Общество
05:1514 августа 2024

Штрафы за среднюю скорость, ОСГОП и камеры: что изменится для водителей с 1 сентября

Сентябрь 2024 года принесёт автолюбителям много изменений — это и новые штрафы, и требования к аптечке, и изменения в расположении дорожных камер, а за некоторые нарушения теперь можно лишиться прав. Какие новые правила для водителей с 1 сентября, что будет с таксистами с 1 сентября и почему — разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж: flaticon.com; Petrov Sergey/news.ru, Edgar Breshchanov, Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

Какие изменения ждут водителей в сентябре 2024

Сентябрь 2024 года отметился сразу несколькими изменениями для водителей транспортных средств.

Прежде всего это изменения в составе аптечки — в ней появятся новые составляющие. Кроме того, принят новый регламент, который определяет места установки дорожных камер, в результате эксперты опасаются, что часть камер придётся демонтировать.

Также с 1 сентября вступят в силу новые штрафы и основания для лишения прав, в том числе для водителей такси.

Новые штрафы для водителей

С 1 сентября планируется существенно увеличить наказание за неоплаченный проезд по платным трассам — например, по Западному скоростному диаметру в Санкт-Петербурге.

Эксперты рассказывают, что раньше существовало много вариантов, как проехать по платной дороге бесплатно: например, можно было «пристроиться» за тем, кто оплатил проезд, закрыть или снять номера и так далее. Теперь, когда большинство штрафов будет назначаться в автоматическом режиме, подобные ухищрения не помогут и, кроме того, обернутся серьёзными тратами.

Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com

Так, в Петербурге планируется поднять штраф до 3 тыс. рублей для физических лиц и до 30 тыс. рублей для юридических лиц. В Москва юрлицам придётся раскошелиться на 10 тыс. рублей. А наказание в 1,5–5 тыс. рублей останется для федеральных платных дорог.

Кроме того, тот же законопроект меняет распределение штрафов за неоплату проезда по платным дорогам: за проезд по федеральной трассе плата пойдёт в федеральный бюджет, а по региональной и местной — в местные бюджеты.

Однако сэкономить автомобилисты, даже «проштрафившиеся» на платных дорогах, всё же смогут: благодаря изменениям при своевременной оплате штрафа можно получить скидку в 50%.

Кроме того, с 1 сентября 2024 года возможно возвращение штрафов за превышение средней скорости. Они активно применялись до 2021 года и назначались в случае, если водитель превышал скорость между двумя камерами видеонаблюдения, то есть подъезжал ко второй камере раньше, чем должен был, исходя из разрешённой скорости и пройденного расстояния. Однако в 2021 году Верховный суд постановил, что такая практика не соответствует закону: при совершении административного правонарушения должно быть установлено его точное время и место, а в случае со средней скоростью этого добиться нельзя.

Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

До 2023 года штрафы не применялись, а затем Минтранс предложил законопроект, согласно которому среднюю скорость должны внести в текст ПДД. Так, появилось определение средней скорости, кроме того, текстом правил теперь запрещено превышать как мгновенную, так и среднюю скорость. А местом правонарушения принято считать место установки последней камеры, с помощью которой оно выявлено.

МВД в конце 2023 года высказалось категорически против введения штрафов за среднюю скорость, и тем не менее законопроект готовят к передаче в правительство. Если он пройдёт этот этап, поправки вступят в силу с 1 сентября 2024 года.

Есть и изменения в сфере общественного транспорта. Так, например, с 1 сентября 2024 года водителям будет нельзя высаживать инвалидов I группы из общественного транспорта за отсутствие билета, если они едут без сопровождающего. Штраф за это правонарушение для водителя составит 5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

Помимо этого, с 1 сентября 2024 года водители такси должны оформлять обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Это позволит пассажирам, пострадавшим в ДТП, получать значительно большую выплату, чем по закону об ОСАГО: не менее 2 млн рублей на одного пассажира в случае причинения вреда здоровью, не менее 23 тыс. рублей на одного пассажира за причинение вреда имуществу и т. д. Оформить ОСГОП необходимо именно перевозчику — юрлицу, ИП или физлицу, а не агрегатору или службе заказа такси. Штрафы за отсутствие ОСГОП предусмотрены немалые: от 40 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и ИП и от 500 тыс. до 1 млн рублей — для организаций.

Какой должна быть автомобильная аптечка в 2024 году

Кроме штрафов, с 1 сентября 2024 года меняется состав автомобильной аптечки — теперь в ней должны находиться предметы, необходимые для остановки кровотечения и купирования других ситуаций. Это:

  • 2 медицинские маски,
  • 2 пары медицинских перчаток не меньше размера М,
  • 1 одноразовая маска для сердечно-лёгочной реанимации,
  • жгут для остановки крови,
  • бинты — марлевый и эластичный,
  • лейкопластырь,
  • спасательное одеяло не меньше 160×210 см,
  • 1 ножницы для перевязки,
  • 1 хирургические ножницы.

