Прямой эфир

«Мёртвое» сердце за 1 млн: как не попасть на ремонт двигателя машины с пробегом

Лилия Батршина
14 июня, 13:35
Подержанные автомобили сегодня пользуются большой популярностью, однако с ней рука об руку идут и риски, свойственные машинам с пробегом. Часто самым уязвимым местом в технической начинке автомобиля становится его «сердце» — двигатель. Как определить автомобиль с «мёртвым» двигателем до покупки и что делать, если всё же его приобрели, разбирался 78.ru вместе с экспертами.
Коллаж 78.ru: freepik.com, freepik.com/senivpetro, unsplash.com, flaticon.com/BZZRINCANTATION

Подержанные автомобили приобрели бешеную популярность после 2022 года, когда с Россией перестали сотрудничать многие западные производители. Пик спроса на них пришёлся на август 2023 года — тогда за месяц россияне приобрели больше 550 тыс. машин с пробегом. С тех пор их популярность начала «сползать» вниз: сказались высокие ставки по кредитам, приток новых автомобилей китайских брендов, а также сокращение и исчерпание самого рынка.

В 2024 году средняя стоимость подержанного автомобиля достигла 1 млн рублей — за эту сумму можно взять даже очень бюджетную, но новую машину со всеми гарантиями и техподдержкой. Поэтому так важно, покупая в текущих условиях машину с пробегом, обращать внимание на её механическое «сердце» — двигатель, ведь его ремонт зачастую может обойтись в стоимость нового автомобиля.

У каких машин чаще «умирает» двигатель

Проблемы с двигателями у подержанных автомобилей встречаются достаточно часто, рассказал 78.ru конструктор мотоциклов, гоночных автомобилей, вездеходов, директор КБ «Спектр» Владислав Давыденко.

— Боюсь, мне нечем обрадовать покупателей на вторичном авторынке. Как показывает практика, у подавляющего большинства автомобилей на вторичке есть проблемы с двигателем, и здесь дело не в раздолбаях-владельцах, которые не обслуживают свои автомобили, нет — зачастую даже у владельцев, которые верой и правдой возили свой автомобиль на каждое плановое ТО вовремя, всё равно находятся какие-то глубинные проблемы, связанные даже вполне себе с обычным браком изготовления двигателя, — констатировал эксперт.

Проблема здесь кроется в главном минусе подержанных автомобилей — сроке их эксплуатации. Как отметил Владислав Давыденко, у машин есть срок запланированного старения, а также гарантированный ресурс, и если раньше автомобили делали, что называется, «на века», то о продукции современного автопрома такого не скажешь.

— Отчасти в этих словах есть истина, автомобили действительно делали ого-го. Действительно, современные автомобили ломаются чаще и, действительно, у них меньше ресурс. Раньше машины делали добротнее — это факт, но не до такой степени, как это раздувает народная молва, — указал эксперт.
Фото: freepik.com/Drazen Zigic
Фото: freepik.com/Drazen Zigic

Относится это и к зарубежным, и к отечественным автомобилям, при этом опрошенные 78.ru эксперты отметили, что самое большое значение имеет марка автомобиля, а не страна его происхождения (хотя и страна тоже объективно важна).

— В целом можно сказать, что отечественные автомобили часто имеют репутацию менее надёжных по сравнению с зарубежными марками. Однако это не означает, что все отечественные автомобили страдают от проблем с двигателем или что зарубежные автомобили всегда более надёжны. При выборе автомобиля с пробегом важно учитывать конкретную модель и её репутацию, а также провести тщательный осмотр и диагностику перед покупкой, — рассказал 78.ru директор по послепродажному обслуживанию «АВТОДОМ Алтуфьево» Роман Тимашов.

Владислав Давыденко добавил, что существование марок, у которых все без исключения модели имеют хорошие двигатели, — грандиозный обывательский миф. У любой автомобильной марки на планете есть как хорошие модели, так и откровенно провальные. Именно поэтому важно при покупке автомобиля обращать внимание на историю не только марки, но и конкретной модели.

