Прямой эфир

От историка моды до врага народа: чем занимается экс-ведущий «Модного приговора» Васильев

Ника Семенова
8 декабря 2024, 18:05
За последние годы кутюрье Александра Васильева называли сбежавшим из РФ трусом, обвиняли в лицемерии, считали отцом Моргенштерна*, а также не раз вспоминали его резкие высказывания в адрес коллег. Сейчас телеведущий ведёт размеренную жизнь, а на хлеб зарабатывает продажей онлайн-курсов. Подробнее — рассказываем в статье 78.ru.
Коллаж 78: Pravda Komsomolskaya/globallookpress.com, Anatoly Lomohov/globallookpress.com, flaticon.com, pixabay.com

Биография Александра Васильева

Фото: соцсети
Фото: соцсети

8 декабря 1958 года в московской семье театралов родился мальчик Саша. Его папа Александр Павлович работал в Советском Союзе театральным художником, которого приняли на работу главным художником Московского театра имени Ермоловой. Он оформлял такие знаменитые спектакли как «Пушкин» Николая Глебы, «Европейская хроника» Алексея Арбузова и многие другие.

Мама Васильева была выпускницей Школы-студии МХАТ, где позже стала преподавателем по сценической речи. В доме семейства регулярно бывали такие легенды театральной сцены как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая, Ростислав Плятт — все они примеряли наряды отца Александра Васильева, а мама, в свою очередь, занималась с Илзе и Андрисом Лиепой, Ниной Ананиашвили, Николаем Цискаридзе, Владимиром Деревянко и другими (женщина также подрабатывала сотрудником Большого театра).

Детство и юность Александра Васильева

Фото: соцсети
Фото: соцсети
— Конечно, имя родителей мне давало все поблажки мира, потому что мой папа много работал во МХАТ, он оформил знаменитые спектакли: «Плоды просвещения», «Ревизор» с Кедровым… Он оформил спектакли, которые хранятся теперь в эскизах в Музее МХАТ, и не так давно Музей МХАТ делал выставку костюмов, и там как раз выставлялись даже костюмы моего отца. И я поступал как раз в Школу-студию МХАТ, его имя, конечно, было очень известно. Моя мама была педагогом по речи Школы-студии МХАТ, поэтому я стараюсь говорить грамотно и артикулировано, что не все умеют делать, потому что часто говорят «сёдня» вместо «сегодня», ну разные такие ошибки, — говорит Васильев.

Так что наш герой с детства был погружён в мир искусства и имел честь наблюдать воочию тех людей, о которых мы сейчас читаем в книгах и изучаем в учебниках истории. Немудрено, что свою жизнь Васильев решил связать с искусством и первые костюмы начал создавать ещё в раннем детстве.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Сначала это были кукольные постановки, а затем ему доверили поработать над спектаклем по мотивам пьесы «Волшебник Изумрудного города». Актёры театра беспрекословно надели наряды 12-летнего художника и не пожалели.

Так как родители имели хорошие связи и много работали с тканями и другими предметами, Васильев с детства начал собирать коллекцию старинных вещей. Конечно, тогда он это делал не совсем осознанно, понимание пришло позже. Известен случай, когда историк моды в прямом смысле нашёл старинную икону Николая Чудотворца начала XVIII века на помойке.

— На свалке я в детстве очень много находил прекрасного, потому что в ту пору не было антикварных магазинов, не было таких закуточков подобно тому, где мы сидим с вами, в которые бы приносили вещи и продавали их или каким-то образом экспонировали. Поэтому люди приносили это и перепродавали в театры, на киностудии, за копейки продавали это. Всегда «Мосфильм» давал объявление, что «для съёмок необходимы старинные зонтики, кружева, перчатки, чулочки, панталоны, платья», и люди приносили и продавали туда за 3-5 рублей, тогда были такие цены. Это сейчас 3 и 5 рублей — это можно выкинуть просто потому, что они ничего не стоят, а раньше это была сумма. За 10 рублей если вы что-то покупали — это о-го-го, десятку за зонтик дали! — вспоминал историк моды.

Несмотря на известных родителей и свои увлечения, в элитной московской школе № 29 у мальчика Саши не складывались отношения со сверстниками, которые считали его странным и чудаковатым. Повзрослев, он стал стильно одеваться и привлекать внимание девушек.

Карьера Александра Васильева

Юного Васильева выгнали из той элитной школы из-за плохой успеваемости. Особенно сложными для Васильева были математика и другие точные науки. В итоге ему пришлось пойти в совершенно обычную школу, где он и получил диплом. Со статусом комсомола тоже были проблемы, но за него вступились такие знаменитости как Константин Райкин, Анастасия Вертинская и Станислав Садальский.

