец после смерти владельца из-за долгов перешёл в казну.

Одно время на фасаде дворца была надпись «Hotel Kande». «Hôtel» — это французский городской дворец, потому что он был подарен из казны эмигрирующему принцу Канде, который боролся с французской революцией. Затем он эмигрировал в Англию, а дворец продал Чернышёву-младшему. Однако от него дворец опять попал в казну.

— И его по частям сдавали различным учреждениям: картинная лавка, табачная лавка, колбасная лавка.

Впоследствии фундамент дворца сохранился и стал основой для нового здания, которое мы можем видеть до сих пор.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Архитектор и архитектурный облик Мариинского дворца

Автором проекта нового Мариинского дворца стал Андрей Иванович Штакеншнейдер — один из самых известных архитекторов эклектики середины XIX века. Его задача была не только построить отдельное здание, но и вписать его в ансамбль Исаакиевской площади.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Фасад строился из песчаника — материала, который вызывал сомнения у современников. Однако архитектор настоял на своём выборе, и здание гармонично сочетается с величественным Исаакиевским собором.

В оформлении фасада сочетаются элементы разных эпох: балкон украшают вазы в стиле барокко, а нижний ярус отделан алмазной рустовкой, напоминающей гранение драгоценных камней эпохи Возрождения.

#

#

#

Инженерные инновации

Во дворце использовались передовые технологии своего времени. Он строился с учётом пожарной безопасности: минимальное количество древесины, металлические перекрытия, применение искусственного и натурального мрамора.

— Из горючего у нас, по сути, двери, рамы и паркет, — добавил Дмитрий Юрченко.

Здание имело собственную систему отопления, канализацию, водопровод. Подвал оборудовали системой воздушного отопления, а освещение обеспечивалось керосиновыми и свечными лампами.

Парадные залы и судьба фриза

Шикарная лестница находится немного в стороне. Казалось бы, гостей должна встречать парадная лестница, расходящаяся в разные направления.

— Такое решение планировки было принято, чтобы холодный воздух, который с центрального входа во дворец попадает, не так хорошо гулял по анфиладе парадных залов, по женской и мужской половине. Поэтому она смещена в сторону от центрального входа.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Белый зал, танцевальный зал дворца, в советское время претерпел изменения. Один из важнейших его декоративных элементов — фриз итальянского художника Антонио Вигги — мог быть утрачен. В советское время художнику Серову поручили переделать фриз. Он провёл оригинальную реставрацию: на роспись нанесли мастику с отверстиями, чтобы живопись «дышала», а сверху наложили новое революционное панно. Благодаря этому оригинал удалось сохранить.

#

#

#

Также в зале были заменены кариатиды, поддерживавшие камин, на колонны — чтобы, как иронично говорили, не отвлекать депутатов женскими образами.

— Изначально-то зал был танцевальный, зал был торжественный и с соответствующим убранством.
#

#

#

Мариинскому дворцу во время советского периода уделялось много внимания, потому что в первый период это были и казармы, и гостиницы, и учебные заведения, в ходе чего многое было повреждено.

После войны сюда переезжает Ленгорисполком. Нашлись средства на консервацию, потому что в войну дворец получил довольно сильные повреждения, но масштабные реставрационные работы были проведены.

Ротонда — архитектурный центр дворца

Ротонда — одно из самых величественных пространств дворца. Её высота составляет 17,5 метра, интерьер украшен 32 колоннами из белого искусственного мрамора и барельефами. Здесь проходили торжественные мероприятия, концерты, танцы, а позже — заседания Государственного совета.

#

#

#

Символика ротонды подчёркивает царский статус здания: грифоны, как символ Романовых, украшают помещение.

Превращение дворца в административное здание

После смерти Марии Николаевны дворец перешёл её наследникам, но у них не было средств на его содержание, поэтому дворец продали в казну. Александр III в 1884—1885 годах решил разместить здесь органы государственной власти.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

В Белом зале заседал Комитет министров, а в ротонде — Государственный совет. Так была заложена традиция, которая продолжается до сих пор.

Помпейский стиль и Зимний сад

Несколько залов оформлены в помпейском стиле — архитектурном приёме, любимом Штакеншнейдером.

— В дальнейшем в своём архитектурном пути он будет возводить полноценные постройки в нём.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Зимний сад изначально был компактным, с большим остеклением, отоплением и двумя фонтанами. Один из них — копия знаменитого Бахчисарайского фонтана, второй — бил на высоту до семи метров. Сейчас здесь решаются все важные вопросы Петербурга.

#

#

#

После первой русской революции Государственный совет стал полноценным законодательным органом, и потребовалось больше пространства. Архитектор Леонтий Бенуа разработал проект расширения Зимнего сада и возведения нового зала для заседаний.

— На углах можно видеть указы о награждении Ленинграда различными государственными наградами, — объяснил специалист.
Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Парадная приёмная герцога Максимилиана

Максимилиан Лейхтенбергский был не просто мужем великой княгини, но и деятельным человеком: президентом Академии художеств, членом Академии наук, увлечённым химией и гальванопластикой. Его парадная приёмная была оформлена роскошно. На двери — монограмма в честь первой хозяйки дворца.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Ходят легенды по поводу потрясающих дверей. Сам Максимилиан занимался убранством и заказывал двери в Мюнхене. Однако дверей пришло меньше, чем дверных проёмов, поэтому недостающие копии выполнила русская артель Тарасова.

#

#

#

Особое внимание привлекали массивные ручки в виде орлиных лап, расположенные на высоте 1,75 метра. Это подчёркивало представительный статус помещения.

Пандусная лестница

Уникальной чертой дворца стала внутренняя пандусная лестница — первая в России. Её проектировали с самого начала, когда Марии Николаевне было всего 19 лет. Поэтому легенда о том, что она предназначалась для её больных ног, не подтверждается.

#

#

#

Существуют другие версии: например, что прогулка по лестнице должна была напоминать горную тропу. Перила и колонны выполнены из чугунного литья завода Чарльза Берда.

Домовая церковь

Во дворце было три религиозных помещения: домовая церковь Марии Николаевны, её личная молельня и католическая молельня герцога Максимилиана.

— Несмотря на то, что герцог принял российское подданство, переехал в Россию, позволил воспитывать детей в православии, сам оставался католиком, веру не менял.

Изначальный сдержанный интерьер с белым мрамором и сосновым иконостасом не устроил хозяйку, и князь Григорий Гагарин оформил помещение в ярком неовизантийском стиле.

#

#

#

— Здесь паникадило в форме креста. Вероятнее всего, идею он позаимствовал из собора святого Марка в Венеции, потому что для православных храмов, конечно, такое менее характерно.

Всё убранство было утрачено при советской власти. Практически всё — это реконструкция. В 1930-е годы здание занимала Промышленная академия имени Сталина, и интерьеры были разрушены. Домовая церковь использовалась как кинотеатр. Сохранились только росписи в нишах, защищённых от света.

Фото: 78.ru
Фото: 78.ru

Сегодня Мариинский дворец — резиденция Законодательного собрания Петербурга. Регулярно проводятся экскурсии, а также богослужения в восстановленной церкви. Как отмечает Дмитрий Юрченко, это один из самых открытых парламентов в мире.