— Все автомобили, выпускавшиеся когда-либо автомобильной промышленностью, также имеют свои болячки, и это тоже не секрет. Не существует автомобилей без слабых мест, у всех есть какие-то болезни. Если кто-то будет вам рассказывать о том, что можно купить некий автомобиль и в нём не будет проблем, то, скорее всего, это миф, к большому сожалению, — резюмировал эксперт.

Как проверить двигатель перед покупкой и не купить «мёртвый» автомобиль

Перед покупкой подержанного автомобиля необходимо прежде всего изучить его историю, проверить его репутацию по официальным источникам и отзывам, указали эксперты.

— Некоторые марки и модели могут иметь определенные проблемы с двигателем, поэтому рекомендуется изучить отзывы владельцев и экспертные обзоры перед принятием окончательного решения, — отметил Роман Тимашов.
Фото: freepik.com/Racool_studio
Фото: freepik.com/Racool_studio

Эксперты привели несколько методов, которые подойдут для того, чтобы проверить двигатель автомобиля перед покупкой: это осмотр автомобиля, проверка истории обслуживания, тест-драйв и профессиональная диагностика.

1. Осмотр автомобиля.

Осмотреть автомобиль на предмет «убитого» двигателя нужно как снаружи, так и изнутри. Самое важное — чтобы не было утечек масла и других жидкостей и дефектов на корпусе из-за механических повреждений.

— Проводить осмотр рекомендуется при дневном свете и с фонариком, то есть при максимальной освещённости. Вам повезёт, если мотор будет в пыли и грязи, поскольку так легче обнаружить масляные подтёки. Если владелец машины заботливо помыл двигатель, то вам остаётся только верить продавцу на слово и надеяться, что мотор не подтекает, — констатировала управляющий директор Frank Auto Ирина Франк.

Кроме того, нужно послушать, как работает двигатель: не должно быть звуковых перепадов, работать мотор должен ровно. Хотя, как указала эксперт, есть разница между работой дизельного и бензинового двигателя: дизельный будет издавать характерное «тарахтение».

2. Проверка истории обслуживания.

Этот метод позволит убедиться, что, по крайней мере на бумаге, автомобиль обслуживался регулярно и вовремя — это залог долгой службы двигателя.

3. Тест-драйв.

Один из самых простых методов проверки для тех, кто более или менее разбирается в автомобилях, — прокатиться на машине перед покупкой и оценить двигатель в работе.

— Обратите внимание на шумы, вибрации, реакцию на нажатие педали газа, плавность переключения передач (если автоматическая КПП) и общую отзывчивость двигателя. <…> Во время езды машина не должна терять в мощности и дёргаться, — рекомендовала Ирина Франк.
Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

4. Профессиональная диагностика.

Конечно, при наличии навыка двигатель можно проверить и самому — для этого потребуются провод OBD, ноутбук и софт для диагностики авто. При их помощи можно подключиться к бортовому компьютеру и считать логи ошибок.

— Если машина «убита», то вы это сразу поймёте по огромному количеству ошибок. Кстати, некоторые перекупщики стирают ошибки из памяти авто: если вы столкнулись с подобным явлением, то наверняка продавец хочет вас провести, — отметила Ирина Франк.

Однако если у вас нет такого навыка, лучше не экспериментировать и воспользоваться услугами СТО или выездной диагностики — это поможет избежать покупки «мёртвого» автомобиля и убережёт от ошибки, которую будет очень сложно и дорого исправлять.

— Известно, что мотор — это самая дорогая часть автомобиля. Если мы имеем проблемный мотор, то житья владельцу не будет. Так вот, все автомобильные производители делали как откровенно удачные моторы, так и откровенно неудачные. Внимательно анализируйте историю марки! — резюмировал Владислав Давыденко.

Что делать, если купили автомобиль с «убитым» двигателем

Но что делать, если всё же случилась неприятность и по каким-то причинам у купленного автомобиля двигатель оказался «мёртвым»? Есть несколько вариантов решения этой проблемы.

Для начала эксперты рекомендуют оценить её масштаб: если поломка двигателя незначительна, возможно, стоит её починить своими силами без привлечения продавца. Однако если поломка серьёзная, её исправление может вылиться в кругленькую сумму.

— Лучше всего обратиться к профессионалам: частным механикам или специалистам автосервиса, которые проанализируют проблему и дадут вам смету по ремонту. Это позволит оценить степень повреждений и найти оптимальный выход из сложившейся ситуации, — рекомендовала Ирина Франк.

