Прямой эфир

Крутое пике: авторынок России рухнул на 45%, можно ли его спасти?

Лилия Батршина
22 апреля, 14:31
Авторынок накрыло пикирующее падение: за первый квартал 2025 года спрос на новые авто рухнул на 25%, а если сравнивать март-2025 и март-2024 — на 45%. На этом фоне одни эксперты призывают бежать и покупать авто по низким ценам, а другие тревожатся за судьбу дилеров. В чём причина такого падения и что будет дальше? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, flaticon.com/Freepik

Комплекс причин

Аналитическое агентство «Автостат» обнародовало не слишком оптимистичные данные по продажам за первый квартал 2025 года вообще и за март в частности. Согласно им, за первые три месяца года в России продано 246 934 легковых авто, что на 25,3% меньше, чем за тот же период прошлого года. Особенно драматичным падение выглядит, если сравнивать март к марту: в марте-2025 продано всего 79 822 автомобиля, это почти вполовину — на 45,5% — меньше, чем в прошлом марте.

Опрошенные 78.ru эксперты озвучили целый комплекс причин, виновных в падении автомобильных продаж в начале 2025 года.

Первая из них — это высокая ключевая ставка. Как пояснила доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова, люди задаются резонным вопросом: зачем брать кредит, когда деньги на вкладе дают хороший процент? Связан с ключевой ставкой и другой фактор — стоимость кредитов.

— Высокая ключевая ставка и ужесточение кредитных условий со стороны ЦБ сделали автокредиты менее доступными, — напомнила генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.

К этой же причине можно отнести общее падение спроса в разных отраслях экономики, поскольку оно также спровоцировано недоступностью кредитных средств и общим торможением потребительских процессов. По словам Ирины Франк, экономическая неопределённость заставляет потребителей откладывать крупные покупки, предпочитая сохранять средства в сбережениях. Сыграла свою роль и непредсказуемость рынка, из-за которой он перенасытился новыми авто.

— Рынок перегружен демпингом: в 2024 году было завезено почти полмиллиона автомобилей иностранных брендов, что создало избыток предложения, — констатировала Ирина Франк.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

С одной стороны, спрос падает из-за высоких цен, с другой — останавливается в ожидании скидок из-за демпинга. Приводит это к одному и тому же: падению продаж.

Вторая причина, на которую обратили внимание эксперты, — эффект высокой базы. В прошлом году россияне сильно компенсировали отложенный спрос, поэтому, как пояснила Дарья Щербакова, рынок восстанавливается через провал.

— Ажиотажный спрос в дилерских центрах в конце прошлого года (например, в сентябре 2024 года в России было продано более 150 000 новых автомобилей) на фоне ожидаемого роста утильсбора также повлиял на количество сделок в сегменте новых авто в марте текущего года. Так как отложенный спрос в четвертом квартале 2024 года был практически полностью удовлетворен уже c момента повышения ставки от ЦБ весной 2024 года, — отметила в беседе с 78.ru руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «Альфа-Лизинг» Анастасия Байбароша.

Она озвучила третью причину, с которой эксперты связывают многие другие факторы, повлиявшие на спрос на авторынке: повышение утилизационного сбора. Именно он в том числе повлиял на повышение цен, к которым россияне, как бы ни старались, не могут привыкнуть, а в условиях высокой ключевой ставки далеко не все могут позволить себе взять автокредит. И именно с его обещанным повышением был связан пик продаж в конце 2024 года, из-за которого сегодня спрос иначе как вялым не назвать.

Нельзя не обратить внимание и на ещё один фактор — политика. Сегодня она складывается из двух составляющих: потепление отношений между Россией и США и, напротив, резкое похолодание между США и Китаем. Первое заставляет россиян ждать возвращения надёжных, привычных и любимых ушедших брендов, слухи о котором циркулируют с начала года, отметила Дарья Щербакова.

— Политика Трампа в отношении пошлин против китайских товаров как стимул китайским производителям снижать цены и заполнять российский рынок своим предложением, — указала она на обратную сторону политических процессов.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

А это значит, что возможно продолжение затоваривания, демпинга и сложностей на рынке со спросом.

На первом месте — утильсбор?

Однако зачастую «пальму первенства» в проблемах спроса на российском авторынке отдают всё-таки повышению утилизационного сбора. Он начал расти ещё с октября 2024 года, вырос снова с 1 января 2025 года и дальше будет расти каждый год до 2030 года. Распространяется повышенный утильсбор на многие позиции, но больше всего от него пострадал импорт авто с двигателем объёмом до 2 литров — это около 80% российского рынка. Закономерным итогом стало повышение цен на импортные авто, которое, правда, произошло с задержкой.

