Мариинский дворец: история, архитектура, тайны одного из самых роскошных зданий Петербурга

Мариинский дворец — символ законодательной власти Петербурга. Величественный, красивый и скрывающий свои легенды. Но было ли так всегда и для кого был построен архитектурный шедевр на Исаакиевской площади? Историю царского подарка рассказал ведущий программы «Другой Петербург» Илья Михайлов-Соболевский.
Истоки: зачем строили Мариинский дворец
Мариинский дворец был построен по приказу Николая I для его старшей дочери Марии Николаевны и её супруга — герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Об этом рассказал хранитель Мариинского дворца Дмитрий Юрченко.
В отличие от большинства российских великих княжон, Мария не хотела уезжать за границу и становиться частью династического брака. Она знала печальные истории других женщин, которым приходилось жить в чужой стране под давлением новых порядков.
— Мария Николаевна эти грустные истории знала, уезжать из России не хотела.
Поэтому отец решил пойти ей навстречу и не только привезти жениха, но и построить для неё дворец в Петербурге. Однако невозможно игнорировать факт, что до появления Мариинского дворца на этом месте был другой роскошный дворец.
Дворец графа Чернышёва — предшественник Мариинского
Ранее на этом месте стоял роскошный особняк в стиле французского классицизма, возведённый по заказу графа Ивана Чернышёва. Архитектором был приглашён модный парижский мастер Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот, и фасад здания напоминал европейские городские дворцы.
— Дворец после смерти владельца из-за долгов перешёл в казну.
Одно время на фасаде дворца была надпись «Hotel Kande». «Hôtel» — это французский городской дворец, потому что он был подарен из казны эмигрирующему принцу Канде, который боролся с французской революцией. Затем он эмигрировал в Англию, а дворец продал Чернышёву-младшему. Однако от него дворец опять попал в казну.
— И его по частям сдавали различным учреждениям: картинная лавка, табачная лавка, колбасная лавка.
Впоследствии фундамент дворца сохранился и стал основой для нового здания, которое мы можем видеть до сих пор.

Архитектор и архитектурный облик Мариинского дворца
Автором проекта нового Мариинского дворца стал Андрей Иванович Штакеншнейдер — один из самых известных архитекторов эклектики середины XIX века. Его задача была не только построить отдельное здание, но и вписать его в ансамбль Исаакиевской площади.

Фасад строился из песчаника — материала, который вызывал сомнения у современников. Однако архитектор настоял на своём выборе, и здание гармонично сочетается с величественным Исаакиевским собором.
В оформлении фасада сочетаются элементы разных эпох: балкон украшают вазы в стиле барокко, а нижний ярус отделан алмазной рустовкой, напоминающей гранение драгоценных камней эпохи Возрождения.
Инженерные инновации
Во дворце использовались передовые технологии своего времени. Он строился с учётом пожарной безопасности: минимальное количество древесины, металлические перекрытия, применение искусственного и натурального мрамора.
— Из горючего у нас, по сути, двери, рамы и паркет, — добавил Дмитрий Юрченко.
Здание имело собственную систему отопления, канализацию, водопровод. Подвал оборудовали системой воздушного отопления, а освещение обеспечивалось керосиновыми и свечными лампами.
Парадные залы и судьба фриза
Шикарная лестница находится немного в стороне. Казалось бы, гостей должна встречать парадная лестница, расходящаяся в разные направления.
— Такое решение планировки было принято, чтобы холодный воздух, который с центрального входа во дворец попадает, не так хорошо гулял по анфиладе парадных залов, по женской и мужской половине. Поэтому она смещена в сторону от центрального входа.