Александр Васильев в театре

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Затем последовала учёба в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете, который он благополучно окончил в 1981 году. В это время Васильев уже начал трудиться художником по костюмам.

— Учился я хорошо, и главное, что я был практичным очень студентом. Нам все время в Школе-студии МХАТ говорили, предлагали практики, практики на сцене по оформлению спектаклей, и мы могли выбирать или не выбирать, и всегда это было по собственному желанию. Я эту методику сохранил с моими реставраторами, я сейчас вам расскажу, как это происходило, — говорит Васильев.

Первая большая работа отсылает нас к театру на Малой Бронной, куда Александра взяли художником по костюмам помогать отцу заниматься спектаклями. Дебютом стала постановка «Волки и овцы», где главную роль исполнила супруга Валентина Гафта Ольга Остроумова. А затем он попробовался в «Современнике».

— Это был первый театр Москвы, где я работал бутафором, и мне было 16 лет. Это было очень интересное время, потому что тогда был молодой Табаков, молодая Волчек, Богатырёв, тогда были Марина Неёлова, Настя Вертинская, Дегтярёва, Тамара Дегтярёва, потрясающие актёры и актрисы, Игорь Кваша, Валентин Гафт… Я был в восторге от работы в этом великолепном театре. И вот именно там Константин Райкин, затем Стас Садальский и Настя Вертинская составляли ядро комсомольской организации театра «Современник». И так как для поступления необходима была характеристика, то как раз Костя Райкин мне эту характеристику и давал. А бутафоры проходили по разряду «рабочий класс», а рабочему классу были открыты все двери, — пишет Васильев.

Но через несколько лет Васильев неожиданно для многих влюбляется и перебирается на ПМЖ во Францию, где начинает одновременно и работать, и учиться дизайну в Школе Лувра. Талантливого юношу из загадочного Советского Союза заметили именитые специалисты и доверили ему заниматься различными фестивалями и театрами во Франции, например, он оформлял Ронд Пуант на Елисейских Полях, Студию оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевскую оперу Версаля.

Фото: соцсети
Фото: соцсети
— Потому что вот это образование, которое я получил, мне открыло все двери на Западе. И когда я приехал в Париж и пошёл работать в театр — а я пошёл работать в театр через 2 месяца после приезда, время не терял, так вот не делал, бом-бом-бом-бом — они спросили: «Где вы учились?» Я сказал: «В студии художественного театра». Я сразу получал контракты, потому что тогда это была марка, тогда это ещё как бы значило что-то. Все знали Станиславского, это же была все-таки школа, основанная Станиславским и Немировичем-Данченко, — все знали Московский художественный театр, и в Париже в том числе, — говорит Васильев.

Уже через год Васильев стал читать лекции в парижской школе моды, а затем его позвали в Рейкьявик работать декоратором в местном театре. Дальше пошло сотрудничество с Королевской художественной академией Бельгии, а затем и оформление балета «Щелкунчик» в Японии.

Мода и телевидение

Фото: кадр с передачи «Дуновение века»
Фото: кадр с передачи «Дуновение века»

В 2005 году он стал ведущим авторской программы «Дуновение века» на канале «Культура». Она снималась на основе наиболее известной книги Васильева «Красота в изгнании». А позже вышла 10-серийная версия телепередачи «Дуновение века — 22» по мотивам личной рукописи «Русская мода.150 лет в фотографиях».

В то же время в Русско-Британском Институте Управления открылся первый музей истории моды XX века, развитию которого поспособствовал Александр. Помимо этого он стал вести курс «Теория и индустрия моды» в МГУ, в Институте телевидения и радиовещания Останкино и школе стиля MODA.ru.

Интересно, что Васильев отличается личной коллекцией исторических костюмов, которые отражают эволюцию моды преимущественно с 18 по 21 века. Их выставка проходила во многих странах мира.

—  В 1974 году я приобрел мое первое платье. Оно было выполнено из сиреневого фая, датировалось 1886 годом, стоило 10 рублей и некогда принадлежало одной калужской купчихе. С него началась коллекция, которая сегодня насчитывает около 100 000 предметов одежды, а также бесчисленное количество аксессуаров — шляп, зонтиков, вееров, обуви, сумок», — рассказал историк в социальных сетях.
Фото: кадр с передачи «Модный приговор»
Фото: кадр с передачи «Модный приговор»

В 2009 году Александр стал ведущим «Модного приговора» на Первом канале, сменив Вячеслава Зайцева. Вместе с коллегой Эвелиной Хромченко он давал советы по корректному сочетанию одежды и делился модными историческими заметками.

Однако в 2022 году передача перестала выходить из-за санкций, наложенных в том числе на импорт модной одежды. Дизайнерам просто-напросто не во что было наряжать героинь проекта.