Однако всё это не обязательно — Минздрав просто публикует перечень, к которому водителям стоит быть внимательными. С 2023 года аптечка перестала быть обязательным атрибутом для прохождения техосмотра, как и огнетушитель, и возить её или нет, остаётся на совести водителей.

Фото: avtoshkola-dogma.ru
Фото: avtoshkola-dogma.ru

Тем не менее эксперты призывают иметь в виду, что отсутствие аптечки в ситуации, когда она могла бы помочь, может стать серьёзным обстоятельством при разборе и определении степени вины в дорожно-транспортном происшествии.

Дорожные камеры в 2024 году

С 1 сентября 2024 года серьёзно обновится подход к размещению дорожных камер или, как их иначе называют, комплексов фотовидеофиксации. Соответствующий регламент подписал в мае прошлого года президент РФ Владимир Путин, а в сентябре 2024-го он вступает в силу.

Закон закрепляет три вида комплексов фотовидеофиксации — стационарные, передвижные и мобильные, а также определяет, кто может принимать решение об их установке: это могут сделать органы власти региона, по которому проходит дорога, и владелец этой дороги, при этом подобные решения они обязательно должны согласовывать с ГИБДД и передавать инспекции координаты мест размещения камер. Мобильные же комплексы могут устанавливаться без согласования с властями или владельцами дороги.

Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com

Главное, что регулирует новый закон — места размещения камер. Так, знаки о том, что впереди находятся камеры, должны стоять не менее чем за 150–300 метров до начала контролируемого участка, а в населённых пунктах — не ближе, чем через 100 метров после знака начала населённого пункта. В свою очередь, камеры не могут быть установлены с пересечением зон контроля, их нельзя передвигать во время работы, а мобильные комплексы имеют право фиксировать нарушения только во время движения в пределах дороги.

Некоторые эксперты выразили мнение, что теперь, после вступления в силу закона, большое количество камер придётся убрать с дорог, так как они установлены не по правилам. 78.ru обратился за комментарием к автоэксперту, члену регионального штаба ОНФ в Санкт-Петербурге Александру Холодову.

— На мой взгляд, количество камер точно не изменится. Сложно представить, что какую-нибудь камеру возьмут и выкинут, но вполне возможно, что какие-то из камер, которые не соответствуют их точке установки, будут перемещены на другие адреса в пределах региона, — предположил он.
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/globallookpress.com

При этом эксперт выразил сомнение, что камеры будут переноситься просто так — вероятно, это будут делать только в случае большого количества жалоб автомобилистов или предписаний, скажем, прокуратуры из-за большого количества обжалований штрафов.

— Должен быть повод. Я думаю, что если повода нет, никто даже не будет трогать камеры, несмотря на какие-то изменения в законодательстве. Ну и вряд ли их понесут на помойку, естественно, их будут просто переставлять в те места, которые соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством, — резюмировал Александр Холодов.

Учитывая, что от принятия закона до его вступления в силу прошло больше года, наверняка большая часть камер уже сменила место размещения на то, которое не противоречит новым нормам. Поэтому, вероятно, надеяться на уменьшение количества камер не стоит.

Правила проезда грузовых авто в 2024 году

Ещё одна специфическая норма, которая вступает в силу в сентябре 2024 года, касается грузовых автомобилей — теперь действуют новые Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. Приняли их в октябре 2023 года, а начинают работу они в сентябре 2024-го.

Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com

Тяжеловесные и крупногабаритные транспортные средства — особые участники движения. Крупногабаритными называют те ТС, чьи размеры превышают допустимые габариты с грузом или без груза, а тяжеловесными — те ТС, нагрузка на ось которых или масса которых с грузом или без груза превышают допустимую. Крупногабаритными бывают также и грузы — в случае, если они выступают за боковые границы ТС более чем на 40 см или если их общая ширина превышает 255 см; грузы бывают и тяжеловесными — если их вес превышает допустимые нормы для этого вида транспорта.

