Прямой эфир

«Слив» или просрочка? Зачем супермаркеты неожиданно роняют цены на продукты

Светлана Коваленко
Вчера, 15:16
Большинство покупателей сталкивались с ситуацией, когда приходили в продуктовые магазины и заставали там подозрительно низкие цены на те или иные товары. Кто-то на радостях спешит скупить их подешёвке, кто-то чувствует какой-то тайный подвох и не рискует связываться. Выясняем, в чём кроется секрет таких низких цен и стоит ли сметать такой «демпинг» с полок.
Коллаж 78.ru: Belkin Alexey/globallookpress.com, pixabay.com

Практика уценки продуктов с истекающими сроками давности существовала ещё задолго до пандемии. В этом случае у покупателей не возникают сомнения и замешательства. Причина снижения цены очевидна: если товар не продадут по более низкой стоимости, то его просто скоро отправят на утилизацию. Это невыгодно и самому ретейлу.

Но бывает так, что изредка привычные продукты, не являющиеся сезонными, вдруг выставляют по очень низкой цене без явных на то причин. Продукцию нельзя назвать свежайшей, но срок её годности ещё нельзя назвать откровенно критичным. Часто к таким хитростям прибегают «дискаунтеры».

В торговле этот манёвр называется «сливы». Разбираемся, безопасны ли они и стоит ли идти на поводу желания сэкономить.

Почему «сливают»?

Тему «сливов» поднял в своём tg-канале независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин. Он отметил, что на самом деле, в практике избавления от излишков остатков товаров нет ничего необычного, она появилась давно.

— Суть её в том, что нужно максимально быстро распродавать продукцию с истекающим сроком годности. Например, тот или иной производитель поставил в торговую сеть большую партию сыра с плесенью/колбасы/творога и т. п. для продаж по акции, но продажи оказались меньше, чем планировалось. В этом случае по договорённости с сетью он забирает излишки и «сливает» их в другую сеть — в какой-нибудь дискаунтер (напрямую или через посредника). В Петербурге этим активно занимаются «Семишагофф» или «Сезон». Наверняка в каждом городе тоже есть подобные сети, — пояснил Михаил Лачугин.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

По словам эксперта, обычно «сливают» продукцию именно коротких сроков хранения или длительного — с истекающим сроком годности. Причины «сливов» это перепроизводство, невозможность быстро найти каналы продаж по нормальной цене, большие остатки после промо-акций либо просто так раскручивают новинки.

А у них «13-й паллет?

Генеральный директор ООО «Проф Фудс» (оптовая торговля продуктами питания) Антон Вересов рассказывает, что для крупных клиентов, а это практически все большие продуктовые сети, у поставщиков существует отдельная бонусная программа, по которой определенная часть продукции передаётся бесплатно. А сами ретейлеры вправе распоряжаться ей так, как считают нужным. В том числе, они могут поставить её себе на приход, а затем уже реализовать в торговом зале.

— Всем работающим известен термин «13-я» зарплата. Вот очень грубо и условно говоря, у сетей есть так называемый «13-й паллет». Под Новый год многие замечают, что, например, кукуруза известной марки или зелёный горошек резко дешевеют. Многие думают, что сети торгуют ей в убыток себе. Это не так. Кроме того, снижая цену на какие-то отдельные товары, ретейлеры рассчитывают и логично получают увеличение потока клиентов, которые вместо только этой условной кукурузы покупают ещё несколько других позиций.
Лично наша компания работает с крупным молочным производителем. У нас «молочку» хранить негде. Поэтому мы договорились с этим производителем, что нам будут делать хорошие скидки вместо этого «13-го поддона», — делится Антон Вересов.

Методики «слива»

Совладелец «РеалЪ» Александр Мышинский также говорит о специфике работы поставщиков с клиентами разного «веса». Один и тот же товар будет поставляться для всех по разной цене. Крупному игроку предложат условную плитку шоколада за 40 рублей, а небольшому участнику рынка — за 60. После чего в игру вступают посредники. Сами сети не занимаются напрямую перепродажей такой продукции.

— Для этого у них создаются обособленные структуры, такие как «Диксио́пт», «Магнито́пт», «Метроопт». И это больше история про премии и зарплаты для персонала таких сетей, а не заботу о ценах и сроке годности товаров.
Мы сами иногда покупаем на классических «сливах» в Москве, но их становится теперь меньше, чем несколько лет назад. Бонусные программы тоже теперь в основном ретро, хотя, где-то есть. Лично мы с ними не сталкивались, — констатирует Александр Мышинский.
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/globallookpress.com

По его словам, есть ещё вариант, когда производитель заинтересован в продвижении какой-то новой экспериментальной продукции. Так ретейлеру предлагаются условия по компенсации брака. То есть, если товар придёт с этим браком, из-за него не будет распродан, то поставщик за свой счёт вывезет такую продукцию и бесплатно предоставит новую. Но нельзя сказать, что это классический «слив».

— «Семишагофф» известен тем, что хорошо работает по срокам годности продукции с их истечением. Хотя всё, конечно, зависит от конкретной точки, его руководства, персонала и т. д. В этой сети специализируются на закупках шоколада, срок годности которого не истёк, но, тем не менее, его уже нельзя хранить долго. Он может истекать, через условные две-три недели или месяц.
Так же ситуация в сети обстоит и с импортным пивом. Они и приобретают такую продукцию по более низким ценам, и, соответственно, выставляют её по этим более низким ценам для покупателей, — отмечает Александр Мышинский.

Когда дороже не значит лучше

В целом покупать такую продукцию вполне можно, это безопасно, но, конечно, надо проявить бдительность: проверить срок годности, целостность упаковки, оценить внешний вид, внимательно читать состав и т. д.

Михаил Лачугин отмечает, что сам иногда берет сыр с плесенью одного известного бренда по цене около 100 рублей, тогда как его обычная цена — 300-400 (но закупочная как раз в районе сотни, поэтому обычные продажи с лихвой покрывают все издержки).

— Но надо внимательно смотреть на условия её хранения. Тот же «Сезон» практикует выставление охлаждёнки на паллетах прямо в торговом зале. То есть, фактически при комнатной температуре, — подчёркивает эксперт.

Антон Вересов также призывает изучить особенности хранения такой продукции в зале, хотя и признаёт, что часто она является безопасной.

Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com
Фото: Elena Mayorova/globallookpress.com

Александр Мышинский разводит руками: цена сейчас в принципе ничего не говорит о качестве продукции. Стоимость одних и тех же товаров примерно одинаковой даты изготовления может варьироваться в разных точках в два и более раза. Тут покупателям остаётся полагаться только на себя и свою интуицию, либо опыт взаимодействия с конкретным производителем.