— У меня позитивное отношение к жизни. Даже если случаются неблагоприятные внешние обстоятельства. Это опыт. Нужно помнить, что мы временные жители на Земле, никто не будет жить вечно. Даже те, которые очень этого хотят. Поэтому нужно сделать жизнь приятной для себя и для других, — философски прокомментировал завершённую историю с «Модным приговором» Васильев.

Книги Александра Васильева

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Немаловажную роль в формировании образа Александра Васильева играют и книги, которые историк моды стал писать ещё в середине 2000-х. У н его вышло около 20 изданий, среди самых известных — серия «История моды», состоящая из 18 книг-открыток.

Попробовал себя Васильев и в разных жанрах. Например, издал книгу «Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки», посвящённая годам жизни звезды балета Ксении Триполитовой.

— Из моих героинь жива только балерина Ксения Артуровна Триполитова, которой 102 с половиной года. Сейчас она живёт в доме престарелых в Париже, но из-за старческой болезни не очень хорошо понимает, в какой стране находится. Все остальные из жизни уже ушли. Более того, ушли и их дети, потомки эмигрантов. Хотя, когда я издал книгу впервые, многие из них ещё были живы, — говорил Васильев в 2018-м.

Личная жизнь Александра Васильева

Личная жизнь Александра Васильева всегда была предметом споров и слухов. Сейчас уже мало кто вспомнит, но будущий историк моды испытал чувства любви будучи 21-летним студентом к Марии Лавровой — ей на тот момент было 19 лет. Пара встречалась несколько лет, но затем девушка вместе с родителями перебралась в Париж, оставив Васильева в Москве.

На это Александр придумал хитрый план, чтобы выехать из тогда ещё закрытого Советского Союза и добиться расположения красавицы. Он решился на фиктивный брак с Анной Бодимон — студенткой, приехавшей из Франции изучать русский язык в МГУ. Так у студента появилась жена, благодаря которой он в 80-х оказался в Париже. Сразу же Васильев отправился к любимой Лавровой, но та уже собралась замуж за французского журналиста. Жизнь повернулась неожиданным образом, и жених бросил беременную Марию, которая попробовала вернуться к Александру, но тот не решился возобновлять отношения.

Фото: соцсети
Фото: соцсети

В этот момент фиктивная супруга Анна начала влюбляться в Васильева. В итоге они вместе прожили пять лет, но пути разошлись — Александр остался в Париже и посвятил себя карьере. После этого он попытался построить отношения с ассистенткой Стефанией, но та не захотела переезжать из Исландии во Францию.

Больше про женщин историка моды ничего не известно, а сам он шутит, что много лет назад женился на моде и чувствует себя весьма комфортно. Правда, в 2022 году неожиданно выдал интересную информацию, которая удивила поклонников. Оказывается, историк моды дважды был женат — так он когда-то ответил поклоннице.

— Во-первых, дважды женился. Во-вторых, наследников хватает. В-третьих, сталкиваясь с такими бестактными тётями, как вы, Тамара, думаешь: чур меня, — сказал Васильев, не уточнив детали.

Отец Моргенштерна*?

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Телевидение помнит и ещё один забавный эпизод, связанный с Александром Васильевым и скандальным рэпером Моргенштерном* (признан иностранным агентом по решению Министерства юстиции Российской Федерации). В Сети ещё в конце 2010-х нашли несколько архивных фото, где молодой Васильев очень похож на модного рэпера Моргенштерна*. Публика даже посчитала, что это фотошоп, но нет, это были настоящие снимки.

Создатели программы «Давай поженимся!» решили сыграть на этом и пригласили двух звёзд в новогодний выпуск, вышедший в эфир 24 декабря 2020 года. Тогда Алишер Моргенштерн* пришёл поддержать своего коллегу саунд-продюсера Славу Марлоу: тот искал себе девушку. А помогать им вызвался именно Васильев.

— Я действительно бывал в Уфе, но не знал, что у меня растёт сын. Ему даже фамилию дали Моргенштерн, потому что мы зачали его на рассвете. Наблюдаю у него определённые проблемы в воспитании: он неряшливый, грубит. Но, думаю, это все из-за отсутствия отцовской заботы. Теперь будем восполнять пробелы, — шутил эксперт.

Историк моды тоже заметил некоторое сходство во внешности. Комичный выпуск обсуждали в социальных сетях, но, конечно же, ни о каком реальном родстве речи быть не может.

Скандал с СВО

Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com
Фото: Komsomolskaya Pravda/globallookpress.com

Александр Васильев строил блестящую карьеру в России до того момента, пока не настал февраль 2022 года. Историк моды раскритиковал действие военных, а затем даже написал открытое письмо литовскому Висагинскому муниципалитету. Правда, сам он утверждает, что это фейк.

