Прямой эфир

500 тыс. — не приговор: как найти самую надёжную машину с пробегом в 2023 году

Лилия Батршина
20 октября 2023, 17:44
В нынешних реалиях купить автомобиль с салона по карману далеко не каждому жителю России. Поддержанный авто — выход из ситуации, если нужно купить машину недорого. Однако есть несколько подводных камней. 78.ru составил список самых надёжных подержанных легковых машин с пробегом. Рассказываем, как выбрать, на что обратить внимание, чем опасны перекупы и как их отличить от собственника.
Коллаж 78.ru: unsplash.com, Petrov Sergey/globallookpress.com

Подержанные машины — плюсы и минусы

Цены на подержанные машины в России растут стремительно: как рассказал 78.ru генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук, по сравнению с прошлым годом они увеличились на 35% — сейчас автомобиль с пробегом оценивается более чем в 1,5 млн рублей. Однако спрос на них не падает, и это объяснимо: подержанные машины обладают внушительным количеством плюсом.

Плюсы машин с пробегом

1. Цена ниже.

Одним из главных плюсов подержанных машин являются их цены.

— Хотя предложение ограничено, на рынке всё ещё можно найти качественные подержанные автомобили с полной комплектацией, которые по стоимости будут эквивалентны новым, менее технологичным моделям. Если пробег менее трёх лет, а стоимость 1,5—2 млн рублей, то такое предложение будет гораздо выгоднее нового предложения отечественных производителей, — отметил Дмитрий Демчук.

2. Дешевле в обслуживании.

Если подержанная машина изначально покупается в приличном состоянии, то её дальнейшее обслуживание выйдет дешевле — прежде всего благодаря расширению предложения автосервисов.

— Новый автовладелец может самостоятельно выбирать автомастерские, ведь он не обязан для сохранения гарантий ремонтировать автомобиль исключительно оригинальными запчастями у официального дилера, — констатировал Дмитрий Демчук.

3. Меньше потери при перепродаже.

Если подержанный автомобиль перепродавать ещё раз, в стоимости он потеряет меньше, чем новый: во-первых, из-за изначально более низкой цены, во-вторых, из-за более дешёвого обслуживания.

Минусы машин с пробегом

Однако и недостатков у машин с пробегом хватает — Дмитрий Демчук указал на некоторые из них.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

1. Скрытые дефекты.

Автомобиль с пробегом может выглядеть новым, однако, в отличие от только-только сошедшего с конвейера, у него могут быть дефекты, которые не выявить при первом осмотре. При этом «по гарантии» их уже не исправишь, поскольку гарантия зачастую уже истекла.

2. Высокий уровень износа и частый ремонт.

Машина редко перепродают в идеальном состоянии после небольшого пробега, поэтому у подержанных автомобилей довольно высокий уровень износа деталей — в результате есть вероятность, что ремонтировать приобретение придётся сразу же после покупки. Особенно опасно с этой точки зрения приобретать машины после использования в такси или каршеринге: износ у них значительно выше, чем у обычного семейного автомобиля.

3. Юридические проблемы.

При покупке подержанной машины нужно самое пристальное внимание обращать на юридическую чистоту сделки и документов, иначе можно попасть в неприятности. К новой машине из салона такого внимания, конечно, не требуется.

На что обращать внимание при покупке машины с пробегом

Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев в беседе с 78.ru разделил признаки, на которые нужно обратить внимание при изучении объявлений, и те, которые нужно выявить на этапе осмотра машины.

На что обратить внимание при изучении объявлений

1. Количество владельцев, кем они являются.

2. Двигатель.

— Цепной двигатель — надёжнее в плане обслуживания. Цепь на двигателе ходит до 60 тыс. км. Ему нужно меньше уделять внимания, чем ременному двигателю: ремень ГРМ нужно менять каждые 30 тыс. км, если не поменять, может оборваться, и двигателю потребуется капремонт, — отметил Дмитрий Матвеев.

Кроме того, среди двигателей внутреннего сгорания эксперт рекомендовал отдавать предпочтение V-образному — по его словам, у него самый высокий моторесурс.

3. Количество лошадиных сил.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

4. Привод.

— Если передний — ничего страшного. Если задний — возможны проблемы с карданным валом и задним мостом. Если это полный привод — возможны проблемы с раздаточной коробкой, — предупредил Дмитрий Матвеев.

5. Коробка передач.

Среди всех коробок передач — механических, автоматов, роботов, типтроников — самой надёжной (и дешёвой) является механическая, ей и стоит отдавать предпочтение.

6. Наличие ржавчины.

— Изучите фотографии (где есть «рыжики») и сразу задайте вопросы владельцу о гнилых порогах, подкрылках. Если автомобиль битый или есть повреждения задних крыльев — какая бы ни была цена, этот автомобиль для меня не вариант. Если крыша или лонжерон — то же самое, — констатировал эксперт.