Затем, если поломка существенная, нужно обратиться к продавцу: возможно, удастся договориться о возврате автомобиля или его замене. Если же продавец отказывается это делать, можно перейти в правовое поле и обратиться к юристам.

Фото: freepik.com/pressfoto
Фото: freepik.com/pressfoto

Об этом шаге следует сказать отдельно, поскольку исход дела, как пояснила 78.ru адвокат Адвокатской конторы №40 «Денисов и партнёры» ВОКА №1 Милана Дидидзе, зависит от двух факторов: является ли нарушение требований к качеству товара (то есть автомобиля) существенным и у кого он приобретён — в салоне или у физического лица.

Если автомобиль с «убитым» двигателем приобретён в салоне, то покупатель может вернуть денежные средства или обменять его на другой автомобиль, только если проблема с двигателем будет признана существенным недостатком. А в судебной практике однозначного ответа на этот вопрос нет, отметила Милана Дидидзе.

— При утверждении о существенности недостатков автомобиля при нарушении работы двигателя суды ссылаются на то, что необходимость вмешательства во внутреннюю схему двигателя заводской сборки свидетельствует о ненадлежащем качестве проданного автомобиля, а также на то, что двигатель является капитальным ремонтом автомобиля, который впоследствии требует внесения соответствующих изменений в техническую документацию автомобиля. Ключевое значение при таких спорах имеет автотехническая экспертиза, которая позволяет установить техническое состояние деталей автомобиля и определяет виновного в поломке, подтверждает невозможность устранения недостатка и т. д., — рассказала адвокат.

Если экспертиза подтвердила, что в поломке виновен не покупатель, и суд признал этот недостаток существенным, салон должен вернуть сумму за покупку или обменять автомобиль в соответствии с законом «О защите прав потребителей».

Однако если автомобиль приобретён не в салоне, а у физического лица, действие этого закона на такую сделку не распространяются — она регулируется общими положениями о купле-продаже, а также общими положениями об обязательствах и о договоре, пояснила Милана Дидидзе. При этом много проблем возникает из-за того, что договоры оформляются без помощи юристов, а их бланки просто скачиваются из Интернета.

— Из судебной практики следует, что в случае наличия в договоре пункта о том, что техническое состояние автомобиля покупателем было проверено, автомобиль принят без каких-либо претензий к его качеству и к комплектности, риск наступления возможных недостатков после заключения договора купли-продажи несёт покупатель автомобиля. Необходимо обратить внимание, что в случае заключения договора с физическим лицом и при выявлении недостатков у автомобиля возможность возврата такого автомобиля продавцу сильно затрудняется. Самое главное в таком случае — составить юридически грамотный договор с пунктом о возможном возврате автомобиля, это уменьшит риски покупателя, — рекомендовала адвокат.

Если же воздействовать на продавца через правовое поле не удалось, остаётся только рассмотреть варианты ремонта. Как уже было сказано выше, ремонт двигателя может «влететь в копеечку», как и его замена, поэтому особенно важно выбрать автосервис, который имеет опыт работы с конкретной маркой и моделью.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

И наконец, если ни вернуть автомобиль, ни отремонтировать двигатель не представляется возможным, есть вариант его продать.

— Если стоимость ремонта превышает стоимость автомобиля или вы просто не хотите возиться с ремонтом, можно подумать о продаже машины. В этом случае важно честно описать проблемы с двигателем потенциальным покупателям, — отметила Ирина Франк.

В любом случае, как указал Роман Тимашов, важны терпение и последовательность, а также помощь специалистов — только так получится минимизировать ущерб от неудачной покупки.

Почему «умирают» двигатели и как этого избежать

Проблемы с двигателем возникают у самых разных автомобилей, хотя у подержанных это происходит, конечно, чаще в силу объективных причин. Однако то, как часто это происходит, зависит от ряда факторов — марки и модели автомобиля, его обслуживания, пробега, условий эксплуатации и т. д.

— В целом, проблемы с двигателем могут возникнуть как через некоторое время после покупки подержанного автомобиля, так и спустя длительный период времени, — констатировал Роман Тимашов.