— В январе и феврале дилеры и производители не обновляли прайсы в связи с тем, что эти месяцы обычно не отличаются повышенным спросом. В марте возросшие расходы на импорт авто 2025 года выпуска уже полностью закладываются в конечную стоимость автомобилей. Это привело к росту средней стоимости нового авто и отразилось на объёмах реализации с учётом текущей кредитно-денежной политики, — пояснила Анастасия Байбароша.

Формально утилизационный сбор введён для того, чтобы компенсировать расходы государства на организацию переработки устаревших автомобилей, отметила она. Расценки предприятий на это увеличиваются, и власти изыскивают ресурсы для поддержания эффективной утилизации отходов. Однако на деле, конечно, у утилизационного сбора есть и другие, «неформальные» задачи.

— Утильсбор, который будет повышаться — политика российских властей привлечения иностранных брендов на размещение производств в России. В конечном счёте это делается для потребителя — как гарантия качества, наличия запчастей, снижения издержек, создания рабочих мест, повышения налогов, роста экономики, — пояснила Дарья Щербакова.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Действительно, три года санкций наглядно продемонстрировали, сколько проблем может доставить практически захваченный иностранными компаниями рынок, если они вдруг все решат его покинуть по любым причинам. Сказалось это даже на отечественном производителе, которому срочно пришлось искать замену иностранным деталям. Поэтому, учитывая, что от иностранных автомобилей российскому рынку никуда не деться — на смену западным пришли «китайцы», — правительство пытается предотвратить повторение ситуации и заодно стимулировать производство на территории страны.

— Однако нет гарантий, что зарубежные автоконцерны преследуют те же цели. Западные компании нацелены на получение прибыли и расширение доли рынка, тогда как китайскому автопрому важнее загрузить производственные мощности собственного автопрома для глобальных поставок, — отметила Анастасия Байбароша.

Китайский автопром сегодня обращает внимание на локализацию в России, однако предпочитает для этого создавать отдельные марки и бренды — таким образом он в том числе решает проблему санкций. Этим объясняется сокращение доли китайских брендов в спросе до 54%: имеются в виду именно чисто китайские марки, которые активно вытесняются российскими, созданными в партнёрстве с китайскими производителями, и даже белорусскими, которые созданы по тому же принципу.

Справедливо ли винить во всех проблемах спроса на авто в России повышение утилизационного сбора? Ирина Франк в беседе с 78.ru отметила, что нет, хотя он создаёт сложности.

— Повышение утильсбора стало дополнительным фактором роста цен на автомобили. Это усугубило и без того высокую стоимость новых машин, особенно на фоне инфляции. Однако полностью винить утильсбор несправедливо — он лишь часть системной проблемы. Власти, вероятно, видят в нём источник бюджетных поступлений и инструмент регулирования рынка, но его дальнейшее повышение рискует окончательно подорвать доверие потребителей, — резюмировала она.

Удастся ли властям переломить тенденцию и заставить иностранные бренды пойти на локализацию производства в России — неизвестно. Но проблемы он создаёт уже сейчас, и не только для покупателей, но и для дилеров, и для производителей.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Грядёт волна банкротств?

Низкие продажи сильно бьют в первую очередь по дилерам — недаром они уже не раз обращались к правительству с просьбой оказать поддержку, к примеру, разрешить льготное кредитование. По словам Ирины Франк, уже сегодня дилеры и производители сталкиваются с критическим давлением.

— Многие дилерские центры работают в убыток, распродавая остатки запасов со скидками, а новые поставки не востребованы. Жёсткие условия сотрудничества с китайскими брендами, включая низкую маржу и высокие KPI, усиливают риски банкротств среди небольших игроков. Крупные производители, такие как АвтоВАЗ, могут сократить производственные планы, что повлечёт за собой снижение инвестиций и занятости, — описала перспективы авторынка эксперт.

Тем не менее, несмотря на создавшиеся сложности, катастрофы на рынке эксперты не ожидают — во всяком случае, есть надежда, что массовых банкротств удастся избежать, особенно если государство окажет поддержку, а предприятия, над которыми висит такая опасность, адаптируют свои бизнес-модели. Дарья Щербакова уверена, что российские производители, конечно, пересмотрят производственные планы, если тренд на снижение продаж сохранится, однако среди дилеров пострадают только слабые игроки, которые не имеют возможности нести убытки.

Анастасия Байбароша, в свою очередь, отметила, что снижение продаж не приведёт к критическим последствиям для отечественного авторынка.