— Основное различие: тяжеловесный — это где слишком огромная масса, а крупногабаритный — где слишком большие размеры, высота, ширина, длина. Для того чтобы выехать на дорогу, требуется специальное разрешение, которое получает заявитель или перевозчик через «Госуслуги» или кабинет перевозчика. Также нужно возмещать ущерб дорогам, так как подобный груз может нанести существенный вред, что рассчитывается при подаче заявления, — рассказал 78.ru операционный директор логистического оператора GLP Данил Сальников.
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com
Фото: Svetlana Vozmilova/globallookpress.com

С 1 сентября 2024 года для таких транспортных средств вводятся новые правила:

  • нельзя превышать массу перевозимого груза вместе с прицепом — разрешается только максимально установленная производителем автомобиля и прицепа масса груза,
  • крупногабаритный транспорт при движении должен быть оборудован жёлтыми проблесковыми маячками на крайних точках по длине и ширине, чтобы в условиях непогоды избегать аварий,
  • крупногабаритный транспорт теперь не может передвигаться при гололёде, снегопаде или видимости менее 100 метров,
  • запрещено отклоняться от установленного маршрута и двигаться по обочине,
  • запрещено двигаться колонной — только в одиночном порядке,
  • владельцы дорог могут определять время, когда подобные ТС могут двигаться по этим дорогам, чтобы регулировать трафик.
— В целом, подобные изменения упорядочивают дорожное движение, регулируют перемещение крупногабаритного и тяжеловесного транспорта в целях уменьшения разных опасных ситуаций на дорогах общего пользования, избежания заторов и иных препятствующих качественной логистике ситуаций, — констатировал Данил Сальников.

За что могут лишить прав в 2024 году

С 1 сентября 2024 года планируется ужесточить одну из статей КоАП, которая регулирует езду с невидимыми номерами: теперь за намеренное сокрытие номеров водитель может лишиться прав на срок до 1,5 года, хотя раньше эта статья предусматривала штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав на 1–3 месяца.

Всего же нарушения, за которые могут лишить прав в 2024 году, делятся на три категории — по сроку, в течение которого придётся оставаться пешеходом: до 3 месяцев, от 3 до 6 месяцев и от 1 до 2 лет.

На 3 месяца могут лишить прав за:

  • езду без номеров или грязные номера (только при непреднамеренном загрязнении),
  • отказ уступить дорогу автомобилю с включёнными спецсигналами (скорой помощи, полиции и т. д.),
  • неоднократное управление ТС, которое не стоит на учёте в ГИБДД.
Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Belkin Alexey/news.ru/globallookpress.com

От 3 до 6 месяцев придётся ждать новой возможности получить права за более серьёзные нарушения, это:

  • превышение скорости на 60 км/ч (на 6 месяцев — если превысить на 80 км/ч),
  • нарушение правил пересечения железнодорожного переезда,
  • езда по встречной полосе или по односторонней дороге против движения,
  • два проезда на красный свет.

Наконец, от года до двух лет можно оставаться пешеходом при следующих нарушениях:

  • причинение лёгкого или тяжёлого вреда здоровью человека,
  • вождение в состоянии опьянения или передача управления пьяному водителю,
  • покидание места ДТП,
  • отказ от медицинского освидетельствования,
  • установка спецсигналов,
  • вождение с правами, действие которых приостановлено судебным приставом (например, за неуплату алиментов),
  • намеренное сокрытие номеров (определяется инспектором).

Какие новые правила ввели для водителей в 2024 году

Текущий год уже отметился несколькими серьёзными изменениями для водителей.

Так, некоторым из них приходится пересдавать экзамены на права — это касается иностранцев, получивших гражданство РФ или оформивших постоянную регистрацию, а также россиян, которые получили права в другой стране. Впрочем, для этого потребуется сдать только теорию — заново учиться в автошколе придётся только на категории D и C. Однако сделать это необходимо в течение года после приобретения вида на жительство или гражданства России.

Фото: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress.com

При этом для некоторых водителей правила доступа к экзаменам ужесточились — это касается тех, кто уже привлекался к административной ответственности за вождение в нетрезвом виде. Получить новые права можно будет только через год после срока административного наказания. Также не смогут сдать на права граждане, уклоняющиеся от воинской службы.

Для некоторых же водителей, напротив, экзамены отменили: так, если у водителя заканчиваются права в 2024–2025 годах, их можно не менять — их продлили ещё на 3 года.

Фото: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/news.ru/globallookpress.com

Кроме того, теперь, чтобы получить категорию D, нужно иметь не меньше года водительского стажа с категориями B и C.

Изменились и правила страхования: с марта 2024 года договор ОСАГО можно заключать на короткие сроки — от 1 дня до 3 месяцев. Кроме того, за отсутствие ОСАГО могут начать штрафовать по камерам фотовидеофиксации — такой законопроект рассматривался ранее. Также ОСАГО стало единым для России и Белоруссии, а новые регионы могут пока (до 31 декабря 2024 года) без него обойтись.

Помимо этого, в 2024 году повысилась плата на техосмотр, которая была заморожена с 2022 года. Теперь она в среднем выросла на 12%, с 913 до 1022 рублей.

АвтомобилиЗаконопроекты
Новости партнеров