Сотрудники старейшей в стране станции — Радио Петербург — сегодня принимают поздравления. Ровно 100 лет назад в эфир впервые вышло Ленинградское радио. Его ведущие были известны далеко за пределами города на Неве: позывные станции можно было услышать по всей европейской части страны. Уже тогда стали закладываться традиции — быть ближе к людям. И сложился уникальный, ни на что не похожий формат, передаёт корреспондент 78.ru.
Привычная картина на радио — смена ведущих у микрофона. Всё нужно сделать быстро — в эфире дорога каждая секунда. Полдень, время новостей. Сто лет назад всё было примерно так же. Разве что, ведущие не вбегали в студию так стремительно. К первому выходу в эфир готовились несколько месяцев.
Правда, до сих пор неизвестно точно, с какой фразы начался первый эфир. Готовились долго. Вот несколько заметок в «Красной газете» о том, как в Электротехническом институте продвигаются работы по созданию станции.
— Мачта была только у нас. Поэтому было решено, что первая радиовещательная станция будет организована на нашей территории, в ЛЭТИ. Вечером мог быть концерт, здесь были новости, были обязательно познавательные передачи, — делится директор мемориального музея им. А.С. Попова СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Золотинкина.
Транслировать музыку без искажений сразу не получилось — аппаратура того времени была далека от совершенства. Но проблему решили, и радио стало для жителей Советского Союза окном в большой мир.
Такие репродукторы в конце 1930-х были в Ленинграде на каждом углу. Передавали музыку, новости, и можно только представить, как звучал город на Неве в те годы. И всё — благодаря радио. Во время Великой Отечественной войны радио вообще сыграло особую роль. В Ленинграде к 1941 году было 640 тыс. радиоточек, на улицах были установлены рупоры. По ним передавали сводки с фронта и предупреждали об артобстрелах и налётах гитлеровской авиации.
Галина Кириченко до сих пор всем доступным медиа предпочитает именно радио. Как дань памяти ведущим, которые помогли ей выжить в осаждённом городе.
— Написала записочку, треугольничек такой: «Мама, пускай радио прочитает сказку». Ни я, ни мама не помним, какую именно сказку. Я уже выписалась из больницы. Вдруг мама меня зовёт: быстрее беги, сейчас тебе будут читать сказку, — рассказывает блокадница.
Произведения для детей и взрослых во время войны читала Мария Петрова — наряду с Ольгой Берггольц она стала одним из символов блокадного радио. Благодаря её дневникам сейчас можно узнать, насколько тяжёлым был труд дикторов. Начало — в 6 утра, ведение программы, составление расписания эфира, радиоспектакль. Окончание смены в полночь, благо, идти домой не надо было, жили тут же, в Доме Радио.
— Точно также голодали, точно также холодали. Вот воспоминание попалось: в диспетчерской — минус 9. Это там, где микрофон. Минус девять! Они жгли стулья, жгли пюпитры, но они не жгли, например, свои рукописи, — говорит Татьяна Баранова, внучка Марии Петровой.
В семейном архиве сохранились письма слушателей Марии Петровой — несколько ящиков, бесценные свидетельства того, какое значение для ленинградцев имело радио в те годы. На выставке, посвящённой вековому юбилею Радио Петербург, представлены подлинные вещи тех лет., в том числе тетради Ольги Берггольц из собрания музея «Ленрезерв».
Всё это теперь — золотой фонд легендарного Ленинградского радио. Который пополняется и в наши дни. Ежедневно в эфире звучат уникальные программы о жизни города, о культуре. В эпоху различных форматов Радио Петербург продолжает оставаться станцией, не похожей на остальные.
— Большая часть наших сотрудников, работающих в эфире, — это журналисты! Что журналисту делать на FM-станции? Это очень ограниченные возможности. А здесь мы безграничны! И публицистика, и культура, и музыка, театр — всё, что угодно, — отмечает начальник управления радиовещания АО «ТРК „Петербург“» Юрий Радкевич.
И самое главное — слушатели ценят именно эту особенность: на одной частоте каждый может найти что-то своё.
Видео: 78.ru