Именно поэтому важно следить за двигателем уже после покупки автомобиля, чтобы не столкнуться с неприятностями.

Ирина Франк составила для 78.ru топ-5 самых распространённых проблем с двигателями автомобилей:

  • проблемы с зажиганием: включают неисправности свечей и катушек зажигания, проводов или датчиков,
  • перегрев двигателя: недостаточное охлаждение или проблемы с системой охлаждения могут привести к перегреву мотора,
  • износ поршневых колец: непригодные поршневые кольца часто приводят к потере компрессии и утечке масла,
  • проблемы с топливной системой: включают неисправности форсунок, топливного насоса и фильтра или регулятора давления топлива,
  • проблемы с системой смазки: недостаточное смазывание или загрязнение масляного насоса и фильтра могут привести к износу двигателя.
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Роман Тимашов добавил к этим проблемам недостаточное количество масла или его низкое качество, что приводит к быстрому износу двигателя, а также попадание в него воды — например, при гидроударе. И, конечно, все эксперты отметили в качестве причины быстрой «смерти» двигателей некорректное обслуживание автомобиля.

— Если вы хотите, чтобы ваш двигатель и ваш автомобиль прослужили долго и счастливо, пожалуйста, приезжайте на ТО своевременно и не затягивайте. Лучше всего, если вы будете сокращать межсервисный интервал на 15–20%. Если ваш автомобиль требует по инструкции смены масла каждые 10 тысяч километров, приезжайте на ТО уже на 7–8 тысячах. И машина ответит вам благодарностью и долгой службой, — констатировал Владислав Давыденко.

Также к распространённым причинам поломок в двигателе относится его неправильное использование, как отметил Роман Тимашов: это перегрузки, частое резкое ускорение или торможение, неправильный выбор режима езды (например, постоянное движение на высоких оборотах).

Таким образом, чтобы избежать проблем с двигателем, нужно:

1. своевременно его обслуживать, ремонтировать и менять детали;

— Есть неоднократные примеры того, как самые обыкновенные автомобили выхаживали невероятные, дебютные миллионные пробеги только за счёт бережной эксплуатации и частого технического обслуживания. Больше ничего автомобилям не требовалось. Современный автомобиль достаточно надёжен, если за ним вовремя ухаживать. Не экономьте на этом! — призвал Владислав Давыденко.

2. «крутить» двигатель, то есть развивать необходимую мощность для выполнения работы;

— Очень часто владельцы автомобилей стараются ездить всё время в натяг, на небольших оборотах — это большая ошибка. Тут всё просто. Чтобы массу автомобиля двигать по дороге с определённой скоростью, мотор должен развить нужную мощность, совершить определённую работу. Но есть большая разница между тем, сделает эту работу мотор на 2000 оборотах в минуту или на 4000 оборотах в минуту. Очевидно, что в случае 4000 оборотов в минуту количество работы, которое мотор должен проделать за один оборот коленвала, будет вдвое меньше, чем при движении на 2000. Соответственно, на каждый оборот коленвала на высоких оборотах приходится меньшее количество нагрузки, — объяснил Владислав Давыденко.
Фото: freepik.com/standret
Фото: freepik.com/standret

3. использовать качественные масла и регулярно проверять их уровень в двигателе;

— Если он ниже нормы или имеет следы эмульсии, это может быть признаком проблем с двигателем, — указал Роман Тимашов.

4. проверять цвет дыма из выхлопной трубы;

— Белый дым может свидетельствовать о проблемах с головкой блока цилиндров или прокладкой, а чёрный дым может указывать на проблемы с топливной системой, — пояснил эксперт.

5. прислушиваться к необычным шумам и вибрациям — это может быть признаком износа или неисправности;

6. проверять работу двигателя на холостом ходу — он должен работать стабильно, иначе это может говорить о проблемах с системой зажигания или топливной системой.

Кроме того, как отметила Ирина Франк, важно в целом правильно эксплуатировать автомобиль — плавно запускать двигатель, использовать аккуратное вождение, следить за уровнем масла, охлаждающей и других жидкостей, регулярно заменять воздушный фильтр и свечи зажигания. Тогда даже подержанный автомобиль и его механическое «сердце» смогут прослужить вам долго верой и правдой.