При этом не отрицает, что эмигрировал из Советского Союза во Францию в начале 80-х, а затем получил литовское гражданство. Впрочем, это не мешало ему строить карьеру именно в России, а не за рубежом — хотя для этого имелись все возможности.

Тут же появились новости, что историк моды переехал из России, но сам он опровергает эту информацию. В интервью Мадонне Мур Васильев сообщил, что всегда перемещался в поисках ценных экспонатов, а также не переставал читать лекции по всему миру. На родине у него есть квартира и загородный дом.

Но скандальные высказывания ему не простили. Как только начались разговоры про возвращение шоу «Модный приговор», Первый канал тут же открестился от Васильева, заявив, что проект будет вести другой человек.

На данный момент известно, что Васильев зарабатывает рекламой и выступлениями, а также выставками. А вот на телевидении он негласно является персоной нон-грата.

Нападки Васильева на Влада Лисовца

Фото: Anatoly Lomokhov/globallookpress.com
Фото: Anatoly Lomokhov/globallookpress.com

В период временного отсутствия «Модного приговора» на российские телеканалах стали появляться новые шоу о моде. Однако историк моды скептически отнесся к подобным проектам. Досталось тогда и Владу Лисовцу, который вместе с Надеждой Бабкиной был приглашён в шоу «Модный vs Народный» на НТВ.

— У него в целом обида, потому что, к сожалению, в его карьере произошёл перелом. И в этот момент человек чувствует себя очень уязвимым. У меня нет никаких обид, — поделился Владислав в беседе со Светланой Бондарчук в рамках YouTube-шоу «Света вокруг света».

По мнению Лисовца, Васильеву стоило воздержаться от критики.

— Я всегда пытаюсь понять людей. Мне просто странно это слышать от человека, который позиционирует себя как верх культуры, эстетики, истории моды и стиля. Такой человек с такими регалиями, на мой взгляд, должен держаться до последнего, что бы с тобой не происходило. Даже если тебе начинает плевать в лицо на улице. И вот этот момент мне был непонятен, — рассуждал стилист.

Что стало с шоу «Модный приговор»

Фото: соцсети
Фото: соцсети

Впервые за 15 лет в шоу «Модный приговор» новый «судья». Причем зрители смогли сами выбрать ведущего. В лонг-лист Первого канала вошли актёр Игорь Верник, стилисты Александр Рогов и Даниил Грачев, теле- и радиоведущие Александр Анатольевич и Константин Михайлов, а также дизайнер Александр Арутюнов, телеведущая Татьяна Геворкян, блогер и певица Mia Boyka, икона феминизма и секс-обозреватель Арина Холина. Все они поучаствовали в программе — кто-то в роли ведущего, кто-то в роли защитника, в результате чего публика получила возможность сравнить таланты и навыки звезд.

Место «обвинителя» за собой сохранила Эвелина Хромченко, экс-главред российской версии глянцевого журнала L'Officiel.

Где сейчас Александр Васильев

Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com
Фото: Ekaterina Tsvetkova/globallookpress.com

На данный момент Александр Васильев находится в России. В июне 2023 года в соцсетях появилось видео, где историк моды находится в аэропорту Казани и скандалит с сотрудниками. Его не хотели пускать на борт из-за подаренного сувенира и попросили пройти тщательный досмотр. Казалось бы, рядовая вещь вызвала гнев у Васильева, поэтому он набросился на женщину с тирадой.

— Когда такой знаменитой личности, как мне, дарят местные подарки, вы их у меня отнимаете. Пусть вам будет пусто с сегодняшнего дня, до дня вашей смерти. До свидания, — сказал в сердцах искусствовед.

В Интернете продолжают обсуждать и другой странный эпизод с Васильевым. Одна из журналисток позвонила историку моды и попросила прокомментировать то, как должен выглядеть настоящий патриот. И вот его ответ:

— А вот тот, кто действительно патриотичен, он реально должен жить на Урале. Я считаю, что патриот должен жить в Самаре, должен жить в Ульяновске и должен не одеваться в джинсы никогда, снять кроссовки, переобуться в лапти. Я реально считаю: носить косоворотку и только, забыть иностранные языки, потому что это не патриотично, — саркастично отметил историк моды.

В отсутствие телевидения дела у Александра Васильева, похоже, идут так себе. В последнее время в своём личном блоге он продаёт онлайн-курсы по развитию навыка модно одеваться, а также не брезгует рекламой от различного рода заказчиков.

* — признан в РФ иностранным агентом.

По материалам News.ru, «СтарХит», The Art Newspaper, пресс-релиз Первого канала, выпуски программы «Модный приговор» / Первый канал, «7дней», Teleprogramma, интервью Мадонны Мур, «Комсомольская правда».