7. Проверить VIN-код и историю автомобиля.

Это можно сделать через ресурсы, которые предоставляют площадку для размещения объявлений о продаже подержанных машин («Авито», «Авто.ру», «Дром.ру» и другие). Просмотр истории автомобиля на них, как правило, платный, но стоит недорого, зато сразу можно увидеть, как, когда и за какую цену машина продавалась в прошлом.

8. Какой у машины пробег.

Пробег важен, поскольку от него зависит, насколько изношены детали автомобиля. Если у машины небольшой пробег (около 100 тыс. км) при двух-трёх владельцах, это повод усомниться в достоверности сведений о ней.

На что обратить внимание при осмотре подержанной машины

1. Тормозные колодки.

Проверка тормозных колодок — важное условие безопасности. Дмитрий Матвеев отметил, что у тормозных дисков истёртость не должна превышать 35% — это можно замерить в сервисе.

Дмитрий Демчук, в свою очередь, посоветовал в целом проверить техническое состояние автомобиля с привлечением специалистов, чтобы убедиться, что всё работает исправно.

2. Состояние двигателя.

— Если перед покупкой двигатель мытый — однозначно не покупайте! Ни один нормальный слесарь не будет мыть двигатель в авто. Это чревато окислением проводки в местах соединения. Это означает, что продавец пытался замаскировать подтёки масла, — предупредил Дмитрий Матвеев.

Однако не любое подтекание масла опасно. Так, по словам эксперта, если подтекают клапаны и крышки — в этом нет ничего страшного, их легко поменять. Другое дело, если масло течёт из головки блока цилиндров.

— Это уже опасно. Значит, она прохудилась и на грани прогорания. Прогорание грозит тем, что охлаждающая жидкость может хлынуть в цилиндр сгорания. И это может нанести серьёзный ущерб компонентам двигателя, — отметил Дмитрий Матвеев.
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com
Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com

Кроме того, Дмитрий Демчук рекомендовал обязательно запустить мотор при осмотре и послушать его звук — он должен работать ровно и тихо.

3. Состояние кузова.

Кузов машины нужно осмотреть на предмет царапин, вмятин, коррозии, повреждений. Обязательно нужно обратить внимание на краску — если машина перекрашивалась, это может говорить о серьёзном повреждении кузова.

— Проверкой кузова лучше заняться на открытом воздухе при дневном освещении. Сама машина должна быть чистой, чтобы вам было легче обнаружить дефекты лакокрасочного покрытия, — указал Дмитрий Демчук.

Дмитрий Матвеев рекомендовал обратить внимание на пороги, на арки дверей и сами двери внизу — не гнилые ли они.

— Автомобилю может быть 5 лет, но он эксплуатировался при таких условиях, что всё уже гнилое. Такими могут быть машины из Москвы, Питера и областей, где реагенты «сжигают» авто за 7 лет до открытых дырок, коррозии, — констатировал он.

Советы покупателю

Эксперты дали несколько советов, которых лучше придерживаться при покупке подержанной машины.

1. Обязательно проверять юридическую чистоту автомобиля: количество владельцев, сроки эксплуатации, пробег, участие в ДТП, состояние техобслуживания.

2. Не торопиться с покупкой — сначала лучше изучить рынок.

3. Осознать, что подержанный автомобиль всегда требует вложений.

— Мало купить машину, нужно её ещё и обслужить. Нужно приценить рынок запчастей с самой ходовой (по подвеске, обычное ТО) и с тем, с чем вы можете столкнуться на пробеге 100—200 тыс. км (либо замена ГРМ, либо цепной двигатель), — указал Дмитрий Матвеев.

4. Продумать покупку запчастей.

Это касается автомобилей из Европы и США — Дмитрий Демчук посоветовал начинаться заниматься вопросом запчастей сразу, то есть искать выходы на комплектующие, смотреть цены и проверять сроки доставки.

5. Установить уведомления о желаемой модели в продаже на интернет-ресурсах.

Это поможет сэкономить, если появится срочное предложение по низкой цене.

— Мой знакомый приобрел Mercedes GLA через полчаса после того, как его выставили на продажу. В уведомлении не забудьте указать цену от минимума до максимума, лимит пробега и прочее, — поделился Дмитрий Матвеев.

Оптимальный пробег для легковых машин

Как правило, водитель проезжает за год от 10 до 30 тыс. км — в 2019 году журнал «Автостат» называл цифру в 17 500 км для пятилетних автомобилей. Идеальным можно считать трёхлетний автомобиль с пробегом в 30 тыс. км — это значит, что машина эксплуатировалась мало и, соответственно, износ деталей у неё незначительный.