— Во-первых, исторически ёмкость отечественного рынка составляет около 1,5 млн реализованных новых авто в год. Во-вторых, по итогам января-февраля 2025 года производство автомобилей в стране увеличилось почти на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это говорит о том, что массовых закрытий автосалонов, сокращений сотрудников ждать не стоит, — уверена она.

Также она далека от мрачных прогнозов для небольших дилеров: по её мнению, те компании, которые окажутся из-за снижения спроса на грани рентабельности, скорректируют свои стратегии развития — к примеру, перейдут на работу с несколькими брендами или сфокусируются на автомобилях с пробегом.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Возможно, ждёт корректировка внимания и отечественного потребителя. Но в какую сторону?

Каршеринг, лизинг… или ожидание чуда?

В конце марта 2025 года спрос на авторынке показал незначительный рост по сравнению с февралём — около двух процентов. Однако Ирина Франк отметила, что вряд ли это можно назвать устойчивым трендом, скорее речь идёт о корректировке после «дна».

— В среднесрочной перспективе спрос может сместиться в сторону подержанных автомобилей или альтернативных моделей, таких как лизинг и каршеринг, но их доля в России пока невелика, — отметила она.

Действительно, о том, чтобы заменить покупку авто краткосрочной арендой или даже долгосрочной, такой как лизинг, на авторынке говорят давно. Однако, несмотря на бурный рост каршеринга, всё же покупок новых автомобилей он не замещает, а о лизинге и вовсе речь не идёт — это инструмент прежде всего для юридических лиц, которые могут благодаря ему снизить затраты на обслуживание и уменьшить налоговую базу, а не для обычных покупателей.

— Дальнейшее развитие спроса зависит от «поколений». Потребители, покупающие новый автомобиль, пока в большинстве своём выберут аренду. Обладатели б/у автомобилей будут продолжать на них ездить, — уверена Дарья Щербакова.

При этом все эксперты отметили, что главным фактором, влияющим на автоспрос, станет ключевая ставка Центробанка. Именно от неё будет зависеть восстановление рынка, а также от стабилизации цен. Возможно, окажет влияние и возвращение иностранных брендов, о котором так много говорят. К примеру, недавно в СМИ появилась новость о том, что южнокорейская Kia включила Россию в прогноз своего развития до 2030 года — впрочем, в самой Kia её вскоре опровергли.

— В апреле текущего года на фоне низкой базы марта можно ожидать незначительный рост продаж новых автомобилей — в пределах 10%. Многое будет зависеть от решения ЦБ по ключевой ставке, которое примут на заседании в конце месяца, а также от стоимости новых авто. Повлиять на спрос россиян в сегменте могут новости о вероятном возвращении корейских производителей автомобилей в Россию. Возможно, на фоне новостей о том, что Kia и Hyundai начали регистрировать в России свои новые модели — Kia K4 и Hyundai Ioniq 9, — россияне отложат покупку нового авто до возвращения глобальных марок в РФ, — предположила Анастасия Байбароша.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Однако ждать такого возвращения, если оно вообще состоится, придётся долго: ранее эксперты уже объясняли 78.ru, что возвращение займёт не меньше года из-за различных юридических проблем, а снятие санкций, которое его должно предварять, потребует ещё большего времени. Поэтому, вероятно, под влиянием новостей спрос на какое-то время утихнет, но рано или поздно всё же начнёт восстанавливаться из-за слишком долгой паузы.

— Спрос на рынке будет накапливаться и при возникновении благоприятных обстоятельств снова придёт к стремительному росту покупательской активности, компенсируя потери тем, кто ещё останется на этом рынке, — спрогнозировала Дарья Щербакова.

Но, как отметила Ирина Франк, даже при самом оптимистичном сценарии дилерам не стоит ждать возвращения к докризисным объёмам продаж, по крайней мере, в ближайшие годы. Сегодня рынок переходит в фазу «новой нормальности» с умеренным спросом, и сколько она продлится, зависит от целого комплекса факторов — от внешней политики до внутренней.

— Текущий кризис — закономерный результат наложения макроэкономических и регуляторных факторов. Чтобы выйти из него, необходимы скоординированные меры: смягчение монетарной политики, пересмотр фискальной нагрузки и поддержка дилерских сетей, — резюмировала Ирина Франк.

Пока же спрос останется на низкой точке и, скорее всего, продолжит снижаться. Это демонстрирует и опрос «Рейтинги Авто Года — 2025»: согласно исследованию, доля россиян, которые рассматривают покупку авто в ближайшее время, снизилась за год с 63% до 49%, а новые авто среди них предполагают приобрести 43% против 49% в прошлом году. Тенденция налицо, и как долго она продлится, покажет время — и действия властей для её купирования.