Белый зал, танцевальный зал дворца, в советское время претерпел изменения. Один из важнейших его декоративных элементов — фриз итальянского художника Антонио Вигги — мог быть утрачен. В советское время художнику Серову поручили переделать фриз. Он провёл оригинальную реставрацию: на роспись нанесли мастику с отверстиями, чтобы живопись «дышала», а сверху наложили новое революционное панно. Благодаря этому оригинал удалось сохранить.
Также в зале были заменены кариатиды, поддерживавшие камин, на колонны — чтобы, как иронично говорили, не отвлекать депутатов женскими образами.
— Изначально-то зал был танцевальный, зал был торжественный и с соответствующим убранством.
Мариинскому дворцу во время советского периода уделялось много внимания, потому что в первый период это были и казармы, и гостиницы, и учебные заведения, в ходе чего многое было повреждено.
После войны сюда переезжает Ленгорисполком. Нашлись средства на консервацию, потому что в войну дворец получил довольно сильные повреждения, но масштабные реставрационные работы были проведены.
Ротонда — архитектурный центр дворца
Ротонда — одно из самых величественных пространств дворца. Её высота составляет 17,5 метра, интерьер украшен 32 колоннами из белого искусственного мрамора и барельефами. Здесь проходили торжественные мероприятия, концерты, танцы, а позже — заседания Государственного совета.
Символика ротонды подчёркивает царский статус здания: грифоны, как символ Романовых, украшают помещение.
Превращение дворца в административное здание
После смерти Марии Николаевны дворец перешёл её наследникам, но у них не было средств на его содержание, поэтому дворец продали в казну. Александр III в 1884—1885 годах решил разместить здесь органы государственной власти.

В Белом зале заседал Комитет министров, а в ротонде — Государственный совет. Так была заложена традиция, которая продолжается до сих пор.
Помпейский стиль и Зимний сад
Несколько залов оформлены в помпейском стиле — архитектурном приёме, любимом Штакеншнейдером.
— В дальнейшем в своём архитектурном пути он будет возводить полноценные постройки в нём.

Зимний сад изначально был компактным, с большим остеклением, отоплением и двумя фонтанами. Один из них — копия знаменитого Бахчисарайского фонтана, второй — бил на высоту до семи метров. Сейчас здесь решаются все важные вопросы Петербурга.
После первой русской революции Государственный совет стал полноценным законодательным органом, и потребовалось больше пространства. Архитектор Леонтий Бенуа разработал проект расширения Зимнего сада и возведения нового зала для заседаний.
— На углах можно видеть указы о награждении Ленинграда различными государственными наградами, — объяснил специалист.

Парадная приёмная герцога Максимилиана
Максимилиан Лейхтенбергский был не просто мужем великой княгини, но и деятельным человеком: президентом Академии художеств, членом Академии наук, увлечённым химией и гальванопластикой. Его парадная приёмная была оформлена роскошно. На двери — монограмма в честь первой хозяйки дворца.

Ходят легенды по поводу потрясающих дверей. Сам Максимилиан занимался убранством и заказывал двери в Мюнхене. Однако дверей пришло меньше, чем дверных проёмов, поэтому недостающие копии выполнила русская артель Тарасова.
Особое внимание привлекали массивные ручки в виде орлиных лап, расположенные на высоте 1,75 метра. Это подчёркивало представительный статус помещения.
Пандусная лестница
Уникальной чертой дворца стала внутренняя пандусная лестница — первая в России. Её проектировали с самого начала, когда Марии Николаевне было всего 19 лет. Поэтому легенда о том, что она предназначалась для её больных ног, не подтверждается.
Существуют другие версии: например, что прогулка по лестнице должна была напоминать горную тропу. Перила и колонны выполнены из чугунного литья завода Чарльза Берда.
Домовая церковь
Во дворце было три религиозных помещения: домовая церковь Марии Николаевны, её личная молельня и католическая молельня герцога Максимилиана.
— Несмотря на то, что герцог принял российское подданство, переехал в Россию, позволил воспитывать детей в православии, сам оставался католиком, веру не менял.
Изначальный сдержанный интерьер с белым мрамором и сосновым иконостасом не устроил хозяйку, и князь Григорий Гагарин оформил помещение в ярком неовизантийском стиле.
— Здесь паникадило в форме креста. Вероятнее всего, идею он позаимствовал из собора святого Марка в Венеции, потому что для православных храмов, конечно, такое менее характерно.
Всё убранство было утрачено при советской власти. Практически всё — это реконструкция. В 1930-е годы здание занимала Промышленная академия имени Сталина, и интерьеры были разрушены. Домовая церковь использовалась как кинотеатр. Сохранились только росписи в нишах, защищённых от света.

Сегодня Мариинский дворец — резиденция Законодательного собрания Петербурга. Регулярно проводятся экскурсии, а также богослужения в восстановленной церкви. Как отмечает Дмитрий Юрченко, это один из самых открытых парламентов в мире.




