Фото: Marijan Murat/globallookpress.com
Фото: Marijan Murat/globallookpress.com

В целом же нормальным пробегом для машины считаются 60 тыс. км. Насторожить должен пробег от 100 тыс. км, а если предлагаются автомобили с пробегом 250 тыс. км и больше, то лучше их не брать: износ деталей уже существенный и потребует серьёзного ремонта.

Однако при оценке пробега надо также обращать внимание на следующие факторы:

  • по каким дорогам ездила машина: если водитель передвигался по пересечённой местности, проблемы начнутся даже при минимальном пробеге,
  • насколько хорошо обслуживалась машина: если владелец регулярно проводил ТО, это удлинит срок эксплуатации,
  • бывала ли машина в ДТП: если аварии были, пробег неважен — важно, насколько сильно она в нём пострадала.

Как понять, что у машины скрутили пробег

Поскольку покупать машину с большим пробегом хотят немногие, временами владельцы хитрят и скручивают километры на одометре до приемлемых значений. В итоге цифры на приборе небольшие, а фактическое состояние машины удручает.

Дмитрий Матвеев поделился некоторыми лайфхаками, как определить, что пробег скручен.

1. Небольшой пробег при многих владельцах.

Все ездят по-разному, однако в среднем, по словам Дмитрия Матвеева, первый хозяин проезжает на автомобиле около 80 тыс. км, второй — ещё плюс-минус 50 тыс. км до капитального ремонта. Третий хозяин ездит максимум 30 тыс. км, немного ремонтирует автомобиль и начинает его продавать.

— Пример: машина 2013 года первым хозяином продана в 2018 году с пробегом 100 тыс. км. Если эта же машина через 5 лет продана вторым хозяином с пробегом 120 тыс. км, значит, второй хозяин скрутил пробег, — констатировал эксперт.

Следовательно, если при трёх и более владельцах в объявлении указаны 100 тыс. км пробега — это повод для сомнения и как минимум вопросов о том, как эксплуатировалась машина.

2. «Уставший» внешний вид.

О длительной эксплуатации автомобиля говорят внешние признаки в салоне: истрёпанная оплётка руля, истертые накладки на педалях, потёртый ковролин, протёртая ткань на сидениях, обшарпанные дверные ручки, КПП, кнопки.

Всё это перед продажей хозяин может заменить, поэтому надо обращать внимание на нестыковки: всё в салоне должно выглядеть примерно одинаково, с одинаковым износом. Если сидения как новые, а накладки на педалях протёрты до металла — в заявленном пробеге стоит усомниться.

3. Цена не соответствует рынку.

Встречаются предложения с заниженными ценами, когда машину нужно продать срочно, но это нечастые случаи. Гораздо чаще бывает так, что за заниженной — или же завышенной, такое тоже случается — ценой скрывается скрученный пробег. Внешний вид автомобиля тоже должен соответствовать цене: если машина блестит как новенькая, а цена — будто она выпущена 20 лет назад, лучше всё дополнительно проверить.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Список надёжных машин с пробегом в 2023 году

Kia Rio и Hyundai Solaris

Обе эти машины считаются самыми надёжными в техническом отношении: у них почти беспроблемные двигатели, рассчитанные на 200—250 тыс. км, и большой выбор запчастей даже при учёте санкций.

Однако они популярны в такси и каршеринге, поэтому «попасться» на скрученный пробег шансы выше.

Lada Granta и Lada Vesta

Какие бы отзывы ни оставляли об отечественном автопроме, всё же его продукция держит первое место при продажах на «вторичке». Из плюсов — высокая надёжность двигателей и отсутствие проблем с запчастями благодаря отечественному производству.

Toyota Camry

Двигатель этой машины рассчитан на 300 тыс. км, крепкая ходовая часть тоже не доставит проблем. Однако со временем на кузове начинает проявляться ржавчина.

Mitsubishi Lancer

Считается одним из самых надёжных в своём классе благодаря двигателям и коробкам передач, хорошо поддаётся ремонту, есть большой выбор запчастей. Однако он также грешит плохой антикоррозийной защитой и частыми скрутками пробега.

Ford Focus

Один из многолетних лидеров на рынке подержанных автомобилей в России. Среди достоинств — большое количество модификаций и кузовов, хорошая управляемость, адаптированная для российских дорог подвеска, машина подходит для семейных поездок. Из недостатков — слабая шумоизоляция, низкая устойчивость к коррозии и дороговизна некоторых запчастей.

Renault Logan II

У «Логана» хорошее соотношение в соотношении «возраст — надёжность агрегатов», он устойчив к износу. При должном уходе может прослужить ещё 10 лет после покупки. Однако за это его любят таксисты, поэтому при покупке нужно быть очень внимательным к пробегу — он может быть скручен.